Какое налогообложение выбрать для ИП-такси
Какое налогообложение выбрать для ИП-такси? Такой вопрос может встать перед начинающим предпринимателем, решившим заняться пассажироперевозками. Налоговый кодекс предлагает различные режимы, но практически для каждого из них, кроме основного, установлены определенные критерии и требования. Попытаемся разобраться со всеми нюансами систем налогообложения для такси.
Выгодно ли ИП под такси платить налоги общего режима?
Общий налоговый режим применяется предпринимателями по умолчанию. Для него не нужно никаких заявлений или уведомлений. Соблюдать дополнительные требования по численности штата или по величине дохода также не требуется. Однако это один из самых сложных режимов: придется начислять и уплачивать НДС и налог на доходы физических лиц для ИП. Декларацию по НДС необходимо сдавать 4 раза в год по окончании каждого квартала. Декларацию по НДФЛ — один раз, по завершении года. Из всех существующих систем налогообложения ОСН — самая трудоемкая в том, что касается отчетности.
С НДС выгоднее работать тем экономическим субъектам, у которых есть и «входящий» налог, и начисленный. Начислять налог необходимо с каждой поездки. Соответственно, он включается в стоимость услуг, что увеличивает сумму, полагающуюся к оплате клиентом. Это может привести к снижению конкурентоспособности в части цен по сравнению с неплательщиками НДС.
«Входящий» налог ИП-таксист может получить в стоимости бензина. Но для этого придется заключить договор с поставщиком топлива и заправляться только на определенных заправках. Автозапчасти редко продаются с НДС. Поэтому входящий налог может быть настолько маленьким, что предприниматель должен будет начислять значительные суммы к уплате в бюджет.
Таким образом, общая система налогообложения для ИП-такси может быть невыгодна из-за объемной отчетности и необходимости уплачивать НДС.
Снизить налоговую нагрузку и объем сдаваемых форм поможет освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ, если доходы таксиста в течение трех следующих подряд календарных месяцев не превысят 2 млн руб. без учета НДС.
Как предпринимателю правильно исчислить и уплатить НДС? Ответ на этот вопрос вы найдете в Готовом решении от справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Для его просмотра оформите бесплатный пробный доступ.
Предприниматели-общережемники самостоятельно исчисляют НДФЛ и уплачивают его в бюджет. Базой для исчисления являются доходы (за минусом НДС), уменьшенные на величину профессиональных вычетов. Сумма вычетов определяется либо как 20% от суммы доходов либо как понесенные за налоговый период расходы. Причем если в первом случае берется расчетная величина, то во втором случае — все признаваемые для налога на прибыль расходы на такси должны быть документально подтверждены.
Нужно отметить, что перечень расходов не является закрытым в отличие, например, от УСН. Тем не менее они должны быть направлены на получение доходов и, соответственно, связаны с деятельностью по перевозке пассажиров.
Применима ли упрощенная система налогообложения для ИП-такси?
Чтобы применять УСН, предприниматель-таксист должен соответствовать требованиям, определенным гл. 26.2 НК РФ. Основные требования таковы:
- годовой доход не превышает 200 млн руб.;
- численность штата не выходит за рамки 130 человек.
На упрощенке необходимо сдавать всего одну отчетную форму, что, несомненно, является большим плюсом. А вот уплачивать налог придется 4 раза в год.
Если выбрать объект «доходы», то налог будет рассчитываться по поступившим суммам. Уменьшить его разрешается на сумму страховых взносов, уплачиваемых предпринимателем за себя и за своих работников в течение отчетного/налогового периода.
Если выбор сделан в пользу объекта «доходы минус расходы», то нужно понимать, что:
- жестко ограничен ст. 346.16 НК РФ;
- уплачиваемые в течение налогового периода взносы за себя и работников включаются в состав расходов, а не уменьшают налог в качестве вычета, как при объекте «доходы»;
- все расходы должны иметь документальное подтверждение.
В целом уплата УСН-налог в такси достаточна интересна. Режим несложный, не обременен отчетностью, нужно лишь соблюдать требования, установленные для него Налоговым кодексом. Отметим, что во многих регионах в целях поддержки малого бизнеса (а упрощенка предназначена именно для таких субъектов) власти снижают налоговые ставки по УСН, что также добавляет привлекательности данному режиму.
Разрешена ли патентная система налогообложения для такси?
Особенностью ПСН является возможность использовать его только предпринимателями и только для определенных видов деятельности. Эти виды представлены в перечне из п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Регионы вправе расширять этот список.
Патентная система налогообложения для ИП-такси доступна в силу наличия в указанном списке подп. 11 — «оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортные средства, предназначенные для оказания таких услуг». То есть предприниматель, оказывающий услуги по перевозке пассажиров на собственном транспорте или транспорте, взятом в аренду, может пользоваться всеми преимуществами патента.
Основным преимуществом является то, что налог инспекторы рассчитывают сами. Предприниматель застрахован от ошибок в подсчете налога на 99%. Почему на 99? Потому что у него есть возможность снизить величину налога на сумму уплаченных в периоде применения патентной системы страховых взносов. Важно:
- правильно вычесть сумму взносов из суммы налога, причем размер налога нельзя снизить более чем на 50%, если ИП имеет наемных работников;
- безошибочно заполнить уведомление на уменьшение суммы патента и отправить его в налоговую инспекцию до момента уплаты патента по очередному сроку.
Сдача деклараций по режимному налогу не предусмотрена, что также значимо для предпринимателей-одиночек, часто не пользующихся услугами бухгалтера.
Однако, согласно Налоговому кодексу, патент предполагает некоторые ограничения:
- По объему дохода — не более 60 млн руб. за календарный год.
- По численности персонала, если предприниматель имеет несколько машин в собственности и поэтому заключает трудовые договоры с водителями, — не более 15 человек.
Доступно ли такси налогообложение в виде НПД?
НПД — это налог на профессиональный доход. Плательщиков такого налога называют самозанятыми. Они могут и не иметь предпринимательского статуса. Но поскольку деятельность такси подлежит лицензированию, то самозанятому нужно оформить ИП, чтобы получить лицензию и правомерно вести свой бизнес.
В том, как получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, разбирались эксперты К+. Чтобы изучить этот материал, воспользуйтесь демодоступом к системе. Это бесплатно.
Предприниматель должен зарегистрироваться в качестве самозанятого в налоговом органе и установить приложение «Мой налог». После каждого расчета с клиентом данные направляются в налоговый орган. Здесь снова исключается ошибка предпринимателя в расчете налога, поскольку налог считают налоговики. Налоговая ставка не большая и варьируется в зависимости от того, кому были оказаны услуги — юридическому лицу (6%) или физическому (4%). Базой выступает сумма доходов, полученных от клиентов. Годовая величина доходов ограничена 2,4 млн руб.
Режим освобожден от сдачи каких-либо отчетных форм в налоговые органы, что является немаловажным фактором при его выборе.
В последнее время очень актуальными становятся вопросы работы с агрегаторами такси: в каком качестве зарегистрироваться, чтобы заниматься перевозкой пассажиров, по какому договору работать с агрегатором, какие налоги уплачивать. Ответы вы найдете в статье «Какой налог платят таксисты, работающие с агрегаторами такси».
Итоги
В статье мы постарались разобраться, какой вид налогообложения выбрать для ИП-такси. У всех режимов свои плюсы и минусы. Выгоду в виде минимизации налоговых платежей нужно подсчитать, подставив в формулы для расчета налогов предполагаемые суммы доходов, расходов и значения налоговых ставок. Также на выбор влияют объем сдаваемых в налоговую отчетных форм, необходимость ведения скрупулезного учета доходов и расходов и ограничения, устанавливаемые Налоговым кодексом и другими нормативными актами — как федеральными, так и региональными и местными.
- Налоговый кодекс РФ
- федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)»
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Какой налог платят таксисты, работающие с агрегаторами такси
Яндекс.Такси — налогообложение для таксистов вызывает много вопросов. Кто платит налог с доходов водителей: агрегатор, партнер или сам таксист? С кем заключает договор таксист: с агрегатором или с партнером? Законна ли деятельность таксиста-самозанятого? Разбираемся в нюансах налогообложения таксистов в нашем материале.
Такси — лицензируемая деятельность
Остановимся вначале на основном моменте, который является краеугольным камнем в деятельности такси.
ВАЖНО! Для легальной деятельности такси необходимо получать лицензию!
То есть для того, чтобы совершать пассажирские перевозки на законных основаниях, необходимо получить разрешение.
Посмотрим, какие условия выдвигает закон для перевозчиков (ст. 9 федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ):
- Лицензию может получить только ИП или юридическое лицо. Это очень важный момент. Подчеркнем еще раз и будем обращаться к данному факту в течение статьи: физлицо не имеет права на получение лицензии.
- Автомобиль должен принадлежать соискателю лицензии на правах собственности либо по договору аренды (лизинга).
- На одно транспортное средство выдается одна лицензия.
- Юридическое лицо либо ИП, осуществляющие деятельность по оказанию услуг перевозки пассажиров, обязаны:
- проводить ТО и ремонт транспортных средств;
- обеспечивать техконтроль автомобиля перед выездом;
- обеспечивать медицинский осмотр водителя перед выездом.
Подытожим основные тезисы, чтобы на их основе показать, какие схемы работы с Яндекс.Такси являются законными, а какие — нет, и ответить на вопрос: придется ли платить налог Яндекс.Такси.
Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте алгоритм действий по получению лицензии такси.
Распространенные схемы работы водителей через агрегаторов
Как таксисты Яндекс платят налоги? С появлением налогового режима под названием самозанятость стал актуальным вопрос: какой налог платят самозанятые таксисты, так как «Яндекс» активно приглашает их работать в такси.
В связи с этим рассмотрим схемы, которые повсеместно применяются. Однако их распространенность совершенно не означает законность. Что мы сейчас и покажем. Незаконны схемы не только потому, что налоги в Яндекс.Такси для водителей не уплачиваются, но еще и потому, что данные схемы склоняют водителей к незаконной предпринимательской деятельности. Причем в некоторых случаях она является таковой даже с условием того, что Яндекс.Такси налог самозанятого отражает в его приложении.
Покажем несколько схем и разберем подробно, какая из них законна, а какая нет, и почему:
Как видим, во всех схемах Яндекс.Такси (как и любой другой агрегатор) работает через партнеров. Это обязательное условие. Партнером является ИП либо юридическое лицо. Напрямую с физлицами агрегаторы не работают. Ситуацию, когда Яндекс.Такси подключает самозанятого, рассмотрим ниже. Спойлер: зачастую это также незаконно.
Отношения агрегаторов с партнерами
Рассмотрим цепочку по порядку. Оговоримся, что партнеров-посредников в цепочке может быть несколько, но на таких схемах мы останавливаться не будем.
Рассмотрим взаимосвязь «агрегатор — партнер». Как уже было сказано, Яндекс.Такси работает только так. Напрямую с водителем агрегатор может работать только при условии, что водителем является ИП (схема № 1).
Итак, агрегатор заключает с партнером:
- договор оказания услуг — на предоставление доступа к сервису, на поиск водителей для партнера (при необходимости);
- агентский договор — на прием безналичной оплаты от клиентов.
Таким договором агрегатор закон не нарушает и, надо полагать, уплачивает налоги с вознаграждения за оказываемые услуги, а также со своего агентского вознаграждения.
Если партнером Яндекс.Такси является водитель — ИП, то мы говорим о схеме № 1, которая является полностью законной. Сюда же можно отнести законную схему № 2, где партнером является ООО, у которого заключены трудовые договоры с водителями.
Покажем на рисунке, как работают эти схемы и почему они законны.
Как оформить путевые листы для такси, читайте в статье «Какие особенности у путевого листа для легкового такси».
Как видим, закон о лицензировании такси не нарушен, налоги с доходов агрегатора уплачиваются, налогообложение партнера Яндекс.Такси прозрачное и в него включена уплата налога с доходов водителей.
Из рисунка также становится очевидным ответ на частый вопрос: платит ли Яндекс.Такси налоги за водителей? Нет, не платит, так как не взаимодействует непосредственно с таксистами.
Отношения партнеров с водителями
Незаконность схем заключается именно во взаимодействии между партнерами и водителями. Вернемся в начало нашей статьи и напомним основную проблему — физлицо или самозанятое физлицо без статуса ИП не может получить лицензию на такси. Поэтому физлицу необходим посредник, у которого может быть такая лицензия. И таксисты обращаются к ИП или ООО — таксопаркам — партнерам агрегаторов. По закону таксопарк должен заключить с таксистом трудовой или гражданско-правовой договор (что рискованно, как было сказано выше в статье). Но это невыгодно, так как в этом случае необходимо платить НДФЛ и взносы с доходов водителя и, кроме того, налог по соответствующей системе налогообложения со всего дохода, приносимого водителем. Партнеры выкручиваются и заключают либо агентский договор с водителем, либо договор аренды транспортного средства, либо оба сразу.
Поясним еще раз: если самозанятый платит налог в Яндекс.Такси, как это может быть незаконным?
Здесь нарушается закон о лицензировании деятельности такси, возникает незаконная оптимизация налогообложения для таксопарка Яндекс.Такси, а также незаконная предпринимательская деятельность со стороны водителя.
С вопросами, касающимися работы самозанятых, можно ознакомиться в наших статьях:
Законные способы быть самозанятым таксистом
Теперь расскажем, можно ли законно быть самозанятым в Яндекс.Такси и какой налог платить при этом. Самозанятость — это специальный режим налогообложения (НПД — налог на профессиональный доход), который могут применять как физлица, так и ИП.
Законные способы быть самозанятым таксистом:
- Зарегистрировать ИП на НПД, получить лицензию на такси и стать партнером Яндекс.Такси.
- Законно ли с точки зрения лицензирования деятельности такси? — Да.
- Законно ли с точки зрения налогового законодательства? — Да.
- Сколько платят налог самозанятые водители Яндекс.Такси и с какой суммы? — 4% от физлиц и 6% от юрлиц, что значительно меньше 13% НДФЛ. Однако учесть комиссию агрегатора нельзя. Страховые взносы уплачивать не надо.
- Можно ли нанять сотрудников-водителей? — Нет, придется работать одному.
- Можно ли учитывать расходы на бензин, ремонт и прочее при расчете налога? — Нет, нельзя.
- Стать самозанятым физлицом и устроиться по ГПД к партнеру Яндекс.Такси — в таксопарк.
- Законно ли с точки зрения лицензирования такси? — Да.
- При такой самозанятости в Яндекс.Такси сколько налог платить? — В этом случае источником дохода является таксопарк — партнер Яндекс.Такси, поэтому доход облагается 6%.
- Как платить налоги таксопарку Яндекс.Такси в этом случае? — Налог с вознаграждения, выплаченного физлицу самозанятому , уплачивать не надо, так как это обязанность самозанятого.
- Могут ли переквалифицировать ГПД в трудовой договор? — Да, такая вероятность высока.
- Можно ли таксопарку учитывать расходы на бензин, ТО и вознаграждение водителю? — В зависимости от того, какую систему налогообложения применяет партнер (при ОСНО и УСН 15% можно, при УСН 6% и ПСН нельзя).
- Налог таксопарк платит с разницы между доходом от поездки и вознаграждением водителя? — Нет, доходом является все поступление от клиента, а вознаграждение водителя можно учесть в расходах при некоторых системах налогообложения.
Итоги
Самозанятые физлица не могут заниматься таксомоторной деятельностью, так как не имеют права получить лицензию. Для того чтобы стать водителем такси, необходимо зарегистрировать как ИП (можно на НПД) или заключить трудовой договор с партнером Яндекс.Такси — таксопарком. Иных законных способов работать таксистом нет.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Налогообложение для грузоперевозок в 2022 году
«Любимый» многими грузоперевозчиками ЕНВД отменили еще с прошлого года. После этого выбор нового налогового режима остался у всех разный. Для юрлиц доступна только дорогая платная трасса «УСН». А вот предпринимателям дали зеленый свет на Патент — он стал доступен независимо от маршрутов доставки в пределах РФ. Как сэкономить при переходе на упрощенку и не потерять Патент, расскажем в статье.
Что вы узнаете
Как рассчитать налоги по УСН
На упрощенке два варианта расчета налога:
Выбрать можно только один вариант, а изменить — не чаще 1 раза в год.
Упрощенка с объектом Доходы-Расходы
С точки зрения элементарной математики вариант «Доходы-Расходы» выгоднее, когда расходы больше 60% от выручки. Но не все подряд затраты могут уменьшать налог. «Солярка подешевле по чужой заправочной карте» или «запчасти по себестоимости от приятеля» реальными расходами не станут, хоть деньги на них потрачены настоящие. По факту такой налог выбирают компании, где строгий бухгалтер следит за тем, чтоб по каждому истраченному литру топлива были:
- -заправок, от водителей, от диспетчера.
Выбор этого варианта означает ведение полноценного учета, т.к. иначе налог правильно не посчитать.
Но если требования НК учет усложняют, то современные учетные системы помогают упросить: распознавание первички по сканам, авторасчет налога, заполнение книги и декларации и многое другое.
Упрощенка с объектом Доходы
По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.
Понятная онлайн-бухгалтерия для упрощенки
На чем сэкономить при переходе на УСН
При переходе с ЕНВД на УСН с 2021 года можно было не учитывать в доходах:
- предоплату 2020 года за рейсы 2021 года;
- оплату в 2021 за перевозки 2020 года.
Позволить это могут лишь те, кто подтвердит факты. Например, актами сверки с покупателями, чеками ККТ с признаком аванс/кредит.
И, наоборот, в расходах можно увеличить на стоимость:
- топлива и запчастей на складе — в момент их расходования в 2021 году;
- услуги автосервисов, стоянок, полученные в 2021, но оплаченные заранее в 2020 году;
- остаточную стоимость вашего автомобиля, купленного не позже 5-10 лет назад (в зависимости от вида машины).
Экономия на расходах актуальна для объекта УСН Доходы-Расходы. Наличие документов, подтверждающих оплату и получение обязательно. Если в период вмененки нигде учет не вели, то будет достаточно только зафиксировать долги, стоимость складских остатков и машины на начало года, а учетная система сама сэкономит налоги на таких операциях.
Если в 2021 году вы не воспользовались возможностью сэкономить на УСН (например, не включили в расходы остаточную стоимость автомобиля) — не поздно пересчитать налог и подать уточненную декларацию, а переплату по налогу вернуть или зачесть.
Кому доступен Патент
Достаточно одного патента, если договор на перевозку заключен в субъекте РФ, где этот патент получен. Так разрешают поступать разъяснения ФНС в письме от 29 декабря 2020 г. № КВ-4-3/21782@.
Например, ИП, получивший в Москве патент на оказание автотранспортных услуг по месту постановки на учет в налоговом органе по месту жительства, заключил в Москве с разными лицами договоры на перевозку грузов: по первому договору перевозка груза из Москвы в Санкт-Петербург, по второму договору перевозка груза из Московской области в Калугу, по третьему договору перевозка груза из Владимира в Ярославль. В указанном случае ИП не нужно получать дополнительные патенты.
Но в любой момент нужно быть готовым обосновать свое право на единственный патент. Как мы знаем, не всегда заказчик или диспетчер готовы оформить договор с нужным вам регионом.
Тут можно «подстраховаться»:
- Покупайте патент в основном регионе присутствия. Где зарегистрирован ИП или нанятые работники, где открыли офис с менеджерами или арендовали автостоянку.
- Пишите в договорах грузоперевозки место заключения — регион, где купили патент. Обычно оно указывается на первом листе договора, рядом с датой.
- Подчеркивайте в любых фактах деятельности привязку к территории патента. Например, укажите на сайте место деятельности — регион патента. Откройте расчетный счет в местном отделении банка, купите сим-карту в своей области. Храните местные чеки на бензин, СТО.
- Ведите книгу доходов по Патенту. Во-первых, этого требует закон. Во-вторых, вам будет проще контролировать свой учет.
Как доказать право на патент
Если налоговая однажды затребует пояснения, письменно объясните, почему используете один патент: «Оказываю услуги на территории субъекта, в котором получен патент. Договоры на грузоперевозки заключаю на территории этого региона, что соответствует правовой позиции, изложенной в Письмах Минфина от 11.10.19 № 03-11-11/78446, от 28.06.19 № 03-11-11/47410, от 14.06.19 № 03-11-11/43299, от 07.12.20 № 03-11-11/106476, от 26.11.20 № 03-11-11/103163, Письме ИФНС от 29 декабря 2020 г. № КВ-4-3/21782@ и судебной практике». Приложите письма, решение суда, несколько договоров на грузоперевозки с правильным местом оказания услуг.