Имеют ли право ГИБДД аннулировать регистрацию автомобиля при остановке на дороге?
Управление автомобилем без постановки на учёт ГАИ грозит штрафом и лишением прав. Но даже если с регистрацией ТС полный порядок, то по инициативе ГИБДД вам могут её аннулировать. Достаточно того, что вас остановили на дороге и имеется хотя бы одно из оснований для прекращения учёта ТС. Например, если у вас на машине красуется кенгурятник. Или на окнах замечена тонировка. Более того, ГИБДД может запросто прекратить регистрацию автомобиля, даже в случае запрета регистрационных действий. В статье разберём, в каких случаях ГАИ может аннулировать учёт машины, каков порядок процедуры и что грозит водителям, севшим за руль автомобиля с прекращенной регистрацией.
Может ли сотрудник ГИБДД аннулировать регистрацию авто на дороге в 2022 году?
Да, может. Но есть свои тонкости.
Термина «аннулирование регистрации» вообще не существует. Юридически грамотно говорить «прекращение регистрации транспортного средства«. В нашем случае речь идёт о принудительном прекращении учёта автомобиля по инициативе ГИБДД.
Может ли это устроить рядовой сотрудник ДПС? Да. В его должностные обязанности входит остановка ТС, выявление нарушений, к примеру – в конструкции автомобиля, и дальнейшие действия. Таким дальнейшим действием и является одна из мер воздействия на водителя, как прекращение регистрационного учёта его автотранспорта.
Законны ли действия госавтоинспекторов на дороге? Для того, чтобы это понять, возникает идея открыть КоАП и поискать там, ведь именно здесь перечислены меры наказания водителей и пресечения правонарушений! Однако, в Кодексе об аннулировании учёта ТС вы ничего не найдете. Зато есть два других источника, которые дадут точный ответ.
- Регистрация автомобиля может быть принудительно прекращена по ряду оснований, отмеченных в п. 1 ст. 20 ФЗ № 283 О регистрации ТС – об этом прямо сказано в пп. 6 п. 1 ст. 18 того же закона.
- То же предписание есть и в Постановлении Правительства РФ № 1764 «О госрегистрации ТС» – в пункте 59 снова идёт отсылка к упомянутому выше подпункту 6 пункта 1 статьи 18 ФЗ № 283.
Что мы имеем? В 2022 году автоинспектор запросто может остановить вас на дороге, выявить основания для прекращения регистрации ТС, что впоследствии и будет реализовано на практике в органе ГИБДД.
По каким основаниям?
Если обратиться к пункту 6 п. 1 ст. 18 ФЗ № 283, то в нём указано целых 7 оснований. Нас интересуют лишь те, которые инспектор ГИБДД может выявить в ходе остановки вашего автомобиля на дороге.
Итак, за что грозит прекращение учёта ТС:
- Если имеются сведения о смерти владельца транспортного средства (данные поступают из ЗАГС и ФНС).
- Выяснилось, что постановка автомобиля на учёт в ГИБДД проводилась по поддельным или подложным документам.
А также по условиям, запрещающим любые регистрационные действия с машиной – пункт 1 ст. 20 ФЗ О регистрации ТС.
- Замена маркированного двигателя на немаркированный, равно как и установка мотора от другого транспортного средства, если не совпадают модели агрегатов и/или их технические характеристики, и равно офциально не внесены изменения в конструкцию в таких случаях.
- Перебивка или уничтожение VIN-номера двигателя автомобиля – для того, чтобы это обнаружить, инспектору достаточно открыть капот и сверить имеющийся идентификационный номер с данными СТС или ПТС автомобиля.
- Нарушения конструкции транспортного средства без соответствующего разрешения, например – тонировка, установка ГБО, кенгурятника, спойлера, непредусмотренных дисков, лебёдки, шнорхеля и другого нештатного оборудования.
- Автомобиль или его двигатель находятся в розыске.
Обратите внимание, что речь идёт именно о прекращении регистрации автомобиля – это временная мера в отношение транспортного средства. Сведения о ТС не удаляют, а всего лишь помечают как проблемные.
Решение о признании незаконным решения об аннулировании регистрации транспортного средства и обязании восстановить регистрацию транспортного средства
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.Ю.Д. к УМВД России по Мурманской области и начальнику УГИБДД УМВД России по Мурманской области о признании незаконным решения об аннулировании регистрации транспортного средства и обязании восстановить регистрацию транспортного средства,
К.Ю.Д. обратился в Октябрьский районный суд г. Мурманска с административным исковым заявлением к УМВД России по Мурманской области и начальнику УГИБДД УМВД России по Мурманской области Т.А.В. о признании незаконным решения об аннулировании регистрации транспортного средства и обязании восстановить регистрацию транспортного средства.
В обоснование заявленных требований указал, что решением начальника УГИБДД УМВД России по Мурманской области от ** мая 2018 года признаны недействительными и аннулированы регистрационные действия с автомобилем Land Rover Range Rover Sport, идентификационный номер (VIN) — ***, государственный регистрационный знак А***КА**, являющимся его собственностью.
О принятии данного решения ему стало известно из письма Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел.
Сообщает что в указанном письме административного ответчика не указаны фактические обстоятельства, послужившие причиной аннулирования регистрации принадлежащего ему транспортного средства.
Ссылается на Правила регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и полагает, что по смыслу действующих Правил прекращение (аннулирование) регистрации транспортного средства регистрационным подразделением Госавтоинспекции осуществляется не произвольно, а при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 данных Правил. Сообщает, что в письме-уведомлении ответчика об аннулировании регистрации не указаны какие-либо обстоятельства применительно к требованиям пункта 3 Правил, которые были бы достаточны для принятия оспариваемого решения.
Вместе с тем с его стороны для регистрации автомобиля были представлены соответствующие требованиям закона документы и сведения, содержащие достоверную информацию, и нарушений действующего законодательства в ходе регистрации им не было допущено.
Таким образом, в нарушение действующих Правил административным ответчиком было принято незаконное решение о признании недействительными регистрационных действий с его автомобилем и аннулировании этих действий, что существенно нарушает его права на реализацию полномочий собственника (владение, пользование и распоряжение), ибо в силу действующего законодательства эксплуатация автомобиля по назначению не возможна без его регистрации в установленном порядке.
Просит суд признать незаконным решение административного ответчика об аннулировании регистрации принадлежащего ему транспортного средства Land Rover Range Rover Sport, идентификационный номер (VIN) ***, государственный регистрационный знак А***КА**, и обязать восстановить регистрацию данного транспортного средства.
Административный истец К.Ю.Д., представитель административного истца Ж. В.Ф. в судебном заседании настаивали на заявленных требованиях.
Представитель УМВД Российской Федерации по Мурманской области Х.Е.В. в судебном заседании просила суд отказать административному истцу в полном объеме.
Административный ответчик — должностное лицо начальник УГИБДД УМВД России по Мурманской области Т.А.В., извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении в свое отсутствие.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу положений п.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2)соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а)полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что в ходе осуществления повседневной деятельности сотрудниками ОРЧ СБ получены сведения о том, что **.12.2017, сотрудниками МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области (далее МРЭО ГИБДД) совершены регистрационные действия с выдачей государственного регистрационного знака А***КА**, который ранее был комиссионно уничтожен, на автомобиль Land Rover Range Rover Sport, принадлежащий К.Ю.Д.
** февраля 2018 года начальником УМВД России по Мурманской области по данному факту назначено проведение проверки проведение которой поручено ОРЧ СБ.
Служебной проверкой установлено, что в 2015 году К.Ю.Д. продал Г.А.В. автомобиль Nissan X-Trail, при этом, оплатив госпошлину и действуя через представителя, К.Ю.Д. обратился в УГИБДД с заявлением о сохранении государственного регистрационного знака А***КА**сроком на 180 суток (заявление от * августа 2015 года).
** января 2016 года по договору купли-продажи К.Ю.Д. приобрел автомобиль Land Rover Range Rover Sport, однако с заявлением о его регистрации и выдаче сохраненного государственного регистрационного знака А***КА** в УГИБДД не обратился.
** февраля 2016 года согласно акту комиссии в составе сотрудников УГИБДД государственный регистрационный знак А***КА** уничтожен по истечении срока хранения, о чем внесены сведения в федеральную информационную систему ГИБДД.
В дальнейшем, как установлено служебной проверкой ОРЧ СБ, в 2017 году сотрудники УГИБДД, действуя в нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок регистрации автомототранспортных средств, приняли от К.Ю.Д. повторное заявление о сохранении государственного регистрационного знака А***КА** сроком на 180 суток (датировано **.08.2017, квитанция об оплате госпошлины от **.12.2017), внесли изменения в ФИС- ГИБДД и **.12.2017 зарегистрировали автомобиль Land Rover Range Rover Sport с выдачей государственного регистрационного знака А***КА**.
По результатам служебной проверки трое должностных лиц УГИБДД за нарушение Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»,
Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.10.2012 № 1377, и Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Также по результатам указанной служебной проверки в УГИБДД проведена проверка по обстоятельствам совершения регистрационных действий с автомобилем Land Rover Range Rover Sport, принадлежащем К.Ю.Д., и выдаче государственного регистрационного знака А***КА**.
Согласно заключению, утвержденному ** мая 2018 года начальником УГИБДД УМВД России по Мурманской области, регистрационные действия с автомобилем Land Rover Range Rover Sport государственный регистрационный знак А***КА** признаны недействительными, аннулированы.
** мая 2018 года в адрес К.Ю.Д. направлено соответствующее уведомление (исх. ***).
** мая 2018 года К.Ю.Д. обратился в УГИБДД с заявлением о восстановлении регистрации автомобиля, которое рассмотрено в установленном порядке, заявителю направлен ответ (исх. *** от **.06.2018) с разъяснением оснований принятого решения об аннулировании регистрационных действий.
Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 51 Правил при наличии оснований, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил, за исключением случаев наложения запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск. Регистрационные знаки, принятые на основании соответствующего волеизъявления собственника (владельца) в соответствии с пунктом 42 Правил, подлежат хранению. Собственнику (владельцу) транспортного средства направляется письменное уведомление с указанием причин и оснований прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства.
В соответствии с пунктом 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.
В соответствии с пунктом 42 Правил по заявлению собственников (владельцев) транспортных средств при проведении регистрационных действий могут быть выданы регистрационные знаки, ранее принятые на хранение. Их выдача осуществляется регистрационными подразделениями по месту хранения сданных регистрационных знаков. Хранение регистрационных знаков осуществляется на основании записи об их сохранении собственника (владельца), за которым было зарегистрировано транспортное средство, в заявлении о проведении регистрационных действий. Хранению подлежат регистрационные знаки, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации. Срок хранения регистрационных знаков не должен превышать 180 дней. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. После окончания срока хранения они подлежат повторной выдаче. Выдача указанных регистрационных знаков осуществляется в хронологическом порядке их учета. Изготовление дубликатов государственных регистрационных знаков взамен утраченных, похищенных или пришедших в негодность производится индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими свидетельство об утверждении изготовленного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем образца специальной продукции соответствующего типа, при условии предоставления собственником (владельцем) транспортного средства соответствующего регистрационного документа. При условии соответствия высвободившихся государственных регистрационных знаков требованиям законодательства Российской Федерации организуется их последующая выдача с согласия новых собственников (владельцев) транспортных средств на получение таких знаков.
Таким образом, поскольку по истечению 180 дней государственный регистрационный знак А***КА** был уничтожен, то заключение, утвержденное ** мая 2018 года начальником УГИБДД УМВД России по Мурманской области, согласно которого регистрационные действия с автомобилем Land Rover Range Rover Sport государственный регистрационный знак А***КА** признаны недействительными, аннулированы вынесено законно и обоснованно.
Полномочия начальника УГИБДД УМВД России по Мурманской области на осуществление действий, предусмотренных пунктом 51 Правил, установлены Положением об УГИБДД УМВД России по Мурманской области, утвержденным приказом УМВД России по Мурманской области от 14.06.2017 № 1079 (пункт 40 Положения).
Поскольку оспариваемое решение не противоречит предусмотренным законом основаниям, то оно не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и, значит, правовые основания для признания его незаконным отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 218, 226, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Административное исковое заявление К.Ю.Д. к УМВД России по Мурманской области и начальнику УГИБДД УМВД России по Мурманской области о признании незаконным решения об аннулировании регистрации транспортного средства и обязании восстановить регистрацию транспортного средства, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В каких случаях производится прекращение (аннулирование) регистрации транспортного средства?
Вопрос: В каких случаях производится прекращение (аннулирование) регистрации транспортного средства?
Ответ: Регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации при наличии оснований, а именно при установлении следующих обстоятельств:
1.Представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию;
2.Представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;
3.Представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
4.Обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) идентифицирующих транспортное средство, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации;
Далее — «маркировка транспортного средства и номерных агрегатов».
(сноска введена Приказом МВД России от 20.03.2017 N 139)
5.Наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6.Отсутствуют в паспорте транспортного средства отметки об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» или об обязательстве обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, взятом на себя организацией — изготовителем колесных транспортных средств, включенной на момент выдачи паспорта транспортного средства в реестр организаций — изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями — изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
7.Наличие в паспорте транспортного средства соответствующего колесного транспортного средства отметки о принятии обязательства организацией — изготовителем колесных транспортных средств, не включенной на дату выдачи паспорта в реестр организаций — изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями — изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
8.Если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией — изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года;
9.Невозможность идентификации транспортного средства вследствие замены рамы, кузова или составляющей части конструкции, повлекшей утрату идентификационного номера, нанесенного изготовителем транспортного средства при его выпуске в обращение;
10.Наличие сведений о смерти физического лица, либо сведений о прекращении деятельности юридического лица (физического лица, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя), являющихся собственниками транспортных средств;
11.Неуплата государственной пошлины либо отсутствие сведений об уплате;
12.Признание недействительным паспорта транспортного средства.
За исключением случаев наложения запретов и ограничений на совершение регистрационных действий.