Водители в армии по призыву

Содержание

Критерии отбора для водителей в армии, прохождение подготовки и обязанности

Специальность военного водителя — одна из наиболее востребованных в практически любой из современных армий. Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) — не исключение, тем более что военная служба в последние годы стала заметно привлекательнее в глазах молодежи. Это связано как с ростом ее престижа в обществе, так и с существенным улучшением материального обеспечения профессиональных военнослужащих.

Примеривая на себя потенциальные возможности для собственного прохождения службы в Армии России, юноши и молодые люди активно интересуются вариантами, позволяющими извлечь практическую пользу для своей военной и гражданской карьеры. В этом плане водитель — профессия, весьма привлекательная. Но служба в армии водителем имеет множество нюансов, требующих более детального рассмотрения.

Водитель в армии: общие сведения

Водительская специальность — широкое понятие, объединяющее большое разнообразие той техники, которой предстоит управлять. Применительно к Вооруженным Силам России это могут быть как стандартные автомашины для перевозки людей и грузов, так и специализированная техника (колесная и гусеничная), включая различные боевые и вспомогательные транспортные средства.

Всем желающим разобраться в особенностях водительской армейской службы следует иметь представление об общей структуре ВС РФ, а также принципах их комплектации личным составом. В этой связи нужно отметить, что специальность водителя в той или иной мере востребована во всех родах и видах российских Вооруженных Сил. Даже авиация, военно-морской флот и воздушно-десантные войска сегодня оснащены множеством наземной техники, обеспечивающей их функционирование, и этими транспортными средствами необходимо кому-то управлять.

Тем не менее основной «военно-водительский контингент» приходится на Сухопутные войска РФ. Учитывая отдельные особенности специализированной боевой и вспомогательной транспортной техники всех прочих родов и видов ВС РФ, можно утверждать, что обязанности водителя военнослужащего в целом сходны для всей Российской Армии.

Водитель в армии

Военные водители в ВС РФ относятся к числу специалистов, уровень воинских званий которых соответствует категориям рядового и сержантского состава. Прохождение службы для этих категорий военнослужащих возможно как по призыву, так и по контракту.

Кроме того, в Российской Армии широко распространена практика замещения наиболее распространенных профессий лицами гражданского персонала.

В их числе следующие:

  • аппаратчик;
  • бульдозерист;
  • водитель автомобиля;
  • водитель аэросаней;
  • водитель дрезины;
  • водитель мототранспортных средств;
  • водитель погрузчика;
  • водитель транспортно-уборочной машины;
  • водитель-экскаваторщик;
  • водитель электро- и автотележки;
  • водитель-испытатель;
  • крановщик (машинист автомобильных кранов);
  • машинист мостового крана технического комплекса;
  • механик-водитель многоосных дизельных автомобилей.

По сути, такие работники в правовом отношении ничем не отличаются от таких же специалистов, работающих в гражданской сфере. Принадлежность к военнослужащим для армейских водителей-призывников и контрактников характеризуется, прежде всего, присвоением им воинского звания, а также наличием соответствующей военно-учетной специальности (ВУС).

Как правило, формулировки должностей и специализаций военных водителей звучат как «механик-водитель», «водитель-электрик», «водитель-электромеханик». В зависимости от конкретных воинских частей и подразделений, наименование специальности может быть дополнено указанием на определенный тип боевой и специализированной техники. К примеру, механик-водитель БМП или танка, водитель-электрик специальной машины связи и т.п.

Во время службы такой специалист должен не только обеспечивать грамотную эксплуатацию вверенной ему техники, но и отвечать за ее поддержание в исправном техническом состоянии, своевременно и качественно проводить обслуживание и ремонт.

Массово распространенная в гражданской сфере водительская категория B, в армейской практике мало востребована. Разумеется, существуют должности для водителей легковых автомобилей, предназначенных возить командиров различного уровня. Но подобные назначения, как правило, носят индивидуальный характер.

Водитель в армии: срочная служба

Прохождение срочной службы в рядах Российской Армии в качестве водителя вполне реально для множества призывников. Такая возможность существует даже в ходе призыва на условиях последующего общего распределения. Основным и непременным условием для этого является наличие навыков вождения соответствующей техники, подтвержденное документами о получении профильного образования. Но 100% гарантии того, что солдат-срочник будет служить водителем, естественно, не существует.

В то же время Армия России не исключает возможность освоения солдатом-срочником, даже не имеющим водительских прав, специальности военного водителя, что называется, «с нуля». Обучить молодого человека вождению и иным навыкам, связанным с управлением транспортным средством, могут непосредственно в армии: сначала в учебной части, а затем и на практической службе. После службы срочник получает документальное подтверждение о том, что он освоил специальность военного водителя. Но современные тенденции сейчас таковы, что подобные меры рассчитаны в первую очередь с прицелом на желающих продолжить военную службу в качестве солдат-контрактников.

В целом для службы военным водителем молодой человек еще до призыва должен получить общегражданские водительские права категории С, D, E. Призывники, имеющие такие «корочки» и опыт эксплуатации грузовых транспортных средств, могут рассчитывать на предпочтение при распределении из военкомата в воинские части. Кроме того, для призывников как потенциальных военных водителей установлена норма профессиональной пригодности не ниже III категории.

Водитель в армии: контрактная служба

Для кандидатов на замещение должности военного водителя по контракту установлены стандартные требования, практически аналогичные призывникам.

  • среднее или среднее профессиональное образование;
  • водительские права категории С, D, E и стаж вождения транспортных средств, относящихся к этим категориям;
  • навыки технического обслуживания автомобиля и поддержания транспортного средства в исправном техническом состоянии.

Кроме того, зачастую могут задаваться специфичные требования, привязанные к особенностям прохождения службы в конкретных частях и войсках. Например, при наборе военнослужащих по контракту на должность водителя категории С, D, E в дивизию ВДВ, от кандидата может потребоваться готовность к совершению прыжков с парашютом и выполнению зарубежных командировок. При поступлении на такую должность военнослужащий должен иметь здоровье категории А и быть годным к службе в ВДВ.

Проходя службу военным водителем по контракту, можно повысить классную классификацию до первого класса, освоить новые для себя водительские категории. Материальная сторона контрактной службы в рядах ВС РФ на сегодняшний день довольно привлекательна. Даже без учета внушительного «соцпакета» из государственных льгот и гарантий, солдат-контрактник может рассчитывать на денежное довольствие в размерах, часто превышающих зарплату по вакансиям в гражданской сфере в большинстве регионов России.

Важно отметить, что с осени 2019 года Минобороны ввело особую 30-процентную надбавку к должностным окладам водителям-военнослужащим по контракту. Основным условием получения такой надбавки является наличие категории С, D, СE. В среднем зарплата военных водителей-контрактников по состоянию на 2020 год составляет, в зависимости от воинского звания, стажа и других особенностей службы, от 25 до 45 тысяч рублей.

Критерии отбора военных водителей

Все критерии, по которым производится отбор военных водителей, подразделяются на две группы:

  1. Медицинские. К ним относятся требования, предъявляемые военно-врачебными комиссиями (ВВК) к состоянию здоровья призывников и кандидатов в военнослужащие по контракту.
  2. Профессиональные. Отбор по таким критериям заключается в изучении представленных документов об имеющемся профильном образовании, а также о практическом опыте работы водителем в гражданской сфере.

ВВК признают годными к прохождению военной службы в качестве водителя молодых людей согласно нормативам присвоения категории годности Б-3. При прохождении медицинского освидетельствования, показатели состояния здоровья для такой категории: рост не менее 155 см и успешно понимать речь, произнесенную шепотом.

Число патологий из Расписания болезней в этой подгруппе допускается по минимуму. В частности, категорию годности Б-3 присваивают при выявлении стоматологических болезней, некоторых разновидностей аллергии, осложнений, проявившихся после перенесенной травмы конечностей, а также на фоне вероятного развития астмы и других несущественных заболеваний.

Применительно к военным водителям основные медицинские требования сводятся к зрению. Для успешного отбора требуется нормально воспринимать цвета (не должно быть выявлено дальтонизма или дихромазии). Признаются годными лица с близорукостью не более 6,0 дптр и дальнозоркостью не более 8,0 дптр, астигматизмом не более 4,0 дптр на каждый глаз.

В плане категории профессионально-психологической пригодности требования к военным водителям в целом соответствуют критериям годности к такой же работе в гражданской сфере. Водителю нужно обладать интересом к технике, трудолюбием и дисциплинированностью, уметь принимать ответственные решения в кратчайшие сроки. В числе необходимых качеств — высокая работоспособность, стрессоустойчивость, хорошая координация действий рук и ног.

Подготовка военного водителя

Для молодых людей допризывного возраста, твердо намеренных отслужить срочную армейскую службу, открыты широкие возможности подготовиться к этому заранее. В частности, подготовкой будущих военных водителей на категорию «С» занимается ДОСААФ России. Местные отделения этой организации есть практически повсеместно на уровне городов и райцентров в каждом регионе страны.

Программы подготовки военных автомобилистов ДОСААФ позволяют изучить:

  • основные особенности эксплуатации автотехники в ВС РФ;
  • устройство и принцип действия всех основных узлов и агрегатов автомобиля;
  • возможные неисправности, возникающие при эксплуатации, способы их устранения;
  • особенности технического обслуживания транспортного средства;
  • общие правила безопасности при эксплуатации автомобиля и др.

Обучение по программе подготовки военных водителей в ДОСААФ для прохождения службы производится бесплатно на условиях направления от военкомата. Обычно эти направления выдаются за полгода-год до призыва. Такое обучение могут проходить только молодые люди мужского пола, достигшие 17 лет, признанные годными по состоянию здоровья и морально-психологическим качествам, подлежащие призыву на военную службу.

Как показывает практика, обучаться лучше по месту жительства в период до службы в ВС РФ. Исключением могут стать водительские категории Е и СE. Они весьма востребованы в современной армии, и при дефиците квалифицированных сотрудников военнослужащим нередко предлагается дополнительное обучение с присвоение этой категории.

Обязанности военного водителя

Основные обязанности водителя в армии заключаются в следующем:

  1. Уверенно управлять вверенным ему ТС (транспортным средством) в любое время суток, при любой погоде.
  2. Твердо знать технические возможности ТС и правила его эксплуатации.
  3. Досконально соблюдать ПДД, а также сигналы, команды управления и регулирования.
  4. Уметь ориентироваться на местности, пользоваться навигатором, картой маршрута.
  5. Содержать технику исправной, в состоянии полной боевой готовности.
  6. Быть в курсе объема и периодичности работ по техобслуживанию (ТО) ТС, а также межремонтного ресурса (пробега), общего срока службы как всей машины, так и отдельно аккумуляторных батарей, шин.
  7. Добросовестно выполнять работы по ТО, текущему ремонту подведомственного транспорта. Проводить спецобработку машины.
  8. Знать нормы расхода, оптимальные для ТС виды горючего, смазочных и иных эксплуатационных материалов. Экономно использовать перечисленное, стараться не допускать перерасхода.
  9. Уметь определять, обнаруживать и устранять основные причины неисправностей транспортного средства. Не допускать поломок. При обнаружении последних обязателен доклад командиру. Далее неисправность следует попытаться как можно скорее устранить собственными силами.
  10. Соблюдать общие правила техники безопасности при эксплуатации, обслуживании, ремонте, эвакуации машины.

Повседневная обязанность военного водителя — перед выходом из автопарка убедиться в удовлетворительном техническом состоянии машины. Особое внимание уделяется рулевому управлению, тормозной системе, тягово-сцепному устройству, шинам. Затем проверяются стеклоочистители, внешние световые приборы, зеркала заднего вида, чистота и надежность крепления номерных знаков.

Воинский устав применительно к военным водителям отмечает в качестве его главных обязанностей — не передавать управление ТС третьему лицу. Кроме того, уставные требования ВС РФ запрещают водителям курить, принимать пищу и напитки во время езды.

Военный водитель-автомобилист должен всегда иметь при себе водительское удостоверение, путевой лист, документ, удостоверяющий личность. Если автомашина транспортная, то нужен лист эксплуатации. Армейский шофер обязан знать и соблюдать правила загрузки ТС, посадки и перевозки людей, размещения, крепления и укладки грузов.

Стандартные обязанности механика водителя в армии в целом включают в себя все те, что перечислялись выше в качестве основных обязанностей военного водителя. Следует помнить, что надлежащее исполнение военным механиком-водителем своих должностных обязанностей, кроме непосредственного управления вверенным транспортным средством, включает особое внимание к техническому состоянию вверенной ему боевой или специальной машины. Армейский механик-водитель, как правило, привлекается к участию в периодически проводимых модернизациях вверенной ему техники.

Военный водитель-электрик и водитель-электромеханик, помимо уверенного управления своим ТС, как специалист должен следить за целостностью вверенной ему техники и ее комплектующих. Он обязан также контролировать уровень и расход бензина, масла и других жидкостей, необходимых для нормальной эксплуатации машины, поддерживать надлежащее состояние аптечки и огнетушителя.

В полевых условиях любой военный водитель должен собственными силами уметь произвести текущий ремонт вверенного ему ТС, чтобы он смог доехать до назначенного командованием пункта. Если до начала выполнения приказа или во время движения в машине была обнаружена поломка, водитель обязан сообщить о ней своему командиру.

Воинские должности для замещения военными водителями

Согласно утвержденным Министерством обороны России нормативным актам, типовые должности военных водителей относятся к замещаемым из числа военнослужащих по призыву и по контракту для категорий рядового и младшего командного состава. В частности, действующий Перечень тарифных разрядов по воинским должностям военнослужащих, определяющий размеры окладов по ним, а также соответствие их типовым воинским должностям, содержит упоминание водительских специальностей в диапазонах тарифных разрядов со 2 по 4:

  • 2 разряд — воинские должности водителя автотранспортного средства (АС);
  • 3 разряд — воинские должности механика-водителя, в том числе пусковых установок ракет, боевых машин, а также старшего водителя;
  • 4 разряд — воинские должности механика-водителя самоходных пусковых установок стратегических ракет, начальника автодрома.

Следует отметить, что замещение военнослужащими-водителями определенных воинских должностей также привязано к требованию наличия соответствующего образовательного уровня:

  • основное общее образование — водитель АС;
  • среднее общее образование — механик-водитель (в т.ч. машины на базе танка), а также старший водитель;
  • среднее профессиональное образование — старший механик-водитель (в том числе самоходной пусковой установки стратегических ракет).

Официальный сайт Министерства обороны РФ содержит следующий перечень военных должностей, относимых к водительским:

  1. Аппаратчики.
  2. Бульдозеристы.
  3. Водители АС, автотехники РВСН.
  4. Водители-экскаваторщики.
  5. Водители-электрики специальных машин связи.
  6. Водители-электромеханики автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станции (КИПС), в том числе для подразделений ПВО Сухопутных войск.
  7. Крановщики (машинисты автомобильных кранов).
  8. Механики-водители боевых машин пехоты, подразделений охраны, боевой разведывательно-дозорной машины (БРДМ).
  9. Механики-водители колесных бронетранспортеров, многоосных дизельных автомобилей.
  10. Механики-водители танка (в т.ч. плавающего танка), ТММ (тяжелого механизированного моста).

В качестве отдельных воинских должностей выделены водительские специальности, отнесенные к Воздушно-десантным войскам (ВДВ). Помимо водителей автотранспортных средств, в их числе механики-водители боевой машины десанта, водители-крановщики, трактористы-бульдозеристы. Ко всем из них предъявляются особые, серьезно повышенные требования по здоровью, наличию парашютной подготовки и т.п.

В плане воинских званий, соответствующих типовым должностям военных водителей, штатными являются звания рядовой, реже — ефрейтор. Для должностей типа старший водитель, старший механик-водитель в армии минимальным званием является ефрейторское. На практике эти должности обычно замещаются военнослужащими в сержантских званиях.

В то же время должности, связанные с командными функциями (старший машины, начальник автоколонны и т.п.), в структуре ВС РФ, как правило, отнесены к замещаемым категориями прапорщиков и офицеров. То есть они напрямую никак не относятся к тем, кого принято считать военным водителем.

Хотите служить в армии водителем? Что для этого нужно с 2022

Водитель – актуальная профессия, спрос на которую остается всегда высоким и в повседневной жизни, и на военной службе. Военный автомобилист отвечает за состояние вверенной ему техники, придерживается правил грамотной эксплуатации.

Чаще всего в армии востребованными являются водители грузовиков, поэтому перед призывом желательно позаботиться о получении категорий «C», дополнительно лучше иметь и «B».

Военные возле автомобиля

Какие категории нужны

Еще с советских времен организация ДОСААФ занимается подготовкой военных специалистов. За счет МО каждый молодой человек может получить специальность водителя. Армейские будни помогут ему отшлифовывать свои технические навыки и умения.

Наиболее актуальными для армии являются такие специализации:

  1. Водитель категории «С», который обладает навыками вождения и ремонта практически всех грузовых автомобилей. В процессе обучения курсанты досконально изучают устройство грузовиков.
  2. Категория «D» дает право управления автобусами. В этом случае действует возрастной ценз.

Пройти обучение, сдать экзамен могут исключительно молодые люди возрастом от 21 года. Зачастую у них появляется возможность повысить свою квалификацию во время прохождения срочной службы.

Кстати, в настоящее время ДОСААФ РФ начинает готовить водителей-парашютистов.

Армейский большегруз

Таким образом, чтобы пройти срочную армейскую службу в качестве водителя, нужно заранее получить нужную специальность через ДОСААФ. Практика направления военными комиссариатами допризывников на обучение сохранилась еще с Советского Союза.

Таблица и описание категорий водительских прав в 2020 году
Аббревиатура, обозначенная в водительском документе, указывает на то, каким видом транспортного средства законно…

Обязанности и особенности службы водителя

После прибытия на место постоянной службы в роту обычно приходит старослужащий, которому через месяц увольняться в запас.

Он кровно заинтересован в нахождении замены на свою должность, поэтому лично подбирает желающих для того, чтобы передать весь опыт работы на конкретном автомобиле. Чем раньше он это сделает, тем быстрее поедет домой.

Военный грузовой транспорт

К основным обязанностям военного водителя относятся:

  • управление транспортным средством при любых погодных условиях;
  • знание специальных сигналов военной регулировки;
  • следование правилам дорожного движения;
  • текущее техническое обслуживание, поддержание транспортного средства в исправном состоянии.

Водителю за рулем военного транспортного средства запрещается передавать управление посторонним лицам, курить, принимать пищу, пить какие-либо напитки во время движения.

Шофер должен полностью контролировать состояние всех узлов и агрегатов. При обнаружении поломки он должен доложить вышестоящему руководству о проблеме, но постараться устранить неисправность своими силами.

Категория и процедура получения прав на квадроцикл в 2020 году
Квадроцикл, или четырехколесный мотовездеход, является внедорожным ТС, то есть не предназначенным для езды на дорогах…

В чем преимущества

Армейская практика дает преимущества представителям разных профессий:

  1. Чтобы сформировать профессиональные навыки и умения до автоматизма, нужно постоянно их тренировать в реальности.
  2. Особенности службы дают возможность научиться водить в самых экстремальных условиях.
  3. Кроме того, ответственность за доверенное транспортное средство зачастую освобождает от необходимости выполнения хозяйственных работ, которые проводятся внутри роты.
  4. Приобретенная в армии квалификация станет очень полезной на гражданке. Профессия водитель-универсал востребована в обычной жизни, поэтому проблем с трудоустройством после увольнения в запас не будет.

Категория М в правах
В России появилась новая категория в водительском удостоверении – «М». Автовладельцев заинтересовало данное…

Таким образом, быть военным водителем довольно перспективно. Для этого можно заранее подготовиться, воспользовавшись возможностями ДОСААФ.

Лучшие войска для службы в армии: где служить

Срочная служба

Армейская служба по призыву обязательна для всех граждан России мужского пола, достигших возраста 18 лет и признанных годными к её прохождению по медицинским и социальным показателям. При этом возможно предоставление отсрочки (до 27-летнего возраста) либо полного освобождения от призыва на основании учёбы, определённых семейных обстоятельств, состояния здоровья. Призыву на военную службу подлежат только те молодые люди, которые имеют российское гражданство и постоянно проживают на территории России.

Длительность прохождения срочной службы составляет 1 год. По заверению высшего руководства страны и Министерства обороны, такое положение будет сохраняться в неизменности ещё очень долгое время. При прохождении призывной комиссии каждого призывника обязательно спросят, где призывник хотел бы служить. Поэтому каждому из них будет крайне желательно заранее определиться для себя в ответе на этот вопрос, сопоставив свои возможности с реально сложившейся практикой прохождения срочной службы.

В какие войска призывают срочников

Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС РФ) разделены на три вида: Сухопутные войска (СВ), Военно-морской флот (ВМФ) и Воздушно-космические силы (ВКС), которые, в свою очередь, имеют в своём распоряжении различные рода войск. В качестве самостоятельных родов войск с собственным командованием в составе ВС РФ действуют Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) и Воздушно-десантные войска (ВДВ). Все эти виды войск в армии по призыву регулярно пополняются контингентом солдат-срочников в рамках ежегодной весенней и осенней призывной кампании.

В структуре Минобороны РФ прохождение срочной военной службы также возможно в специальных войсках тылового обеспечения: железнодорожных и военно-строительных. Кроме того, для части призывников имеется возможность попасть служить в структуры Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и Федеральной службы войск национальной гвардии (ФСВНГ).

Сухопутные войска

Как и в подавляющем большинстве армий мира, российские Сухопутные войска по составу являются самыми многочисленными. Соответственно, потребность в солдатах-призывниках для СВ ВС РФ наиболее высока. В структуре Сухопутные войск существуют следующие рода войск:

  • Мотострелковые войска;
  • Танковые войска;
  • Ракетные войска и артиллерия;
  • Войска противовоздушной обороны;
  • Инженерные войска;
  • Войска радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ);
  • Войска связи.

Для всех этих войск берут призывников, состояние здоровья которых может находиться в средних (водители, члены экипажа или расчёта военной техники, специалисты РХБЗ) и даже минимальных (связисты, стандартная охрана объектов) параметрах.

Воздушно-космические силы

В состав ВКС входят различные виды военной авиации (стратегическая, армейская, бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная, военно-транспортная, специального назначения), зенитные ракетные войска, радиотехнические и другие специализированные подразделения, предназначенные для обеспечения боевой деятельности соединений и частей.

Солдаты-срочники

В организационном плане ВКС объединяют:

  • Военно-воздушные силы (ВВС);
  • Космические войска;
  • Войска противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО-ПРО).

Набор призывников в ряды ВКС стабильно производится во всех регионах России. Срочная служба в ВВС традиционно популярна среди молодых людей, которые хотят связать свою жизнь с авиацией.

Военно-морской флот

В современной структуре ВМФ России на правах родов войск образованы следующие войсковые объединения:

  • Надводные силы;
  • Подводные силы;
  • Морская авиация;
  • Береговые войска (ракетно-артиллерийские войска, морская пехота).

Множество призывников мечтает целенаправленно попасть именно в ВМФ. Однако отбор в этот вид Вооружённых Сил по показателям здоровья достаточно строгий, особенно в отношении морской пехоты.

Десантные войска и спецподразделения

Воздушно-десантные войска и подразделения ВС РФ, предназначенные для проведения разведывательных и диверсионных операций (а также и для противодействия подобной деятельности со стороны противника) относятся к силам специального назначения, которые принято именовать «спецназ». Основной личный состав таких сил служит на профессиональной основе, являясь контрактниками либо офицерами.

В то же время у призывников, обладающих высокими показателями физического здоровья и психологической устойчивости, имеется возможность непосредственно пройти срочную службу в ВДВ. Для других спецподразделений прямой набор новобранцев не практикуется, но попасть туда вполне реально, хорошо зарекомендовав себя на начальном периоде армейской (либо флотской применительно к морской пехоте) службы в учебных и боевых подразделениях.

Курсанты

Престижные войска для службы в армии

Понятие «элитных» войск не имеет какого-либо официального статуса, подкреплённого нормативными актами. К ним принято относить войска и подразделения спецназа, сам факт службы в которых свидетельствует о наличии особых личных качеств — силы, ловкости, выносливости, бойцовских умений, готовности к высокому риску и самопожертвованию. Помимо весьма эффектной военной формы, особо выделяющей эти войска в ряду прочих, служба в этих войсках максимально наполнена напряжёнными тренировками на физическую выносливость и способность к выживанию в тяжёлейших условиях.

В массовом представлении престижные для армейской службы войска ассоциируются прежде всего с наибольшей боеспособностью (как ВДВ, морская пехота, спецназ), а также с постоянной боеготовностью в зачастую сложных, отдалённых условиях несения службы (ВМФ, РВСН, ПВО, пограничные войска). Кроме того, высокий престиж имеют широко известные воинские части, зарекомендовавшие себя наиболее тщательным отбором своего личного состава (гвардия, столичные Преображенский и Семёновский полки, а также Президентский полк, структурно подчинённый Федеральной службе охраны).

Критерии отбора срочников по видам и родам войск

Будущее место службы зависит от нескольких критериев: здоровья, физической формы, образования, приобретенной профессии, умений и навыков. В процессе отбора призывников для прохождения срочной службы в ВС РФ определяющее значение при распределении по родам войск имеют показатели состояния здоровья новобранцев. Дальнейшим критерием отбора выступает наличие профессиональной подготовки, способной сделать службу потенциальных солдат-срочников более эффективной.

Категории годности призывников

Категории военной годности — это показатели здоровья, которые определяют годность военнообязанного гражданина к службе в Вооружённых Силах. Всего существует пять категорий годности лиц, подлежащих призыву в армию:

  • «А» — годен к военной службе;
  • «Б» — годен к службе с незначительными ограничениями;
  • «В» — ограниченно годен к военной службе (освобождается от службы в армии в мирное время и зачисляется в запас);
  • «Г» — временно не годен (требует повторного переосвидетельствования через 6 либо 12 месяцев);
  • «Д» — негоден к несению военной службы.

Категории годности в военкомате выставляются после медицинского освидетельствования призывной комиссией. Итоговый показатель определяется по правилу «наихудшего параметра». К примеру, если один из врачей- специалистов поставил призывнику категорию «В», а остальные — «Б», то итоговая категория годности будет «В».

Следует отметить, что на присвоение категории «А» могут рассчитывать не только абсолютно здоровые новобранцы: она может быть выставлена и при незначительных хронических заболеваниях или при перенесённых травмах.

Медосмотр

Куда можно попасть по призыву в армию

Категории военной годности делятся на уточняющие подкатегории, которые зачастую имеют главное значение в отборе призывников по роду войск. Это прежде всего касается категории годности «Б» как наиболее распространённой.

КатегорияСоответствие воинским специальностям
Б-1Войска специального назначения, десантно-штурмовые и воздушно-десантные
Б-2Подводные лодки и надводные корабли, водители (члены экипажей) танков и другой гусеничной военной техники
Б-3Водители (члены экипажей) колёсной военной техники (БМП, БТР, ракетные пусковые установи), караульные подразделения, специалисты РХБЗ, заправки и хранения горючего
Б-4Служба в специальных сооружениях, специалисты связи и радиолокации, остальные воинские части ВС РФ

Основные показатели физического здоровья (в числе которых телосложение, острота зрения и слуха) существенно влияют на распределение призывников по роду войск. Наиболее характерные примеры подобного рода:

  • Рост призывника в десантно-штурмовых подразделениях должен быть от 175 до 190 см, вес — в пределах 70-80 кг, отсутствие заболеваний опорно-двигательного аппарата, высокий уровень психической устойчивости;
  • Показатель роста для службы в ВМФ не может превышать 182 см. Остроты зрения для моряков достаточно средней, а для подводников — чуть ниже средней;
  • Для службы в танковых подразделениях рост призывника более ограничен: он не может превышать 175 см, а зрение должно быть хорошим (острота не ниже 0,5).

Минимально требуемые показатели годности к службе в ВС РФ — рост 150 сантиметров при весе не менее 44 килограммов.

Особенности несения службы в разных видах войск

Каждый из видов Вооружённых сил важен на современном поле боя, причём успех всех известных боевых операций последнего времени был достигнут эффективностью их взаимодействия между собой. Любой род войск призван исполнять свои незаменимые функции для обеспечения обороноспособности страны.

Это в равной мере относится как к РВСН, постоянная и полная боеготовность которых более полувека гарантирует международную безопасность России и всего мира, так и ко вроде бы «небоевым» (железнодорожным, автомобильным, строительным) войскам, позволяющим всей армии полноценно функционировать. Впрочем, срочная служба в РВСН сейчас сводится к преимущественно вспомогательным функциям при том, что личный состав этого рода войск в основном составляют контрактники и офицеры.

Современная российская армия предоставляет различные варианты прохождения срочной службы. Как и в советские времена, производится специализированный набор в спортивные роты. За таких призывников ходатайствуют спортивные организации. Туда попадают юноши, имеющие высокие достижения на уровне сборных России, преимущественно в олимпийских видах спорта.

Заметным нововведением последних лет стало прохождение срочной армейской службы в научных ротах. Такая практика рассчитана прежде всего на применение способностей выпускников вузов без военных кафедр. Для этих целей создан военный инновационный технополис ЭРА, где солдаты-срочники проходят военную службу, совмещая ее с научными разработками Минобороны. Аналогичные подразделения созданы и в структуре МЧС, с упором на сферу компьютерных технологий.

Срочная служба в сухопутных войсках

Мотострелковые и танковые части — основная категория боевой мощи СВ ВС РФ, предназначенная для непосредственного решения большинства задач Российской Армии в обороне и наступлении. Современная пехота до предела моторизована, оснащена эффективными БТР и БМП, действует при поддержке артиллерии, бронетехники, авиации. В ходе боевой учёбы солдаты-мотострелки обучаются грамотной тактике ведения боя в различных условиях.

Служба в танковых войсках традиционно, с момента появления этого типа боевых машин в прошлом веке, привлекательна для любителей мощной и высокоманевренной техники. Бронетанковые подразделения являются главной атакующей силой в действиях сухопутных войск. Современные российские танки не только наиболее многочисленны в сравнении с армиями других стран, но и заслуженно признаны лучшими среди них по боевым возможностям.

Военнослужащие ракетных войск и артиллерии не считаются «элитой», но в полной мере сохраняют звание «богов войны». Артиллерия способна нанести сокрушительный и высокоточный удар по противнику за десятки километров, а ракетное вооружение СВ ВС РФ представляет собой грозную силу, включающую также и ядерные боеголовки, обеспечивающую подавление противника от тактического поля боя до целых ключевых районов. Войсковая ПВО также имеет в оснащении современнейшую технику, вплоть до боевых лазерных комплексов, способную противостоять любому противнику в контроле над воздушным пространством.

Специальные войска в составе СВ ВС РФ крайне важны, поскольку без обеспечения надёжной связи, ведения разведки и радиоэлектронной борьбы, инженерного обеспечения театра военных действий, охраны важнейших объектов, радиационной, химической и биологической защиты не способна обойтись ни одна современная армия.

Срочная служба в ВМФ

В организационном плане ВМФ России включает в себя отдельные флоты (Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский), а также Каспийскую военную флотилию. Каждое из этих соединений обладает всем комплексом сил и средств ведения боевых действий на море и побережье, при этом самостоятельно контролируя воздушное пространство театра военных действий.

Таким образом, служба моряков-срочников требует освоения многообразных воинских специальностей: как большинства из общеармейских, так и весьма специфических флотских. Потому именно в ВМФ широко практикуется переход со срочной службы на контрактную в качестве хорошо подготовленных специалистов, владеющих сложной современной техникой. В настоящее время срочников вообще не призывают на службу в Северный флот, где сосредоточены наиболее мощные военно-морские силы России.

Срочная служба в ВКС

Популярность службы в рядах ВКС значительно возросла после реальных боевых операций в Сирии, где российская авиация продемонстрировала всему миру свою мощь, высочайшую эффективность и передовое техническое оснащение. Как и в ВМФ России, сложность современной техники в ВВС и войсках ПВО-ПРО требует от военнослужащих глубоких знаний и прочных навыков, при освоении которых солдат-срочник может уже в ходе службы подписать контракт и получить возможность сделать военную карьеру с достойным материальным обеспечением. Следует учесть, что требования к физическим кондициям призывного и контрактного состава ВКС достаточно мягки.

Срочная служба в десанте и спецподразделениях

Попасть для прохождения срочной службы в подразделения специального назначения, даже в случае полного соответствия суровым требованиям по физической готовности, возможно лишь в весьма ограниченном числе вариантов: это десантно-штурмовые подразделения ВДВ либо морской пехоты. Они входят в структуру ВС РФ и специально подготовлены для ведения боевых действий в тылу противника.

Воздушным десантникам в силу своей наиболее высокой мобильности довелось участвовать во всех реальных боевых операциях Российской Армии. К действиям в различных «горячих точках» не раз привлекались и солдаты-срочники, проходящие службу в десантно-штурмовых частях ВДВ. Как показала практика, формальный запрет на участие призывного контингента военнослужащих в таких операциях преодолевается «добровольно-принудительным» оформлением контракта. Впрочем, и обычная служба в рядах ВДВ насыщена напряжёнными занятиями и тренировками, зачастую несущими риск для здоровья и жизни бойцов, но зато дающая им право на заслуженную истинно мужскую гордость.

Срочники в парадной форме

Морская пехота — род военно-морских сил, предназначенный для охраны и обороны военно-морских баз, береговых объектов и важных участков побережья, а также для ведения боевых действий против аналогичных целей на стороне противника. Морпехов часто называют «воинами всех стихий», поскольку они единственные, кто выполняет боевые задачи на воде, под ней, в воздухе и на суше. Перед тем, как молодой человек будет зачислен в действующую часть морской пехоты, ему необходимо пройти сложнейшие испытания на физическую выносливость и психологическую устойчивость.

Возможно ли попасть туда, где хочешь служить

Структура Вооружённых Сил в России достаточно разнообразна, чтобы призывники смогли попасть служить в то подразделение, где возможно наилучшее проявление их навыков и способностей, причём с пользой для последующей жизни и карьеры. Однако отбор и распределение кандидатов на военную службу производится исходя из имеющихся заявок от войск и подразделений, отражённых в соответствующих планов призывной кампании для каждого из регионов России. Поэтому, несмотря на заявляемое призывником пожелание о предпочитаемом варианте прохождения службы, его могут забрать туда, где он покажется нужней на данный момент, и отправить в совсем иные условия.

Частым стремлением множества призывников является желание служить поближе к месту жительства. Военная служба рядом с домом возможна, но лишь при наличии веских причин:

  • Необходимость ухода за престарелыми родителями;
  • Наличие малолетних детей.

Наличие таких обстоятельств требует от призывника документального подтверждения. Юноше стоит заранее позаботиться об этом вопросе, а кроме того — постараться заодно выбрать для службы и те войска, которые находятся в его домашнем регионе. В целом же солдата-срочника вправе послать служить с одного края страны на другой или даже за границу.

Впрочем, возможность призывника успешно повлиять на выбор рода войск для своей предстоящей военной службы достаточно реальна. Но об этом следует позаботиться заранее, задолго до получения соответствующей повестки. По этому поводу лучше до начала призыва обратиться в военкомат, где специалисты, как правило, с пониманием воспримут желание служить в определённых войсках.

Сведения, собранные военным комиссариатом в процессе формирования личного дела призывника, могут существенно повлиять на распределение в конкретный род войск. Например, имея водительское удостоверение (лучше всего с несколькими категориями) и разбираясь в ремонте автомобильной техники, можно с высокой вероятностью рассчитывать на службу механиком-водителем.

Важнее всего, чтобы состояние здоровья соответствовало желаемой военной специальности. К примеру, имея проблемы со зрением, не следует претендовать на непременное распределение в снайперы. Высокие показатели категории годности важны, но имеют лишь рекомендательный характер и ничуть не гарантируют, что призывника возьмут служить в выбранных им войсках, особенно в относимых к престижным и элитным.

Если молодой человек давно мечтает попасть в воздушно-десантные войска или в морскую пехоту, то он должен заранее сделать многое, чтобы военно-призывная комиссия распределила его в желаемое подразделение: пройти обучающие курсы для получения нужных навыков (например, прыжков с парашютом), получить спортивный разряд, принять участие в мероприятиях и акциях военно-профилирующей направленности во время обучения в школе.

Существует мнение, что службе в предпочитаемых войсках поможет заявление на имя военкома. Для этого необходимо прийти в военный комиссариат, уточнить форму заявления (это должны подсказать сотрудники) и изложить в нём свою просьбу. В обращении необходимо указать, в каких войсках и по какой причине хотите служить. Можно при этом сослаться на семейные традиции, а также привести другие мотивы. Гарантий это не даёт, но вероятность добиться своего существенно возрастает.

Среди множества рекомендаций заслуживает внимания вариант обращения к военкому или к ответственному за призыв и отправку молодого пополнения, чтобы постараться узнать точный график формирования команд для отправки в желаемые части. Суть в том, чтобы под этот график попал в повестке день явки на сборный пункт, по прибытии в который необходимо будет идти со своим обращением по дальнейшей «цепочке»: к ответственным лицам сборного пункта и непосредственно к тому представителю воинской части, который набирает призывников в нужную команду и сопровождает их к месту службы.

Вероятность попасть таким способом в выбранную часть будет весьма высока, но её можно ещё более увеличить. Для этого следует особо постараться, чтобы дополнительно заранее договориться о будущей службе непосредственно с командованием намеченной воинской части. То есть лично прибыть в часть, попасть на приём к командиру и рассказать о себе и своём желании пойти служить именно в этой части.

Срочники в строю

Плюсы и минусы срочной службы

Прохождение срочной военной службы в условиях современной России, если судить по отзывам самих отслуживших, оценивается как позитивно, так и негативно. В числе минусов военной службы чаще всего указываются:

  • Сложно воспринятый отрыв от привычного уклада жизни;
  • Недовольство направленностью полученных военно-специальных навыков, проведенным «впустую» периодом времени, субъективно воспринимаемым как препятствие на пути достижения более привлекательных жизненных и карьерных целей;
  • Трудность восприятия принципов воинской дисциплины, жёсткой практики подчинения вышестоящим в армейской иерархии.

Жалобы на тяжёлые условия службы, как и на проявления различных «неуставных отношений», в настоящее время крайне редки. В основном почти все «минусы» относятся к морально-психологической сфере, в то время как отмеченные «плюсы» прохождения срочной службы содержат значимое материальное воплощение в виде льгот и преимуществ для тех, кто успешно отслужил:

  • Приоритетная возможность устройства на службу в силовых структурах;
  • Сохранение трудовых прав (восстановление в занимаемой до призыва должности либо предоставление другой без понижения уровня зарплаты, единовременная выплата матпомощи от прежнего работодателя в размере действующего минимального размера оплаты труда (МРОТ), включение срока службы в общий трудовой стаж, в том числе на госслужбе);
  • Отнесение к льготной категории при поступлении в высшие учебные заведения (право на бесплатную учёбу на подготовительном отделении, чтобы обновить знания перед поступлением, а также преимущество при зачислении на финансируемые госбюджетом места при равенстве баллов с обычными абитуриентами);
  • Возможность бесплатного получения в период военной службы качественной медицинской помощи, которая в гражданской сфере здравоохранения практически доступна лишь на латной основе (исправление перегородки носа, офтальмологические операции, устранение застарелых хронических заболеваний и т.п.).

В итоговом балансе оценок прохождения россиянами срочной армейской службы уже долгое время преобладают положительные. Это связано с общим вектором развития страны, постепенным восстановлением престижа военной службы в массовом общественном сознании.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий