Перевозка людей в кузове грузового автомобиля

Раздел 22 ПДД РФ.Перевозка людей

п 22.1 ПДД. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории «С» или подкатегории «С1» в течение 3 и более лет.

В случае перевозки людей в кузове грузового автомобиля в количестве более 8, но не более 16 человек, включая пассажиров в кабине, требуется также наличие в водительском удостоверении разрешающей отметки, подтверждающей наличие права управления транспортным средством категории «D» или подкатегории «D1», в случае перевозки более 16 человек, включая пассажиров в кабине, — категории «D».

Примечание. Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях осуществляется в установленном порядке.

п 22.2 ПДД. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей не допускается.

п 22.2(1) ПДД. Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «A» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

п 22.3 ПДД. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

п 22.4 ПДД. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.

Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.

п 22.5 ПДД. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

п 22.6 ПДД. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей».

п 22.7 ПДД. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

п 22.8 ПДД. Запрещается перевозить людей:

вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

п 22.9 ПДД. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX , должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
———————————
Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).

Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.

Комментарий к Разделу 22 Правил дорожного движения РФ

Перевозка людей — ответственный вид перевозок. Именно поэтому данный вид перевозок в обязательном порядке подлежит лицензированию не только в целях государственного регулирования этого вида деятельности, но и с целью защиты интересов пассажиров, обеспечения безопасности дорожного движения и соблюдения экологических норм. Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлению Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат: перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом.

К лицензии прилагаются лицензионные карточки на каждое транспортное средство, цвет которых соответствует виду деятельности:

1) красный — перевозка пассажиров на коммерческой основе (стандартная лицензия);

2) синий — перевозка собственных работников предприятий, учреждений и организаций для производственных (служебных) целей (ограниченная лицензия).

Установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие перевозки пассажиров без лицензии или с нарушением необходимых требований о лицензировании, несут ответственность по части 2 и части 3 статьи 14.1 КоАП РФ *(124).

Организация, осуществляющая перевозку, обязана обеспечить условия для питания и отдыха водителей на маршрутах регулярных перевозок, предусмотреть время и место отдыха водителей в пути при направлении в дальние рейсы, обеспечить водителя необходимыми путевыми документами (путевыми листами, документами на перевозимый груз, графиками движения установленной формы) *(125).

На каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должны быть составлены паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест и особенностей дорожных условий.

Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими удостоверение на право управления транспортными средствами категории «С» (при перевозке более восьми человек, включая пассажиров в кабине, — категорий «С» и «D») и стаж управления транспортными средствами данной категории более трех лет.

Примечание. Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях осуществляется в установленном порядке.

В зависимости от числа перевозимых пассажиров, Правила требуют наличия у водителя удостоверения категорий «С» или «С» и «D», причем категория находится в прямой зависимости от числа перевозимых людей. Непременным условием допуска водителя к осуществлению пассажирских перевозок на грузовых автомобилях является также и стаж управления транспортными средствами категории «С» не менее трех лет.

Независимо от уровня подготовленности, перед выездом на маршрут водители грузовых автомобилей, перевозящих людей, должны быть дополнительно проинструктированы должностными лицами автотранспортной организации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения при данных перевозках *(126).

Во всех случаях водители, осуществляющие перевозку людей, должны знать и выполнять условия лицензии, хорошо знать маршрут движения и его особенности.

Порядок допуска военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях устанавливается Министерством обороны России. Действующий порядок предусматривает, что для допуска к перевозке людей военные водители, имеющие водительское удостоверение категории «С», должны пройти подготовку и сдать теоретический и практический экзамены. Военнослужащим, сдавшим экзамены, выдается удостоверение о допуске к самостоятельному управлению грузовым автомобилем конкретной марки, оборудованным для перевозки личного состава. Указанное удостоверение действительно только на период воинской службы *(127).

Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей допускается только в исключительных случаях (п. 22.2 Правил).

Требования к оборудованию грузового автомобиля с использованием его для перевозки людей изложены в пункте 4 Основных положений. При оборудовании грузовых автомобилей с бортовой платформой для перевозки людей следует учитывать, что расстояние от сиденья до верхнего края борта должно быть не менее 0,3 метра. Увеличение указанного размера уменьшает опасность выпадения пассажиров в процессе движения, например, при резком изменении скорости или при повороте. Но некоторый модели грузовых автомобилей (например, ГАЗ-3302) имеют малую высоту борта, что затрудняет выполнение требований этого пункта. Поэтому для обеспечения указанных требований необходимо нарастить борт так, чтобы обеспечить нормируемое расстояние от верхнего края борта до сиденья.

Следует по возможности избегать перевозки детей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, так как данный вид перевозок сопряжен с повышенной опасностью для пассажиров и требует от них соблюдения элементарной осторожности и дисциплины (п. 5.2 ПДД). Дети иногда неадекватно воспринимают окружающую обстановку, и это может повлечь несчастные случаи при движении.

Необходимо здесь сказать, что при перевозке детей в исключительных случаях, Основные положения требуют специальное оборудование кузова грузовой машины с бортовой платформой в части регламентации высота борта от уровня пола не менее 0,8 метра.

Организованная перевозка группы детей, как это установлено пунктом 22.6 ПДД, должна осуществляться только на автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, обеспечивающим защиту детей от падения.

Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест *(128).

От соблюдения требований данного пункта зависят удобство пассажиров при перевозке и, как следствие, их безопасность в процессе движения. Расположение и количество мест для сидения в кузове грузового автомобиля Правилами не регламентированы, однако общая масса перевозимых пассажиров не должна превышать грузоподъемность транспортного средства. Как правило, сиденья располагают поперек кузова и закрепляют их за борта платформы.

Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.

Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены *(129).

Водитель транспортного средства несет ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения, как мы уже говорили выше. При перевозке пассажиров в кузове грузового автомобиля ответственность за соблюдение правил перевозки, посадки и высадки пассажиров также возлагается на водителя. Водитель перед началом любой поездки должен лично убедиться в том, что все его указания пассажирами выполнены, а количество пассажиров не превышает числа мест для сидения в кузове, и подробно ознакомить пассажиров с правилами посадки и высадки, оговорить условные сигналы о необходимости остановки транспортного средства. В процессе движения водитель, по возможности, должен контролировать поведение пассажиров в кузове.

Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов (п. 22.5 Правил).

Перевозка лиц, сопровождающих свой или чужой груз или следующих за его получением, допускается на грузовом автомобиле, не оборудованном для перевозки людей. Необходимым условием перевозки лиц, сопровождающих груз, является наличие мест для сидения, расположенных ниже уровня бортов, по числу находящихся в кузове людей. Лица, сопровождающие груз, должны быть предупреждены о порядке посадки и высадки из кузова автомобиля.

При перевозке людей в груженом транспортном средстве груз должен быть надежно закреплен от перемещения.

Следует указать, что перевозка людей, не связанных с получением или сопровождением груза, в грузовом автомобиле, не оборудованном для перевозки людей, запрещается.

Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей». При этом с детьми должен находиться взрослый сопровождающий *(130).

Требование о необходимости установки опознавательных знаков «Перевозка детей» введено для выделения в транспортном потоке грузовых автомобилей и автобусов, перевозящих детей. При остановке таких автомобилей водители других транспортных средств должны снизить скорость и при необходимости остановиться, чтобы пропустить детей, переходящих дорогу (см. п. 14.7 ПДД).

Поскольку дети не всегда способны контролировать свои действия, то взрослые сопровождающие лица должны внимательно следить за соблюдением детьми обязанностей пассажиров.

В соответствии с пунктом 22.7 Правил водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверьми и не открывать их до полной остановки.

Посадка и высадка пассажиров до полной остановки транспортного средства представляют опасность и могут привести к получению травм пассажирами.

Движение автобусов с открытыми дверьми может привести к выпадению пассажиров. Всякие попытки сесть на ходу в движущееся транспортное средство также могут привести к самым отрицательным последствиям.

Запрещается перевозить людей:

— вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

— сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, не считая детей до двенадцатилетнего возраста. При этом фактическая масса транспортного средства не должна превышать величины разрешенной максимальной массы, установленной предприятием-изготовителем.

Запрещается перевозить детей до двенадцати лет на заднем сиденье мотоцикла, а также на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства.

Пассажиров разрешается перевозить только на предусмотренных конструкцией транспортного средства местах для сиденья в кабине транспортного средства, в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или кузове-фургоне, а также на мотоцикле. При этом число людей не должно превышать количества, установленного инструкцией предприятия-изготовителя транспортного средства. Так, например, на сиденье рядом с водителем автомобиля КАМАЗ-5320 или ЗИЛ 431410 можно перевозить двух пассажиров. Дети до 12 лет могут перевозиться сверх указанного числа пассажиров. При этом масса пассажиров не должна превышать нагрузку, установленную предприятием-изготовителем транспортного средства в качестве максимально допустимой *(131).

Перевозка детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла, а также переднем сиденье легкового автомобиля без специальных детских удерживающих устройств связана с повышенной опасностью травмирования ребенка и поэтому запрещена. Характеристики любого ребенка, как правило, не могут обеспечить его удобную и надежную посадку на заднем сиденье мотоцикла и правильное применении стандартных ремней безопасности на переднем сиденье автомобиля, рассчитанных на взрослых пассажиров. Кроме того, на мотоцикле при перевозке ребенка затруднен контроль за его поведением со стороны водителя.

Какой штраф предусмотрен за лишнего пассажира в машине?

Одним из достаточно распространенных видов правонарушений является перегруз транспортного средства пассажирами. Особенно это деяние популярно среди молодежи, которая любит путешествовать большой компанией и водителей маршруток.

Ехать надо всем, но места для всех нет. Однако в спешке редко кто задумывается, а почему нельзя чрезмерно нагружать авто пассажирами, и к чему это может привести.

Величина взыскания за превышение количества

Статьей 12.23 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил перевозки людей. За перегруз пассажиров в легковом автомобиле, т.е. за перевозку более 5 человек, наступают штрафные санкции в размере 500 руб. То есть если в машине находится ровно 5 человек или меньше – штрафа не будет, а если больше пяти – будет. Следует отметить, что наказывается водитель авто, а не сам пассажир.

Перевозка пассажиров сверх нормы автобусом, также влечет штраф в размере 500 руб. Однако тут законодатель разграничил штрафные санкции в зависимости от специфики перевозимых субъектов.

Справка! Иного наказания, кроме штрафных санкций, за перегруз пассажирами законодательством не предусмотрено.

Так, в случае перевозки автобусом детей с нарушениями Правил организованной перевозки группы детей автобусами, на водителя налагается штраф в размере от 3000 руб. до 5000 руб., на должностное лицо будет наложен штраф в размере 25 000 руб., на юридическое лицо – 100 000 руб.

Штраф налагается за сам факт правонарушения. Иными словами независимо от того, будет один лишний пассажир или несколько, штраф все равно будет в размере 500 руб.

Какое число лиц считается перегрузом?

Каждое транспортное средство имеет свои технические возможности относительно количества размещённых в нем людей. Эта цифра отражена в документах каждого авто. В первую очередь эта информация нужна для того, чтобы знать возможности транспортного средства при эксплуатации. П.п.8 п. 22 ПДД гласит, что нельзя перевозить людей на любых транспортных средствах больше количеством, чем разрешает техническая характеристика.

В следующей таблице приведены параметры самых распространенных транспортных средств.

АвтомобильКоличество посадочных мест
легковой5
минивен7
микроавтобус8-20
автобус 1-этажныйдо 40
автобус 2-х этажныйдо 60

Как правило, количество пассажиров соответствует разрешенному количеству посадочных мест. Однако есть случаи, когда разрешается перевозка пассажиров стоя.

Пункт 22.3 ПДД подержит случаи, при которых строго запрещено перевозить людей стоя.
Запрещен перевоз пассажиров стоя:

  • В кузове грузовика.
  • В междугородном автобусе.
  • В автобусе, следующем по горному маршруту.
  • В экскурсионном или туристическом автобусе.
  • При организованной перевозке детей.

В остальных случаях стоя можно перевозить людей, но опять же, в пределах, установленных техническими характеристиками транспорта.

Правила транспортировки в легковом автомобиле

Для того чтобы сотрудник ГИБДД не имел к вам претензий, при перевозке людей в легковушке нужно соблюдать следующие правила:

  1. Авто должно быть исправным с технической точки зрения.
  2. Все пассажиры должны быть пристегнуты (на заднем сидении, если это позволяет конструкция авто) (п.п.2.1.2 п.2 ПДД).
  3. Если перевозке подлежат дети младше 11 лет на заднем сидении, то авто должно быть оборудовано ремнями безопасности и специальным детским креслом, соответствующим весу и росту ребенка.
  4. При перевозке детей от 7 до 11 лет на переднем сидении, автомобиль должен быть оборудован специальным детским креслом и ремнями безопасности.
  5. Перевозка детей до 7 лет на переднем сидении запрещена в любом виде.
  6. Нельзя перевозить детей на коленях взрослых на переднем сидении и на коленях водителя.
  7. Противопоказано перевозить людей вне кабины легкового автомобиля.
  8. В процессе поездки нельзя открывать двери и трогаться с места, не закрыв их.
  9. Запрещается перевозить более 5 пассажиров в легковом авто.

Сколько человек можно разместить в минивэне?

Следует отметить, что на рынке пользуется широким спросом автомобили по типу минивенов. Они относятся к категории легкового транспорта. Водителям достаточно иметь водительское удостоверение на право вождения категории «Б», при этом посадочные места в машине на две единицы больше, что позволяет решить проблемы семей, где имеются более трех детей.

Для таких авто максимальное разрешенное количество составляет не более семи человек.

Справка! Разрешенное количество человек зависит от технических характеристик каждой модели машины. Для легкового автомобиля, как правило, это количество не должно превышать больше пяти пассажиров.

Перевозка в автобусе

Управление таким транспортным средством сопряжено с огромной ответственностью из-за большого количества перевозимых людей, за здоровье и жизнь которых отвечает водитель. Для обеспечения необходимого уровня безопасности при данном виде перевозки нужно соблюдать следующие правила:

  • Автобус должен быть технически исправен и оборудован согласно требованиям, предъявляемым к перевозке людей (ремнями безопасности, поручнями при входе и в самом салоне, должны быть обозначены места для льготной категории граждан – инвалидов, и т.д.).
  • Очень важно соблюдать скоростной режим на дороге, так как автобус не только большой по габаритам, но и перевозит большое количество людей.
  • Нельзя набирать людей в салон больше, чем разрешено для данной модели автобуса.
  • Масса загруженного пассажирами автобуса не должна превышать общую разрешенную техническими характеристиками массу.
  • Нельзя открывать двери до полной остановки транспорта и закрывать после того, как автобус тронулся с места.
  • При посадке пассажиров проверяется наличие билетов. Если у пассажира имеются 2 и более детей до 7 лет, то каждому нужно обеспечить отдельное кресло.
  • Нельзя перевозить опасные грузы, например, оружие, взрывчатые и отравляющие вещества, легковоспламеняющиеся предметы, и т.д.
  • Запрещено перевозить предметы, которые пачкают салон и пассажиров.
  • Пассажирам запрещено: ходить по салону во время поездки; отвлекать водителя; размещать багаж в проходе; курить в автобусе, мусорить, распивать алкоголь; нарушать правила общественного порядка; применять аварийное оборудование в иных целях.

Условия обеспечения безопасности

Помимо перечисленных выше правил перевозки пассажиров в легковых автомобилях и автобусах, для обеспечения безопасности необходимо соблюдать следующие требования:

  • Ожидать общественный транспорт нужно на специальных площадках – остановках. Нельзя стоять на проезжей части, так как при остановке транспортного средства можете быть задеты им.
  • Вход в автобус нужно осуществлять через заднюю и среднюю двери. Выход – через переднюю. Старайтесь не останавливаться при входе, а пройти в салон.
  • При поездке нужно пристегиваться ремнями безопасности, крепко держаться за поручни.
  • Нужно уступать место детям, беременным женщинам, инвалидам и людям пожилого возраста.
  • Для большей безопасности, сначала из транспортного средства необходимо выйти взрослому, а потом ребенку. При торможении они более подвержены травмам, так как чувство равновесия у них ослаблено.
  • Категорически запрещается открывать окна во время езды и высовывать через них руки, ноги, голову.

Последствия транспортировки людей сверх нормы

На первый взгляд, общественный транспорт, да и личное авто, кажутся достаточно безопасным местом, с точки зрения пассажира: водитель следит за дорогой и за безопасностью движения, пассажиры наблюдают пейзажи за окном. Однако это не так. Поездка часто сопровождается резкими торможениями и поворотами. Иногда бывают столкновения, и даже затопления салона.

Во всех этих ситуациях, если салон перегружен пассажирами, неизбежны жертвы. Можно отделаться легкими телесными повреждениями, а возможны и летальные исходы. Все дело в том, что автомобили предназначены для того, чтобы люди сидели в процессе поездки и были пристегнуты, т.е. максимально фиксированы.

При лишних пассажирах, тем более стоящих, это невозможно сделать. Более того, под весом самих пассажиров может пострадать масса людей. Также весомую роль играют подушки безопасности. Однако оснащение ими, опять же, предусмотрено только для сидящих. При загрузке транспортного средства сверх нормы, уровень полезности всех перечисленных мер безопасности, разработанных производителем, сводятся к нулю.

Немаловажную роль играет и психологическая составляющая. Когда в салоне много человек и случается авария, возникает паника, которой тяжело управлять и, тем более, устранить. Таким образом, перегруз может привезти к следующим ситуациям, которых можно было бы избежать:

  • смерть;
  • причинение вреда жизни и здоровью людей;
  • повреждение имущества, в том числе авто;
  • создание аварийных ситуаций;
  • наложение штрафных санкций.

Спорные ситуации и способы избежания наказания

Спорных ситуаций в данном случае возникает достаточно много.

Во-первых, водители часто спорят по поводу маленьких детей, перевозимых на руках на заднем сидении. Ребенок, вне зависимости от того, сколько ему лет, считается полноценным пассажиром, и нельзя считать двоих детей за одного взрослого.

Во-вторых, споры возникают по поводу стоящих пассажиров. Стоять можно, как правило, в часы пик в городском транспорте, технические характеристики которого это позволяют. В остальных случаях, особенно если транспортное средство не оборудовано поручнями и движется по маршрутам дальних расстояний, стоять запрещено. Если водитель виноват, то избежать наказания невозможно. Данное правонарушение слишком очевидно. Лишнего человека не спрячешь.

Однако существуют ситуации, когда нерадивые сотрудники ГИБДД хотят инкриминировать вам правонарушение не заслужено. В данном случае не спешите подписывать протокол. Сделайте отметку в протоколе, что вы не согласны с правонарушением. Не бойтесь идти в суд. Предоставьте информацию о технических характеристиках вашего авто, свидетельские показания о том, что в салоне количество людей не превышало нормы, а также фото или видео рассматриваемой ситуации, и суд примет обязательно вашу сторону.

Важно! Избежать ответственности можно, оспорив в суде неправильно оформленный протокол. Вам должны представить для ознакомления протокол, изучите его. Если, например, не будут указаны понятые в нем, протокол не имеет юридической силы.

Каким образом ДПС может доказать вашу вину?

Процесс доказывания таких правонарушений достаточно легкий. Это обусловлено тем, что правонарушение налицо.

Доказать вину водителя за перегруз можно, если:

  • сотрудник ДПС сам увидел это, и зафиксировал это правонарушение в протоколе с понятыми;
  • правонарушение засвидетельствовано другими лицами, например, недовольными пассажирами перегруженного автобуса;
  • камеры наружного наблюдения правоохранительных органов или видеорегистратор самого водителя зафиксировали лишних пассажиров.

Если инспектор заподозрил превышение количества пассажиров, ему достаточно сверить количество пассажиров в салоне транспортного средства с цифрой, указанной в техническом паспорте авто.

Конечно же, наказание, предусмотренное КоАП РФ за данное правонарушение, не так уж и велико. Многие водители при перегрузе пассажирами надеются на русское «авось». Однако это не тот случай, когда нужно полагаться на удачу. Жизнь и здоровье людей должны быть на первом месте. Они дороже, чем упущенная прибыль или время. Поэтому дорогие водители, будьте бдительны, соблюдайте правила дорожного движения и не берите лишнего пассажира.

Какой штраф за перевозку людей в кузове и как избежать наказания?

Автомобильная дорога является местом повышенной опасности, а проезд по ней на транспортном средстве на местах, не являющихся пассажирскими, может усугубить риски.

Однако часто водители пренебрегают этой опасностью, особенно если спешат, берут пассажиров в багажник, в кузов автомобиля. Нередко такими пассажирами являются и несовершеннолетние дети.

В таких случаях нарушающих водителей ожидают штрафные санкции, о которых мы поговорим в этой статье.

Какое наказание предусмотрено?

Согласно статье 12.23 КоАП РФ за нарушение правил перевозки пассажиров водителю грозит штраф размером 500 рублей. Однако если речь идет о конкретных случаях, которые предусмотрены частями 2-6 этой статьи, то полагается более строгое наказание. Также следует отметить, что не имеет значение, сколько людей перевозится не по правилам, один или 10, сумма штрафа будет единой.

В багажнике легкового автомобиля

Согласно п. 22.1 — 22.8 ПДД, запрещается перевозка пассажиров вне кабины автомобиля, исключая случаи когда его кузов оборудован бортовой платформой или является кузовом-фургоном. Если же эти условия не соблюдены, сумма штрафа в таком случае будет составлять 1 тысячу рублей согласно части 2 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В грузовике или газели

Какой штраф за транспортировку в кузове газели? Как уже упоминалось выше, ПДД разрешают перевозку пассажиров в грузовой машине, имеющей бортовую платформу, или в кузове-фургоне. Если же транспортное средство не является таковым, то перевозка влечет за собой штраф в 1000 рублей.

В случае, когда перевозка осуществляется водителем, который не отвечает квалификационным требованиям, описанным в Правилах дорожного движения, о которых мы поговорим ниже, данный факт рассматривается как административное правонарушение и предполагает штраф в размере 500 рублей (статья 12.23 КоАП РФ, часть 1).

Если же водитель пренебрег правилами и перевозит детей в кузове грузовика, это влечет наложение административного штрафа в размере 3 тысяч рублей, а на должностных или юридических лиц налагаются более существенные штрафы в 25 тысяч и 100 тысяч рублей соответственно.

Внимание! Лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, не имея статуса юридического лица, при нарушении ПДД при перевозке людей несут такую же административную ответственность как и юридические лица.

Подробнее о том, какой штраф предусмотрен за перевозку людей в грузовом фургоне, можно узнать в этом материале.

Правила перевозки граждан

Порядок транспортировки людей в кузове грузового автомобиля, имеющего бортовую платформу, определен п.22 подпунктами 2 — 7 ПДД. Так согласно им, квалификационные требования для водителя в этом случае следующие: наличие удостоверения на право управления транспортом категории «C» (если перевозится более восьми человек, включая людей, находящихся в кабине, то необходимо удостоверение категорий «C» и «D») и стаж управления средствами этой категории более 3-х лет.

Проезд в кузове грузовика с бортовой платформой, которая не является оборудованной для перевозки пассажиров, разрешен только лицам, которые сопровождают груз или следуют за его получением с условием, что у них есть место для сидения, которое расположено ниже уровня бортов. Перед поездкой водитель обязан провести инструктаж людей о порядке посадки, высадки и размещения в кузове автомобиля.

Начинать движение автомобиля можно только после того, как водитель убедился в том, что обеспечены условия для безопасной перевозки людей. Следует отметить, что число людей, которые перевозятся в кузове грузовика не должно быть более чем количество оборудованных для сидения мест.

Военные водители допускаются к перевозке пассажиров на грузовом транспорте в установленном порядке.

Спорные ситуации и способы избежать наказания

Если у сотрудников ДПС возникнут вопросы о количестве людей, которые перевозятся на грузовике, следует помнить, что Правилами не регламентируется расположение и количество сидячих мест в кузове. Однако избежать наказания удастся, если общий вес перевозимых пассажиров не превышает грузоподъемность транспортного средства и все они сидят на специально оборудованных местах, ведь дополнительно садить людей на пол транспортного средства запрещается.

Возможна также ситуация, что сотрудниками ДПС будет предъявлена претензия о недостаточно хорошо оборудованных сидячих местах в кузове, в таком случае заранее следует внимательно сделать замеры и убедиться, что сиденья закреплены на высоте 30-50 см от пола и не менее чем на 30 см от верхнего края борта. В случае, если это так, закон на вашей стороне и сидячие места оборудованы правильно. В противном случае, имеет смысл сделать перепланировку в кузове, расположив сиденья согласно Правил, чтобы спокойно совершать перевозку пассажиров, не опасаясь наказания.

ПДД России предусмотрены особые требования к перевозке детей, однако избежать спорных ситуаций и штрафа при их перевозке на грузовике можно, оборудовав его как автомобиль-фургон, защищающий их от падения. Более детально о том, какие бывают штрафы за неправильную перевозку детей в транспорте можно узнать тут.

Чтобы избежать наказания при перевозке людей на грузовом транспорте военнослужащими, следует отметить, что управлять военным транспортом могут лица, имеющие категорию «С», и специальное удостоверение о допуске к управлению грузовым автомобилем конкретной марки, оборудованного для транспортировки личного состава и оно действительно только на время воинской службы. В случае же отсутствия такого удостоверения, даже при наличии водительского удостоверения гражданского лица, при выявлении такого правонарушения, наказания избежать не удастся. Та же ситуация возникнет и если марка автомобиля, на котором производилась перевозка военнослужащим, не соответствует марке, отмеченной в удостоверении.

Каким образом ДПС может доказать вашу вину?

Каждый водитель при составлении на него протокола, естественно, начинает думать о собственной защите. Законодательством предусмотрена презумпция невиновности, то есть человека не могут считать виновным, если его вина не доказана.

Так, статья 1.5 КоАП РФ «Презумпция невиновности» гласит, что лицо подлежит ответственности лишь за те административные правонарушения, в отношении которых его вина установлена, считается невиновным до тех пор пока его вина не будет доказана в установленном порядке и не обязано осуществлять доказательство своей невиновности, исключая случаи, предусмотренные примечанием к данной статье.

Таковыми являются правонарушения, предусмотренные главой 12 Кодекса об административных правонарушениях, в случае, если их зафиксировали работающие в автоматическом режиме специальные техническими средства. Доказательством могут послужить данные фотосъемки и видеозаписи.

Справка! Доказательства, полученные незаконно, не могут быть использованы. Они не будут приняты во внимание судом.

Если вина водителя была доказана без применения запрещенных законом методов, а документы, регламентирующие правонарушение были составлены верно, не должно возникнуть препятствий для присуждения виновному штрафа.

В случае когда речь идет о перевозке граждан в кузове или багажнике автомобиля, сотрудник может обнаружить наличие данного нарушения правил перевозки людей, остановив транспортное средство и просто открыв кузов или багажник и применение специальных фиксирующих средств скорее всего, не потребуется. Значит, и оспаривать незаконность получения доказательств, скорее всего, возможности не предоставится.

Заключение

Несмотря на быстрый темп жизни, высокие затраты на транспортные перевозки, желание сократить время или сэкономить деньги, перевозя людей в не предназначенных для этого местах в автомобиле, следует помнить: правила написаны не просто так и часто, несоблюдение их может привести не только к нежелательным тратам в виде штрафов, часто довольно существенным, а и к травмам и даже смерти участников дорожного движения! Особенно трагично если пострадавшими по вине взрослых являются ни в чем не повинные дети.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий