Повышение квалификации водителей
Автомобильным перевозчиком называется лицо (юридическое или физическое), осуществляющее предпринимательскую или трудовую деятельность в виде перевозки грузов или пассажиров на транспортном средстве. Водитель может сам являться частным предпринимателем, либо же работать в качестве сотрудника какого-либо предприятия.
Специфика повышения квалификации водителей
Согласно законодательным нормам, руководители предприятий, работающих в сфере предоставления автотранспортных услуг, обязаны организовывать повышение квалификации работающих у них кадров не реже, чем 1 раз в 5 лет. При этом, дополнительно, специалисты таких предприятий, в том числе и водители, должны проходить с регулярностью не реже, чем раз в три года, курсы повышения квалификации по вопросам безопасности перевозок, пожарной безопасности и охраны труда. То есть, повышение квалификации водителей на любом предприятии является почти таким же важным функциональным элементом, как и поддержание компетенции работников государственных учреждений.
Кроме того, важным элементом программ повышения квалификации водителей являются 20-часовые курсы для перевозчиков и юрлиц-владельцев ТС. В рамках таких курсов осуществляется тестирование профессиональных качеств и профориентации водителей с использованием программного комплекса профотбора. На заключительном этапе, слушатели проходят итоговую аттестацию.
Примеры и содержание программ повышения квалификации водителей
- Подготовка автоинструкторов. Программа обучения предназначена для лиц, являющихся водителями транспортных средств любой категории, в случае, если они планируют работать на должности инструктора по вождению. Обучение длится две недели. После успешного прохождения программы, слушатели курса могут осуществлять инструкторскую деятельность в сфере вождения автомобильных транспортных средств в других организациях;
- Подтверждение квалификации инструкторов по вождению. Согласно законодательству, автоинструкторы обязаны каждые три года подтверждать свою квалификацию. Данная программа разработана именно для таких целей. Длительность обучения составляет 2 недели. После прохождения программы, слушатели курса становятся обладателями соответствующих документов об аттестации и продлеваются сроки действительности их лицензий на ведение инструкторской деятельности в сфере вождения автотранспортных средств;
- Подготовка преподавателей в автошколы. Эта программа ориентирована на лиц, претендующих на должность преподавателя в автошколы либо уже преподающих в таком учебном заведении. В рамках обучения по данной программе, слушатели могут получить первичную подготовку по тематике курсов, либо периодическое обновление навыков. Обучение ведется по различным дисциплинам, в числе которых «Оказание первой помощи пострадавшим при ДТП», а также «Психофизиологические компоненты деятельности водителя». Срок обучения – 3 недели.
Топ-5 организаций, в которых можно пройти вышеуказанные программы
- АНО НМЦ (Москва, центр подготовки водителей);
- СПб ГБПОУ (Санкт-Петербург, автомеханический лицей);
- Профессионал (учебный центр, Новосибирск);
- ТРИАДА (Иркутск, АНОО УМЦ);
- Краевой центр подготовки работников ЖКХ (Красноярск).
Также, подобные программы обучения реализуются на базе автошкол, центров подготовки водителей и различных АНО, связанных с автотранспортным сектором, практически во всех городах РФ.
20 часовая программа повышения квалификации
Согласно пункта 2 Статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
В вопросе повышения квалификации водителей, с первого взгляда, много непонятных моментов. Но, попробуем в этом разобраться.
Начнем с того что в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 № 513 профессия «Водитель» входит в перечень профессий по которым осуществляется профессиональное обучение. Из закона «О безопасности дорожного движения» следует что с водителями необходимо проводить профессиональное обучение в виде повышения квалификации. В Статье 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 сказано:
- Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Далее возникает вопрос: что это за программа повышения квалификации водителей? Существует 20-и часовая «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных предприятий. РД-26127100-1070-01» утвержденная Минтрансом РФ 02.10.2001. Нюанс в том что эта программа разработана в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, который уже не действует. Так же эта программа утверждена распоряжением Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987 № АП-14/118, и является руководящим документом для предприятий Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Но так как других учебно-тематических планов нет, а 20-и часовая программа не противоречит действующему законодательству то оставляем её, к тому же контролирующие органы она вполне устраивает. Конечно есть вариант разработать программу самостоятельно, но зачем, ведь уже есть готовая программа и её можно смело брать за основу. Под вопросом остается только периодичность проведения обучения. В РД-26127100-1070-01 сказано что занятия должны проводиться «…с периодичностью не реже одного раза в год», но это опять же в соответствии с отмененным приказом Минтранса РФ № 27. Вопрос остается открытым, но контролирующие органы продолжают требовать ежегодного проведения обучения.
Кто и где может проводить обучение? В РД-26127100-1070-01 по этому вопросу сказано следующее:
- Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций. Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, при проведении практических занятий — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет. Сведения об обучении и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.
То есть обучение можно провести непосредственно на рабочем месте но так же никто не запрещает обратиться и в обучающую организацию. Об этом сказано в ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»:
- 6.2 Обучение безопасности труда проводится при всех формах и видах профессионального обучения работающих, особенно рабочих профессий, при переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на рабочих местах или в специально оборудованных помещениях (учебных местах) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб организатора обучения и при необходимости обучающих организаций.
- 7.1 Повышение уровня знаний рабочих и младшего обслуживающего персонала, руководителей и специалистов, работодателей — индивидуальных предпринимателей, иных самозанятых лиц по вопросам безопасности труда осуществляют в обучающих организациях при всех формах повышения слушателями их профессиональной компетентности (повышения квалификации, профессионального обучения, профессиональной переподготовки), для чего в учебно-тематические планы и программы курсов обучения по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10% общего объема курса обучения.
В итоге получаем что для того чтобы закрыть вопрос повышения квалификации достаточно правильно организовать его на рабочем месте по программе РД-26127100-1070-01. Данная программа всё еще актуальна и не противоречит действующему законодательству. Периодичность не определена, но для того чтобы исключить конфликтные ситуации с контролирующими органами обучение лучше проводить ежегодно.
Ну а теперь о том как правильно организовать и документально оформить само обучение. Обучение проводится собственными силами, специалистами прошедшими обучение по БДД и успешно аттестованными. Мы уже знаем что учебная группа, при проведении занятий, формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, практических — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет.
Перед проведением обучения в первую очередь необходимо издать приказ и утвердить им «Программу ежегодных занятий с водителями». Далее необходимо издать приказ о проведении обучения водителей по этой программе. К этому приказу необходимо приложить список обучающихся. Все водители должны быть ознакомлены с приказом. Во время проведения обучения ведется журнал посещаемости занятий. По окончанию обучения комиссия принимает экзамен, результаты которого фиксируются в протоколе.
Итого должны быть следующие документы:
- Приказ об утверждении «Программы ежегодных занятий с водителями»;
- Приказ об обучении водителей со списком обучающихся;
- Журнал посещаемости занятий;
- Лекции для проведения занятий;
- Экзаменационные билеты;
- Протокол заседания комиссии.
Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.
Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты [email protected], и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
20-часовая программа обязательное повышение квалификации водителей
Двадцатичасовая программа обучения водителей транспортных средств
Это программа, по которой должны обучать водителей все предприятия, осуществляющие коммерческие перевозки или доставляющие на грузовиках людей или товары (независимо от ОКПД) для собственных нужд. Таким образом, только ООО и ИП, использующие легковые авто, не обязаны проводить курсы по повышению квалификации своих сотрудников.
Справка. В программу входит как теория (по аварийности, разбору ДТП), так и практика (по оказанию медицинской помощи).
Позиция УГАДН
Надзорный орган требует от предприятий, чтобы они ежегодно проводили обучение всех водителей, которые занимаются коммерческими перевозками, будь то грузов или пассажиров. По окончании курсов сотрудникам выдается удостоверение гособразца. Такое требование УГАДН выполнимо, хотя для организаций это лишние траты средств, поскольку на 1 работника потребуется отдать от 1000 рублей.
Нормативная база
Список законов, на основании которых регламентируется прохождение программы:
- ФЗ № 196 от 10.12.1995 года «О безопасности…» и ПП РФ № 1090 от 23.10.1993 года «О правилах…» – в целом содержат требования для осуществления безопасных перевозок.
- РД-26127100-1070-01 от 02.10.2001 года – здесь находится примерная методическая программа, которой можно руководствоваться при проведении обучения.
- РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 1986 г. В этом нормативном документе прописаны требования о необходимости ежегодно повышать квалификацию водителей предприятия.
Хотя некоторые документы, в которых говорится о необходимости проводить курсы по повышению квалификации, отменили (например, приказ Минтранса № 27), практика показывает, что чаще всего суды встают на сторону УГАДН. Есть обратный результат, например, дело № А66-8046/2014. В нем была оправдана именно организация, но это, скорее, исключение из правил.
Можно ли заменить другой программой
20-часовый курс нельзя назвать единственным. Любое образовательное учреждение вправе разработать свое пособие. Оно лишь должно соответствовать квалификационным требованиям и профессиональным стандартам.
Справка. Уже существующая программа, прописанная в РД-26127100-1070-01, является оптимальной как по темам, так и по количеству часов, отведенных на усвоение каждого раздела.
Где пройти обучение
Пояснительная записка к РД-26127100-1070-01 и ГОСТ 12.0.004 от 2015 года говорят о том, что программу можно окончить как на рабочем месте (руководством привлекаются аттестованные по БДД сотрудники), так и в специальном учебном учреждении.
Периодичность
В РД-26127100-1070-01 говорится о необходимости ежегодно проходить водителю такое обучение. Хотя при этом идет отсылка на отмененный приказ Минтранса РФ № 27, органы власти продолжают проверять организации на предмет проведения курса 1 раз в год.
Содержание 20-часовой программы
Всего в курсе есть 5 разделов. Содержание каждого будет рассматриваться ниже.
Дорожно-транспортная аварийность
В этом подразделе рассматриваются 3 блока:
- Состояние в РФ дорожно-транспортной аварийности. В этой теме рассматривается статистика по ДТП, анализируются происшествия, разбираются обстоятельства их возникновения.
- Технические особенности автомобилей, обеспечивающие безопасность. Разбираются как активные, так и пассивные конструктивные детали, защищающие и водителя, и пассажиров.
- Профессиональное мастерство и его влияние на снижение аварийности. Рассматривается, что включается в это понятие, как стаж влияет на количество ДТП.
Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности
К этому подразделу относятся 6 блоков:
- Базовые термины. Даются в целом определения того, что относится к аварийно-опасным ситуациям на дороге.
- Трамвайные, ж/д пути, перекрестки и их проезд. Помимо основных правил рассказывается об управлении ТС в разную погоду, о приоритетах движения, а также о возможных опасностях на маршруте.
- Правила управления машиной при появлении сложных обстоятельствах. В этом пункте учитываются такие нюансы, как маневрирование в плотном дорожном потоке, взаимодействие с ТС со специальными номерами, а также вероятность нарушения правил другими водителями.
- Загородная дорога: одиночное движение, разъезд, следование, обгон. Разбирается, как вести автомобиль – от скоростного режима до реакции водителя.
- Ситуации на дороге, связанные с велосипедистами и пешеходами, а также информация о высадке и посадке пассажиров. Помимо прочего, говорится о том, как объезжать автобусы и троллейбусы, как двигаться в пришкольных зонах, обгонять велосипедистов.
- Маневрирование, если пространство ограничено, сведения о буксировке.
Нормативно-правовое регулирование дорожного движения
Раздел состоит из 3 тем:
- Главные требования в законе к водителю, в т.ч. связанные с перевозками, а также конкретные обязанности в зависимости от того, какой род деятельности выполняется.
- Экзамен по ПДД. Его необходимо проходить до тех пор, пока не будет положительный результат.
- Виды ДТП и ответственность за каждый из них. Рассказывается, что нужно делать водителю при попадании в аварию, каковы действия надзорных органов. Приводятся сведения об уголовной, административной и гражданской ответственности, показывается разница между ними.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП
Еще один раздел из 3 блоков:
- Важная информация о первой помощи при авариях – от оценки состояний тех, кто попал в ДТП, до их транспортировки при необходимости.
- Вариации травм, а также теория об оказании доврачебной помощи по каждой из них. Также рассказывается о психическом состоянии участников ДТП.
- Практика – показывается и рассказывается, как ее осуществлять, используя автомобильную аптечку.
Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения
- Анализ маршрутов движения ТС (на основе используемых в компании), а также выявление областей повышенной опасности на дороге. Применяются знания, полученные при изучении второго раздела.
- Прогнозирование, а также подготовка и меры по предупреждению возникновения аварийных ситуаций на маршрутах предприятия. Разбираются факторы, которые провоцируют попадание в ДТП: ухудшение видимости, нарушение правил ПДД другими участниками и т.д.
Организация обучения водителей
Проходить обучение на автотранспортном предприятии ежегодно необходимо всем водителям. Для проведения занятий на рабочем месте привлекаются специалисты с аттестацией по БДД. Но никто не запрещает отправить сотрудников в учебное учреждение, если не полагаются на свои силы.
Перед началом занятий нужно издать приказ, которым утверждают ежегодную программу. Затем следует подписать еще один. В нем указывают список водителей, отправляемых на повышение квалификации. Сотрудников следует ознакомить с документами под роспись. Затем заводится журнал, в котором учитывается посещаемость, а после проведения экзаменов оформляется протокол.
Состав одной учебной группы – до 30 человек. Одно теоретическое занятие должно длиться не более 45 минут, а практическое – 60 (в это время входят в том числе подведение итогов и смена водителей). По окончании изучения каждого из разделов следует проводить экзамены для проверки усвоения знаний.
Полный пакет документов для грамотной организации процесса:
- Приказ, в котором утверждается ежегодная программа по повышению квалификации.
- Конспекты лекций для занятий.
- Журнал, в котором ведется учет посещаемости.
- Протокол, оформляемый после заседания комиссией.
- Приказ, в котором прописываются данные обо всех обучающихся.
- Экзаменационные билеты.
Справка. Бесплатно скачать образцы документов можно с сайтов учебных учреждений.
Дистанционное обучение
Если у водителей нет возможности посещать занятия лично, они могут окончить курс дистанционно, через интернет.
Некоторые учебные организации, которые предоставляют возможность удаленно повысить квалификацию.
Название УЦ и его адрес
Как подать заявку
Как проверяются знания
Цена курса и как оплатить (в рублях)
Документ по окончании
«Транспортный консалтинг», г. Казань, Дубравная 10
Через форму онлайн или по телефону
Итоговая аттестация на сайте
1000 за текст и 3000 за видео с текстом. Реквизиты для оплаты уточняются через менеджера
«Новая Академия», https://sam.novakad.ru/
Кнопка «Подать заявку» на сайте
Через выполнение заданий на сайте
800. После заключения договора отправляются реквизиты
УЦ «Рост», Нижний Новгород, Ленина, д. 25
Заполнение формы на сайте
Итоговая аттестация онлайн после окончания каждого из разделов
Точная стоимость уточняется по телефону. После регистрации отправляется ссылка для доступа в ЛК, там будут реквизиты
Свидетельство о прохождении курса
Ответственность за отсутствие техминимума у водителя
За отсутствие удостоверения наказать организацию может не только УГАДН, но и ГИТ. Виды штрафов:
- Ч., ст.12.31.1 КоАП РФ – за оказание услуг по перевозкам с нарушением требований. Сумма – 20 тыс. руб. с должностных лиц и 100 тыс. с юрлиц.
- Ст.212 ТК РФ – за отсутствие обучения сотрудников. Суммы: ИП и должностные лица – 5 тыс. руб., ЮЛ – 50 тыс.
Повышение квалификации водителей ТС по 20-часовой программе, согласно законодательству, обязательно. Его необходимо проводить ежегодно всем предприятиям, занимающимся перевозками. Сотрудников можно отправить либо в УЦ, либо привлечь специалистов и провести курс на рабочем месте.