Особенности остановки и стоянки автомобилей на околотротуарной стоянке

Особенности остановки и стоянки автомобилей на околотротуарной стоянке

Сегодня я представляю Вашему вниманию статью от постоянного читателя сайта PDDMASTER.RU Анатолия, проживающего в городе Красноярске. Анатолий хорошо знает не только правила дорожного движения, но и ГОСТы, СНиПы, технические регламенты и другие автомобильные нормативные документы. В этой статье он расскажет об особенностях остановки и стоянки автомобилей на околотротуарной стоянке и о неоднозначностях 12 раздела правил дорожного движения. Передаю слово автору.

Добрый день, Максим!

На страницах вашего сайта уже поднимался вопрос о неоднозначности некоторых пунктов Правил. Но есть в Правилах пункты и положения, которые кроме своей неоднозначности к тому же не всегда стыкуются и соответствуют друг другу, а некоторые противоречат другим нормативно-правовым актам в области дорожного движения.

И в том, что такое положение существует — вина наших законодателей. Пункт 1.1 ПДД гласит:

1.1 Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Некоторые пункты ПДД (в разделах 6, 19, 20, 23, а в особенности Приложения 1 и 2 «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств») являются лишь «выжимками» из положений технических регламентов, ГОСТов, СНиПов и не в полной мере отражают их положения, иногда противореча им.

Конечно, для человека, севшего за руль автомобиля, главным и основополагающим документом являются Правила. Рядовой водитель не обязан разбираться в тонкостях многочисленных документов, регламентирующих дорожное движение. Поэтому-то и важно, чтобы Правила соответствовали своему предназначению.

Примером одного из несоответствий в ПДД являются положения раздела 12 «Остановка и стоянка».

1. Читаем второй абзац пункта 12.2 ПДД, который гласит:

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.

2. Сравниваем это с пунктами 8.6.1-8.6.9 Приложения 1 к ПДД:

8.6.18.6.9 «Способ постановки транспортного средства на стоянку».

8.6.1 указывает, что все транспортные средства должны быть поставлены на стоянку на проезжей части вдоль тротуара;

8.6.2 — 8.6.9 указывают способ постановки легковых автомобилей и мотоциклов на околотротуарной стоянке.

3. Более подробно о применении табличек 8.6.1-8.6.9 читаем в пункте 5.9.10 ГОСТа Р 52289-2004:

5.9.10 Таблички 8.6.1-8.6.9 «Способ постановки транспортного средства на стоянку» применяют со знаком 6.4 для указания способа постановки транспортных средств на околотротуарной стоянке.

Табличка 8.6.1 указывает, что все транспортные средства должны быть поставлены на стоянку на проезжей части вдоль тротуара.

Таблички 8.6.2-8.6.9 указывают, что стояночная площадка предназначена для легковых автомобилей и мотоциклов, которые должны быть поставлены на стоянку способом, указанным на табличке.

Видим, что 2 и 3 варианты (за исключением непринципиальных различий) — идентичны.

А в 1 варианте непонятно отсутствие табличек 8.6.4 и 8.6.5.

Может авторы ПДД считают ключевой фразу «на краю тротуара», и поэтому эти таблички исключены. Но если применить элементарную логику, то придем к следующему заключению. Применение всех вышеуказанных табличек со знаком 6.4 регламентируют остановку и стоянку не на каких-то специальных площадках, где достаточно места для размещения и автобусов и, допустим, грузовых автомобилей, а на «околотротурных» площадках (проще говоря — на проезжей части рядом с тротуаром или на самом тротуаре, непосредственно прилегающем к проезжей части).

Об этом мы можем прочитать в ГОСТе в пункте 5.7.5:

5.7.5 Знак 6.4 «Место стоянки» применяют для обозначения площадок, предназначенных для стоянки транспортных средств, с одной из табличек 8.6.1-8.6.9 — для обозначения околотротуарных стоянок.

Действие знака, обозначающего околотротуарную стоянку, распространяется до ближайшего перекрестка либо ограничивается табличкой 8.2.1.

Отсюда вывод – если при наличии таблички 8.6.6 нельзя ставить грузовой автомобиль и автобус на стоянку, то почему это не будет действовать при применении исключенной в тексте п.12.2 ПДД табл. 8.6.4 (в этом случае любой поставленный на стоянку автомобиль занимает больше места, чем то, которое бы он занимал при табл. 8.6.6.).

В связи с вышеизложенным, считаю, что в первом абзаце пункта 12.2 не совсем корректно написано относительно остановки транспортных средств при наличии «местных уширений проезжей части». Либо на таких уширениях всегда должен устанавливаться знак 6.4 с одной из табличек 8.6.1-8.6.9, либо, если возможна ситуация когда знак не устанавливается, под углом к проезжей части можно ставить опять же только легковые автомобили и мотоциклы.

Ведь при существующей редакции этого пункта при наличии кармана и отсутствии знака водитель, допустим автобуса может поставить его под углом к проезжей части. Конечно, водитель должен руководствоваться еще и пунктом 1.5 ПДД, который обязывает водителей не создавать опасности для движения и не причинять вреда другим участникам движения. Но все-таки в главе 12 рассматриваются конкретные действия водителя при остановке и стоянке и неплохо было бы иметь здесь более четкое и полное изложение всех этих моментов.

Особенности остановки и стоянки автомобилей на околотротуарной стоянке

В крупных городах вопрос недостатка стояночных мест стоит очень остро. Темп жизни очень высок, и часто бывает, что опаздывая на срочную деловую встречу водители решаются оставить автомобиль прямо на тротуаре. В этот момент желательно представлять, сколько штраф за парковку на тротуаре сейчас составляет для Вашего региона.

Дело в том, что размер штрафа варьируется в зависимости от места совершения – в отдельную категорию выделены две столицы, где штраф увеличен.

Размер штрафа за парковку на тротуаре на 2021 год

КоАП РФ, Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств

ч. 3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Штраф за парковку на тротуаре для Москвы и Санкт-Петербурга

Для Москвы и Санкт-Петербурга штраф за остановку и стоянку на тротуаре вынесен отдельным пунктом КоАП РФ:

КоАП РФ, Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств

ч. 6. Нарушения, предусмотренные частями 3 — 4 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —
влекут наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Итак, с суммой штрафа за парковку во дворе на тротуаре, или на центральной улице, мы разобрались. Теперь поговорим о составе правонарушения, то есть за что именно выписывается штраф за стоянку на тротуаре. Ведь стоять машина может по разному, Наполовину или целиком находясь в пешеходной зоне, перекрывая проход пешеходам, или оставив свободное место для беспрепятственного прохода.
Так вот, ПДД не разделяют эти нарушения, и штраф за парковку с заездом на тротуар только двумя колесами будет такой же, как за заезд всеми четырьмя.
Само же понятие тротуара определено в ПДД так:

ПДД РФ, «Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Околотротуарная стоянка, или когда по ПДД можно парковаться на тротуаре?

При этом следует учитывать, что в некоторых случаях ПДД разрешают парковку на тротуаре, с полным заездом или заездом одной стороной. Для этого вдоль проезжей части должен быть установлен дорожный знак 6.4 «Парковка с табличками» 8.6.2-8.6.9, которые разрешают парковку на тротуаре следующим методом:

Пособие-ОДД

Успешность решения задачи организации движения МПТ зависит во многом от профессионализма водителей .

В повышении его уровня велика роль организаторов движения , которые должны доводить до водителей , работающих на данном маршруте , результаты проводимых обследований и разработок . Для водителей необходимо подготавливать информационные листки по маршрутам , периодически обсуждать состояние условий движения или организовывать соответствующий анкетный опрос . Для вновь поступ — ающих на маршрут водителей всегда должна быть в наличии информация ( схема и легенда ) не только о расположении остановочных пунктов , но и о характеристиках светофорного режима на регулируемых перекрестках , пешеходных переходах , местах ( очагах ) концентрации ДТП .

Важна также информация о специфике пассажиропотока на основных остановочных пунктах маршрута . Это позволяет водителям значительно быстрее адаптироваться к условиям на новом маршруте .

9.11. Временные автомобильные стоянки

Потребность во временных автомобильных стоянках имеется вблизи всех объектов притяжения населения , а также на автомобильных дорогах связанная с необходимостью отдыха водителей , осмотра транспортных средств и т . д .

Стоянки автомобилей около тротуара имеют « зону влияния » ( маневрирующих в зоне стоянки автомобилей – въезд , выезд ). Ширина этой зоны в зависимости от схемы расстановки автомобилей колеблется в пределах 4,5–8,0 м .

При высоком уровне автомобилизации запрещение или ограничение временной стоянки может оказаться крайне неудобным . Частные автомобили находятся в движении не более 10 % дневного времени . Поэтому чтобы достигнуть общей эффективности использования автомобилей необходимо оптимальное распределение временных стоянок в пространстве и во времени .

Классификация временных стоянок

Временные стоянки в городах подразделяют на :

− уличные ( околотротуарные ), стоянка разрешена непосредственно на проезжей части ,

− внеуличные , удаленные от проезжей части .

Способ постановки автомобилей на стоянках определяется линиями разметки и дополнительными табличками 8.6.1–8.6.9 к знакам 6.4 и 5.29.

Внеуличные стоянки могут быть устроены :

− на открытых площадках ,

− на крышах зданий ,

− в специальных гаражах — стоянках одно — или многоэтажного типа .

По расположению стоянки могут быть :

По способу перемещения автомобилей :

− Рамповые ( передвижение своим ходом ),

− Механизированные ( перемещение при помощи специальных лифтов или конвейеров ).

Необходимость в многоэтажных гаражах — стоянках возникает , в тех местах , где невозможно выделить достаточную площадь для устройства стоянки — площадки , что характерно для центральных деловых районов крупных городов .

По системе оплаты временные стоянки могут быть :

Взимание платы , размер которой обычно определяется продолж — ительностью пребывания автомобиля на стоянке , не только позволяет возместить строительные и эксплуатационные расходы , но и обеспечивает более рациональное использование стоянки владельцами автомобилей .

Временные стоянки около автомобильных дорог организуют , на открытых площадках , если нет необходимости размещать в одном месте большое число автомобилей . Важно обеспечить достаточную частоту расположения мест стоянки .

По режиму работы стоянки подразделяют :

− с неограниченным временем работы ;

− ограничением продолжительности пребывания автомобиля ;

− с ограниченным ( в течение суток ) временем работы .

Стоянки 2- го типа применяют в сильно загруженных движением районах и стесненных условиях , что позволяет при ограниченном числе мест обслужить большее количество владельцев автомобилей . Продолж — ительность пребывания на стоянке в этой зоне не более 1,5 ч , что необход — имо контролировать .

Режим стоянок 3- го типа вводят на отдельных улицах , пропускная способность которых в пиковое время при наличии стоящих автомобилей недостаточна . Он может быть введен также в определенные часы в связи с

необходимостью выполнения специальных погрузочно — разгрузочных работ , уборкой улиц или самих площадок для стоянки .

Такой же режим может применяться и на внеуличных стоянках — площадках ( например , расположенных около административных и культурных центров ), чтобы предотвратить превращение их в место постоянного хранения личных автомобилей .

Схема , отображающая основные классификационные признаки временных стоянок , предназначенных для паркования автомобилей , приведена на рис . 57.

Рис . 57. Классификация временных автомобильных стоянок

Определение размеров стоянок

При определении необходимой площади для стоянки автомобилей следует исходить из :

− уровня автомобилизации в регионе преобладающего типа автомобилей , для которых она рассчитывается ,

− мощности обслуживаемого объекта притяжения и ожидаемой средней длительности пребывания автомобилей на стоянке в период интенсивного спроса .

Площадь одного места принимается

− для легковых автомобилей 20–25 м 2

− для грузовых и автобусов 40–85 м 2 .

Продолжительность пребывания легковых автомобилей зависит от характера обслуживаемого объекта и цели поездки :

− на работу ( учебу );

− служебно — деловые ( в рабочее время ) – 1..1,5 ч — наименьшая ;

− культурно — бытовые , экскурсионно — туристские и др .

Время нахождения на стоянке у зрелищных предприятий определя — ется продолжительностью представления ( сеанса ). Наибольшее время нахождения автомобилей на стоянках при поездках на работу определя — ется длительностью рабочего дня . На продолжительность пребывания автомобиля на стоянках влияют размеры города ( чем больше – тем дольше ).

СНиП 2.07.01–89 содержит нормативы , которые предназначены для градостроительного проектирования и могут быть использованы для обоснования оперативных мер по организации временных стоянок .

Таблица 28. Нормы машиномест на стоянках по СНиП 2.07.01–89

работающих в двух смеж —

Торговые центры , универмаги

м 2 торговой площади

50 торговых мест

мест или единовременных

Вокзалы всех видов пассажир —

в пиковый период

посещений в смену

Конечные станции метрополи —

тена и других видов

пассажиров в час пик

Пляжи и парки отдыха

Нормы рассчитаны на уровень автомобилизации до 250 авт ./1000 чел ., а при больших значениях должны быть увеличены .

Отдельные площадки или околотротуарные зоны должны быть вы — делены для автомобилей — такси в местах , где имеются резервы пропускной способности .

Требования к размещению и планировке стоянок .

Общие требования , которые должны учитываться при выборе места и планировке стоянки , сводятся к обеспечению :

− минимальных помех для транспортного потока при въезде на стоянку и выезде с нее ,

− удобства и безопасности пользования стоянками водителями и пассажирами автомобилей .

Решение последнего требования характеризуется близостью стоянки к основному объекту тяготения , а также наличием безопасных путей пешеходного движения между стоянкой и обслуживаемыми объектами .

Рекомендуется , чтобы длина подходов к стоянкам не превышала

− для вокзалов , торговых центров , входов в метрополитен 150 м ,

− для прочих объектов 400 м .

При выборе места для организованных стоянок следует учитывать характер местных условий ( видимость , интенсивность движения пешеходов и транспортных средств , состав потока ) и при необходимости корректировать их расположение .

Особого внимания требует выбор расположения въездов и выездов для внеуличных стоянок в тех местах , где существенные помехи для основного потока могут создать автомобили , ожидающие на проезжей части возможности въехать на стоянку .

Для предотвращения задержек и обеспечения безопасности движения необходимо применять раздельные въезды и выезды и не располагать их :

− в местах ограниченной видимости ,

− на внутренней полосе кривой в плане ,

− вблизи от пересечений , пешеходных переходов .

Следует изыскать возможность организации въезда — выезда на площадки для временной стоянки с второстепенных проездов и улиц , чтобы не создавать конфликтные очаги на магистралях .

Рис . 58. Варианты размещения автомобилей на околотротуарной стоянке

Однако размещение под углом к тротуару возможно лишь на просторных площадках или при наличии местного уширения проезжей части дороги , когда ближайшая полоса для движения удалена от кромки

тротуара не менее чем на расстояние

где L, a — ширина зоны , занимаемой транспортными средствами на стоянке с учетом угла их размещения .

Если стоянка предназначена для автобусов или грузовых авто — мобилей , то ширина занимаемой полосы может достигать 10–12 м .

На уличных ( околотротуарных ) стоянках при расположении автомобилей , как показано на рис . 58 а , б , они могут размещаться перед — ней или задней частью к тротуару . При постановке автомобилей передней частью к тротуару въезд на свободное место осуществляется без маневрирования и создает меньше помех для движения . Отработавшие газы автомобилей меньше действуют на пешеходов . Недостатком этого метода является большая затрата времени на выезде со стоянки .

Правила дорожного движения разрешают стоянку с частичным или полным заездом на тротуар , при условии если :

− тротуар имеет большую избыточную по пропускной способности ширину .

На внеуличных стоянках , сооружаемых обычно возле мест массового посещения могут быть приняты различные способы размещения автомобилей в зависимости от общей площади , отведенной для стоянки , и возможностей въезда и выезда .

Ширина проездов не должна быть менее :

− 3,5 м при расположении автомобилей под углом 45°,

− 5 м – под углом 60°

− 7 м – под углом 90°

На автомобильных дорогах стоянки должны предусматриваться для отдыха водителей и ухода за автомобилями .

Периодичность расположения стоянок должна быть не менее :

− 30–50 км , для грузовых автомобилей , осуществляющих дальние перевозки ,

− 10 км , на дорогах с большим движением автотуристов .

Стоянки для отдыха желательно располагать вблизи водоемов , лесных массивов , а также около достопримечательных мест . У крупных объектов , расположенных возле дороги ( ресторанов , музеев , стадионов ), вместимо — сть стоянок следует рассчитывать с учетом норм , приведенных в табл . 28.

Рис . 59. Примеры размещения автомобилей на внеуличной стоянке

а – под углом 90º; б и в – комбинированное ( в центральной части – под углом 46–60º, по периферии – 90º)

156 « Задерживающие » стоянки

становятся необходимыми в связи с перенасыщением городов транспортными потоками и стремлением , поэтому запрещать въезд в город ( или в центр ) транзитным автомобилям .

« Задерживающие » стоянки устраивают на внешней границе запрещенной зоны , они могут быть предназначены для :

Такого рода стоянки должны располагаться возле конечных станций массового пассажирского транспорта ( метрополитена , скоростного трамвая или автобуса и т . п .), с помощью которого пассажиры транзитных автомобилей могут быстро доехать до нужных объектов в городе .

Информация о стоянках

Если водители не информированы об их расположении , возможны частые и опасные остановки на обочинах , в то время как стоянки пустуют . Аналогично в городах , если введен запрет на стоянку , то рядом необходимо поместить указатель о направлении движения и расстоянии до разрешенной стоянки .

Применение систем автоматической сигнализации о наличии свободных мест на стоянках . При помощи детекторов ведется непрерывный подсчет въездов и выездов автомобилей на всех стоянках , информация подается в вычислительное устройство . При этом автоматически включаются и выключаются светящиеся стрелки на специальных табло , размещенных перед перекрестками улиц , благодаря чему водитель получает информацию , в каком направлении ему рекомендуется двигаться к стоянке , имеющей свободные места .

Особенности проектирования крупных стояночных комплексов

Наиболее крупные стояночные комплексы сегодня располагаются у торгово — развлекательных центров , как объектов наиболее массового и длительного притяжения людей .

Торговый центр – это место , куда покупателей приглашают , где их ждут и готовы обеспечить им всевозможные удобства и радости в обмен на потраченные средства . « Нет парковки – нет торговли » – с этим утверждением сегодня трудно не согласиться . На парковке нельзя

экономить и уповать на то , что « ни у кого в нашем городе нет » , или что посетители будут искать места вдоль проезжей части . Покупатели не хотят , чтобы проблема парковки перекладывалась на их плечи : они могут просто развернуться и уехать в более удобное место .

Посетители магазина видят парковку в тот же момент , что и фасад , и часто с нее начинает формироваться впечатление о магазине . Пустая парковка вызывает у покупателя сомнения в том , что магазин популярен . А , испытав трудности в поисках места на неудобной парковке , человек может войти в магазин с плохим настроением . Оценка парковки потенциальным покупателем торгового центра оценивается по следующим критериям :

− Безопасность личного транспорта . Причем , опасаются и угона , и повреждений . Ведь когда автомобили поставлены слишком тесно , а проезды узкие , можно , выйдя из магазина , обнаружить вмятину на автомобиле .

− Удобство передвижения . Удобно должно быть и когда покупатель находится внутри машины , и когда выходит из нее . В какое место торгового центра попадет покупатель , как он будет доставлять до машины купленные товары , сможет ли вывезти их на тележке или подъехать поближе для загрузки крупногабарит — ных покупок , легко ли будет найти потом свой автомобиль .

Нормативы и расчетные показатели

Необходимое количество мест на стоянке магазинов и торговых центров определяется из расчета 1 машиноместо на 15-25 м 2 торговой площади . Для более точного расчета производится корректировка , и учитывается тип торгового центра и особенности посещения его автомобилистами . На количество мест влияют следующие факторы :

− Размер торговой площади . Количество парковочных мест может быть увеличено , например , до показателя 1 место на 10-15 м 2 торговой площади . Такой расчет применяется для крупных торговых предприятий – гипермаркетов и cash&carry, располож — енных на окраине или за городской чертой , как и в рассматр — иваемом случае . Для небольших магазинов , с торговым залом от 500 до 1000 м 2 полученное расчетом количество машиномест допускается снизить в 2,5 раза .

− Специализация магазина . Наличие в торговом центре пред — приятий , притягивающих большое количество покупателей и / или « задерживающих » посетителей внутри на значительное время , требует большего количества парковочных мест . Такими предприятиями являются , например , кинотеатр , рестораны ,

спортивные и развлекательные заведения . Более двух часов могут занимать покупки в гипермаркете , cash&carry или выбор необходимых товаров в строительном магазине .

− Равномерность спроса и посещения торгового центра . Торговый центр может испытывать значительные пиковые нагрузки – наплыв конечных потребителей или покупателей — профессионал — ов . Поэтому в это время стоянка магазина должна вместить всех желающих , иначе покупатели , не найдя места на парковке , будут посещать другие магазины .

− Удаленность от жилых или офисных районов , станций и путей движения общественного транспорта . Очевидно , что когда в

магазин трудно или невозможно попасть пешком или на общественном транспорте , количество парковочных мест должно быть достаточным .

В торговых центрах и многофункциональных комплексах точный расчет количества мест на парковке производится с помощью выделения функций и подсчета мест для каждой из них . Так , для предприятий общественного питания принимается в расчет количество посадочных мест за столиками , и 1 место на парковке приходится на 6–12 посадочных мест . Уточнения , аналогично торговым предприятиям , производятся в зависимости от типа ресторана или кафе : для ресторана класса « люкс » требуется 1 машиноместо на 6–7 посадочных мест в зале , для ресторана первого класса – 1 машиноместо на 10–12 мест за столиками , для кафе – 1 стояночное место 11–12 посадочных мест . Когда в комплексе присутств — ует офисная функция , расчет парковки осуществляются по количеству служащих , и 1 машиноместо должно приходиться на 3–5 человек . Данное нормативные значения уже учитывает посетителей офисных зданий . Поскольку бывает трудно определить , сколько работников заселится в офисы и кабинеты , можно произвести расчет по количеству квадратных метров общей площади офисных помещений : 1 машиноместо на 50–60 квадратных метров , в зависимости от удаленности от остановок МПТ .

Коэффициент обеспеченности парковкой показывает , какой процент парковочных мест от требуемого для данной торговой площади имеется в наличии . По его значению можно оценить сколько автомобилей потенцииальных покупателей не найдет себе места на парковке . Отсюда – потерянная прибыль и массовое заставливание автомобилями проезжих частей , газонов , других близлежащих территорий .

В зарубежной практике , например , в США и Канаде , применяется показатель парковочного индекса .

Парковочный индекс (parking index) – это количество парковочных мест на каждые 1000 квадратных футов GLA ( общей площади , сдаваемой

в аренду ). 1000 квадратных футов в пересчете равняется 93 квадратным метрам . Значение этого показателя зависит :

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий