Частые ошибки водителей, при общении с сотрудниками ГАИ
1. Не обращаете внимание на наличие у инспектора нагрудного знака.
Нагрудной знак является обязательным атрибутом формы инспектора, и потому, при его отсутствии, Вы можете заподозрить инспектора в самодеятельности.
2. При обращении к инспектору употребляете выражения «Командир» или «Начальник»
Как только Вы займете положение «Гражданин начальник» или «Командир» – условия диктовать будут Вам, и менять ситуацию станет тяжело. Правильная позиция – разговаривать с инспектором на равных. Он должен представиться, а если Вы не расслышали, нет ничего зазорного в том, чтобы уточнить и в дальнейшем обращаться к нему по имени. Не по званию, а именно по имени. В зависимости от возраста и Вашего воспитания, не помешает добавить и отчество.
3. Выходите из своего автомобиля в том случае, когда Вас об этом не просят и даже в том, когда Вас об этом просят.
В ПДД нет такой обязанности – «Выходить из своего автомобиля». А в Приказе министра МВД Административный регламент № 185 (ДСП №186)
п.70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
а) выйти из транспортного средства в случаях:
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:
нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;
в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
(это документ которым руководствуется инспектор) приведен перечень случаев, в котором инспектору разрешается попросить водителя выйти из своего автомобиля.
Вывод: Инспектор, не то что требовать, он даже попросить Вас об этом имеет право только в указанных Законом случаях. А «Просьба» это не «Законное требование», и потому, выполнять её Вы не обязаны.
4. Не обращаете внимание на то, в каком месте и как стоит служебный автомобиль инспектора.
Согласно инструкции, инспектор должен использовать только служебный автомобиль, и он должен быть хорошо обозреваемым участниками дорожного движения. Если инспектор спрятал его в кустах, или за сооружением, то он, тем самым, нарушает требования Инструкции.
А если служебный автомобиль стоит с нарушением требований ПДД (п.12 «Остановка и стоянка») и без включенных проблесковых маячков, то инспектор, при Вашем желании (и не без помощи прокуратуры), может понести ответственность за это нарушение. Мало кто из водителей знает, что сотрудники ГАИ, на служебном автомобиле без включенных проблесковых маячков, являются простыми участниками дорожного движения, и потому – могут понести ответственность за нарушения ПДД.
5. Не блокируете двери своего автомобиля.
Блокируйте двери и включайте диктофон.
Бывают случаи, когда водителя «хама» (разговаривающего неуважительно с сотрудниками ГАИ), вытягивают из машины и «наказывают» за такое поведение. И потому, совет: разговаривайте с сотрудниками милиции уважительно и обязательно пред этим заблокируйте двери!
6. Полностью отпускаете дверные стёкла.
В том случае, когда водитель грамотный, да ещё и записывает на диктофон неправомерные действия инспектора – инспектор может выхватить диктофон через полностью раскрытое окно автомобиля. А дальше… дальше события будут развиваться только по желанию инспектора.
7. Не пользуетесь диктофоном и видеорегистратором.
Использовать диктофон и видеорегистратор Вы имеете полное законное право. Инспектор ДПС – это сотрудник милиции(ныне полиции). Понятие «Личной жизни» к нему, при исполнении, не относится. Он руководствуется « Законом о Полиции» деятельность которой осуществляется в соответствии со Статьей
8. Открытость и публичность.
Кроме того, согласно ст. 25. Административного регламента «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».
Руководство ГИБДД неоднократно заявляло о том что водителю, для того чтобы предотвратить или не допустить противоправные действия сотрудников ГАИ – разрешается пользоваться диктофоном либо видеокамерой.
Тычете диктофоном инспектору в лицо.
Помните! Ситуации на дороге бывают разные. В одном случае – в центре города, посреди белого дня, наличие диктофона может напомнить инспектору о хороших манерах при общении с водителем. В другом случае – ночью, на трассе, Ваш диктофон может быть расценен как попытка к бегству со всеми вытекающими последствиями…
И потому, совет: не тычьте диктофоном инспектору в лицо. Просто поместите его в нагрудной карман рубашки. Пока инспектор будет направляться к вашей машине – наговорите на диктофон дату, время и место остановки. Помните что диктофон, это не щит от инспектора, а небольшая страховка для грамотного водителя.
Неграмотного водителя, да еще и лезущего на рожон – инспектор поставит на место, и никакие разговоры о том, что я, где то прочитал, что могу пользоваться диктофоном – такому водителю не помогут.
9. Не интересуетесь причиной остановки.
Выясняйте причину остановки!
В пункте № 63 Административного регламента» приведен полный перечень оснований для остановки вашего автомобиля.
Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
О проведении спецопераций! у инспектора должно быть соответствующее распоряжение на бумаге, с которым Вы имеете полное законное право ознакомиться.
Так же, для того чтобы выяснить наличие спецоперации – Вы можете позвонить по телефону доверия ГАИ (инспектор обязан Вам его назвать). Ещё следует помнить что, явным признаком «Спецоперации» является наличие у остановивших Вас сотрудников полиции – бронежилетов и автоматов.
10. Не требуете предъявить служебное удостоверение.
Инспектор ДПС – это милиционер. Он, так же как и все другие сотрудники милиции, обязан, по первому требованию, предъявить своё служебное удостоверение. Если инспектор вам в этом отказывает, знайте что перед вами оборотень в погонах (ряженый бандит). Немедленно блокируйте все двери, поднимайте окна, звоните «02» «112» и заявляйте о личности переодетой в форму сотрудника ГАИ, без соответствующего удостоверения.
11. Не требуете предъявить удостоверение в развернутом виде.
Внимательно ознакомьтесь с удостоверением инспектора
Сотрудник ГАИ обязан не просто показать Вам наличие удостоверения, он обязан раскрыть его, так чтобы можно было понять, с кем именно Вы разговариваете (ФИО инспектора, его специальное звание, подразделение). Эта информация Вам ещё пригодится при обжаловании противоправных действий инспектора. Кроме того, Вам просто необходимо знать, кому именно вы отдаете свои документы (мало ли, вдруг вы их потом не досчитаетесь, на дороге всё бывает!).
12. Не требуете подольше подержать удостоверение.
Если инспектор раскрыл Вам своё удостоверение и подержал 3 секунды, это не считается, что он Вам его предъявил! Инспектор обязан дать вам возможность детально ознакомится с его удостоверением, и переписать все его данные (при Вашем желании).
13. Пытаетесь взять удостоверение инспектора в свои руки.
Ни в коем случае не пытайтесь этого сделать. Просто попросите инспектор подержать перед вами своё удостоверение ровно столько, сколько вам это необходимо.
14. Отдаёте все свои документы сразу.
Не делайте этого! Лучше поинтересуйтесь у инспектора, какие именно ваши документы он желает видеть, и предавайте их по одному. Иначе, если вы отдадите все свои документы инспектору сразу, ему не трудно будет заявить о том, что вы чего-то не додали.
Совет: Показывайте на камеру или озвучивайте на диктофон, что именно Вы отдаете инспектору.
15. Не отдаёте свои документы инспектору в руки.
Обязательно передавайте свои документы инспектору в руки. Он должен удостовериться в их подлинности.
16. Выходите из машины, когда вас просят открыть капот для сверки номеров кузова с теми, что в документах.
Вы не обязаны указывать инспектору на то место, где выбиты номера кузова или протирать их тряпочкой, если не видно. Это всё забота инспектора. Вам же совет, просто откройте капот из салона своего автомобиля, сидите и ждите, пока инспектор выполнит свою работу.
17. Открываете багажник по просьбе инспектора.
Поинтересуйтесь у инспектора: «Вы меня просите, чтобы я открыл багажник или требуете?». Знайте что между двумя этими словами («Просьба» и «Требование») – существует огромная разница.
Выполнять «Просьбу» инспектора Вы не обязаны, а требовать «Открыть багажник» – инспектор имеет право только после составления протокола досмотра в присутствии 2 понятых (требуйте составления протокола «Досмотра»). И потому, нередко инспектор прибегает к уловке: «Я попросил, мне показали» – это чтобы в случае жалобы, не быть обвиненным в производстве незаконного обыска.
Совет!
Не выходите из своего автомобиля. Просьба инспектора выйти и открыть капот или багажник – это, как правило, повод только для того чтобы вытянуть Вас из своего автомобиля. Тут имеет место психологический прием «Игра на чужом поле». Если вы выйдите из автомобиля то вам уже будет трудно сориентироваться в том, где инспектор прав, а где нет.
18. Хамите инспектору или наоборот – заискивающе улыбаетесь.
Не хамите и не подлизывайтесь!
Инспектор, это такой же человек, как и Вы, только сейчас он в погонах. Бояться его не надо. Хамить и грубить тем более. Научитесь реагировать на инспектора спокойно! Если Вас смущает его форма – представьте что он одел её наизнанку. Тогда всё станет на свои места!
19. Не обращаете внимание, представился ли Вам инспектор.
П.20 Административного регламента гласит:
«При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности
В Инструкции приведен полный перечень обязанностей инспектора, за невыполнение которых он, при Вашем желании, может понести ответственность. Так вот «Представиться» – это одна из первых его обязанностей.
20. Отвечаете на все вопросы инспектора.
Если инспектор спрашивает у вас «Куда едете?», «Откуда едете?», «Какой знак Вы недавно проехали?» или «Читали ли Вы ПДД, пункт такой – то?» … Задайте инспектору встречный вопрос – «Инспектор, я обязан отвечать на ваши вопросы?». Если инспектор ответит «Да» – потребуйте от инспектора сослаться на Закон, обязывающий Вас к этому.
Помните! Согласно Конституции (ст. 51) Вы имеете право не отвечать на вопросы сотрудника милиции.
— В случае любой неясности или противоправных действий инспектора, Вы не звоните в службу доверия ГАИ
Номер телефона доверия ГАИ можно спросить у инспектора, он также отображен на их служебной машине.
Помните! Служба доверия ГАИ моментально реагируют на любые нарушения закона, и звонки она принимает круглосуточно.
Бонус. Не обращаете внимание на то, все ли документы Вам вернули и в каком они состоянии.
Проверяйте свои документы!
Обязательно проверяйте наличие всех документов, после проверки их инспектором. В том случае если Вы чего-либо не досчитаетесь, срочно звоните «02″ и заявляйте о краже!
Взято отсюда
СОГЛАСЕН, для Узбекистана некоторые пункты не подойдут. Но, прочитать, и быть готовым к разным непрятным ситуациям, которые не Дай Бог могут произойти, всегда лучше, чем оказаться в «луже».
Пособие по общению с инспектором
Часть 1. Остановка «по требованию»
Часть 2. Избегаем конфликта
Часть 3. Тет-а-тет с инспектором
Часть 4. «Наказание» на дороге
Часть 5. Правила «самозащиты»
Часть 6. Когда изымаются документы
Часть 7. Осмотр досмотру рознь
Часть 8. Задержание транспортного средства
Часть 9. Принудиловка для водителя
Часть 10. Если принял «на грудь»
Часть 1. Остановка «по требованию»
Информирован – значит вооружён. Водитель должен знать не только Правила дорожного движения, но и свои гражданские права, права и ответственность ГИБДД, действующие нормативные правовые акты. Без этого автомобилист рискует стать дойной коровой для мошенников, взяточников и недобросовестных работников Госавтоинспекции.
Без необходимости – не останавливать!
Остановка автомобиля по требованию должностного лица ГИБДД – это правовой акт, с которого начинается диалог «инспектор – водитель» и который может иметь серьёзные последствия.
Остановка ТС и её причины регламентируются: приказом МВД РФ № 329 от 01.06.98 г. и Наставлением по работе ДПС ГИБДД МВД, утверждённым приказом МВД РФ № 297 от 20.04.99 г. (далее по тексту Наставление ДПС). Основания для остановки ТС прописаны в п.13.7 Наставления ДПС и п.2 приказа № 329. Советую читателям запомнить названия документов и ниже упомянутых пунктов, помеченных жирным шрифтом, т.к. упоминание их в разговорах с гаишниками демонстрирует Вашу юридическую грамотность.
Запрещается останавливать ТС без необходимости (п.13.7 Наставления ДПС). Хотя любую проверку можно мотивировать поиском угнанной машины или проведением спецоперации. Но в любом случае при обращении к Вам сотрудник ДПС должен назвать внятно свою должность, звание, фамилию и сообщить о причине остановки ТС (п.18.2 Наставления ДПС). Если инспектор ДПС не представился по форме и не объяснил, почему остановил Ваш автомобиль, то его действия могут быть расценены как нарушение служебной дисциплины (п.2 приказа № 329). Законность таких действий можно оспорить в суде.
Проверку документов, согласно п.13.7 Наставления ДПС, разрешено производить на стационарных постах. Автомобиль с окраской и надписью ДПС ГИБДД на обочине дороги не является ни стационарным постом, ни контрольным постом милиции, ни контрольно-пропускным пунктом. Таким образом, распространённая ситуация, когда ТС останавливается просто на обочине для проверки документов является нарушением законодательства со стороны работников Госавтоинспекции.
В начале беседы инспектор ДПС произносит стандартную фразу: «Сержант ДПС такой-то, предъявите документы». Подобное требование нельзя рассматривать как объяснение причины остановки. И чтобы предотвратить развитие ситуации в незаконном русле, лучше всего задать прямой вопрос о причинах остановки, на который тот обязан дать ответ на основании п.18.2 Наставления ДПС.
Имейте в виду, что инспектор ДПС может попытаться оправдать законность остановки, предъявив Вам обвинение в совершении административного правонарушения. Обычно в предъявляются претензии по ремням безопасности. Но даже если Вы ехали с непристёгнутыми ремнями, такое развитие событий говорит о том, что инспектор в момент остановки этого не видел. А значит, остановив Вас, он совершил правонарушение в виде самоуправства, ответственность за которое предусмотрена ст.19.1 КоАП РФ. То есть доказательства Вашей вины были получены инспектором с нарушениями закона, а это недопустимо в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ.
При общении с инспектором ДПС Вы можете заявить, что во время движения Вы были пристёгнуты и ПДД не нарушали. К тому же остановку ТС инспектор объяснил проверкой документов, а не ремнями. Вы также можете указать на незаконность остановки фразой: «Проверку документов, согласно п.13.7 Наставления ДПС, можно проводить только на стационарном посту. Обочина дороги постом не является. Объясните, на каком основании Вы допускаете нарушение закона и моих прав – приказом МВД № 329 это квалифицируется как нарушение Вами служебной дисциплины». Далее инспектор ДПС либо пожелает Вам счастливого пути, либо попытается перейти в наступление, чтобы «оправдать» свои действия.
Некоторые гаишники пытаются выйти из ситуации, заявляя, что они якобы называли причину остановки. В таких случаях рекомендую весь диалог с инспектором записывать на диктофон или на телефон. Наличие такой записи при обжаловании действий гаишника позволит установить, что инспектор ДПС нарушил Ваши права.
Перед началом записи рекомендую Вам произнести вслух текущие дату и время, а также место события. Если Вы делаете запись в присутствии свидетелей, например, Ваших пассажиров, это только добавит Вам очков.
Часть 2. Избегаем конфликта
Зачастую результат встречи с инспектором ГИБДД зависит от поведения водителя — его умения выдержать нейтральный тон разговора. И чтобы избежать конфликта, необязательно быть психологом — достаточно помнить, что инспектор тоже человек. Спокойствие водителя, особенно если оно подкреплено эрудицией, может стать хорошим способом самозащиты.
Всему своё место и время
Наставление ДПС накладывает ограничения на места, в которых запрещается останавливать ТС. Это участки дорог с ограниченной видимостью до и после поворота, перед перекрёстками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах. Почему-то в нарушение этих требований инспекторы ДПС часто останавливают автомобилистов в местах закрытых поворотов на шоссе на перекрёстках.
Вы можете смело подвергнуть сомнению законность остановки в таких местах. Даже если Вы и совершили нарушение, действия остановившего Вас инспектора ДПС также будут являться нарушением. А, как известно, лицо, совершившее нарушение, не может быть привлечено к ответственности, если нарушены процедуры, установленные законом.
Кроме того, остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок (п.13.8 Наставления ДПС). Если инспектор ДПС начинает из-за Вашего упорства злоупотреблять своим служебным положением — например, «сочинять» протокол целых полчаса, а то и больше, — укажите ему, что, в соответствии со ст.28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения. А если учесть, что при заполнении протокола инспектор должен написать не более 20-30 слов (на что требуется минуты две-три), то получасовая процедура оформления документа тоже является незаконной.
В случае конфликта сотрудник ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения объявленную меру административного воздействия за совершённое правонарушение. Тем не менее, если Вас остановили за нарушение ПДД, имейте в виду, что сам выбор меры воздействия (штраф или предупреждение, размеры штрафа) будет во многом зависеть от того, как Вы себя поведёте.
Взаимоотношения водителя с инспектором ГИБДД в значительной степени зависят от умения водителя понять психологию инспектора (ведь на посту он остаётся человеком — с определённым набором личностных характеристик, которые могут быть Вам несимпатичны или безразличны, а иногда и неприятны) и в соответствии с этим правильно выстроить свою линию поведения.
С другой стороны, Ваше поведение тоже может вызвать у инспектора определённую реакцию: располагающую, уважительную, нейтральную, негативную или резко отрицательную.
В любом случае, будьте вежливы. Не начинайте разговор с отрицательных фраз. Ни при каких обстоятельствах не переходите на личности. Поэтому уже с первых контактов постарайтесь найти или создать атмосферу доверительную, в крайнем случае нейтральную.
По уму провожают
Если Вы явно нарушили ПДД и прекрасно это понимаете, то отрицать свою вину глупо. В этом случае лучше извиниться и понести заслуженное наказание. Можно, конечно, «поторговаться», указать на причины, из-за которых Вы допустили нарушение.
Когда нарушение малозначительно или неочевидно, то есть было совершено вынужденно (например, проезд на жёлтый сигнал светофора при выезде на перекрёсток), а наказание грозит несоизмеримое, целесообразно попробовать убедить инспектора в чрезмерности его обвинений. Как известно, КоАП РФ устанавливает диапазон (вилку) штрафа, и величина его зависит от воли инспектора. Отсюда и возможность для «торга».
Но чтобы аргументированно возражать инспектору, надо знать ПДД, законы РФ, приказы МВД РФ, то есть нормативные правовые акты, регулирующие дорожное движение. Показывать свои знания и эрудицию надо тактично, не унижая человека, не задевая его самолюбия. Для убедительности возите с собой Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях, а также наши публикации — много места они не занимают, а пользу могут принести большую.
Нередко инспекторы и сами не слишком знают ПДД, поэтому Ваша осведомлённость может их убедить, и они предпочтут не связываться с эрудитом — такое часто происходит при общении гаишников с членами нашего Общества защиты прав автомобилистов «ОСА».
Если «мирные» переговоры не помогли, намекните, что обжалуете действия инспектора в правовом русле. Но только без излишних угроз в адрес инспектора, так как это ни к чему хорошему не приведёт. Делайте всё в рамках закона.
Помните, что при возникновении конфликтных ситуаций, претензиях, по требованию участников дорожного движения инспектор обязан сообщить номер своего нагрудного знака и предъявить, не выпуская из рук, служебное удостоверение, а также разъяснить право и порядок обжалования своих действий (п.18.9 Наставления ДПС). Также в соответствии с Законом РФ «О милиции» и Правилами дорожного движения (п.2.4) лица, обладающие правом проверять у водителя ТС документы, обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение и позволить водителю переписать из него необходимые реквизиты (несмотря на наличие нагрудного знака).
Часть 3. Тет-а-тет с инспектором
Водитель, которого останавливает инспектор ДПС, имеет право оставаться в автомобиле. А административное задержание водителя разрешается не более чем на три часа.
Закон доброй воли
Необходимость выйти из машины у водителя возникает только в случаях, перечисленных в Наставлении ДПС (п.18.4), а именно:
— для досмотра автомобиля, чтобы проверить соответствие номеров двигателя и кузова записям в техпаспорте ТС;
— для досмотра водителя, если есть основания полагать, что он нетрезв, или если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления или причастны к ДТП;
— для участия водителя в составлении документов или оказания помощи другим участникам дорожного движения;
— для устранения технической неисправности автомобиля.
Однако, чтобы было удобнее разговаривать, водитель может по собственной инициативе выйти навстречу инспектору. Но никогда не семените к нему на полусогнутых и с протянутыми дрожащими руками, в которых судорожно сжаты документы. Если даже Вас остановили за нарушение ПДД, имейте чувство меры. В общем, если Вас не просят, можете не выходить, а отдать документы через окно и спокойно ждать решения инспектора.
Если Вам невнятно объясняют причину остановки или она явно надумана, или же Вас насторожило что-то ещё, попросите у гаишника служебное удостоверение и перепишите его данные и номер нагрудного знака к себе в блокнот. Одно это может предупредить возможные незаконные действия со строны инспектора.
Инспекторы ДПС часто приглашают водителя сесть в их служебный автомобиль – якобы для обсуждения факта нарушения ПДД и для составления протокола, а иногда без всякого объяснения причины. В патрульной машине они продолжают или начинают разговор с водителем о совершённом им нарушении и о предусмотренном за это наказании или выясняют: пили Вы или не пили накануне спиртное. При этом нередко проверяют автомобилиста на дачу взятки.
Известны случаи, когда, спровоцировав водителя на дачу взятки, милиционеры с помощью видео- и аудиотехники фиксировали этот факт, впоследствии же суд приговаривал таких водителей к вполне реальным срокам, как бы парадоксально это ни звучало.
Но чаще сотрудники ДПС провоцируют водителей на дачу денег с банальной целью – получения взятки, что в большинстве случаев отвечает интересам обеих сторон. В таких случаях ставка за допущенное нарушение, как правило, снижается вдвое, а деньги, минуя длинную цепь перечислений, сразу попадают в карман стражей порядка.
В этих ситуациях каждый ведёт себя так, как ему позволяют его воспитание, совесть, характер и жизненная позиция, а также существо совершённого им правонарушения.
Однако водитель должен знать следующее:
— он может отказаться от приглашения сесть в служебный автомобиль инспектора – закон его к этому не обязывает;
— наличные деньги в виде уплаты штрафа инспекторы ДПС от водителя принимать не имеют права – это можно квалифицировать как взятку;
— максимальная сумма штрафа, на которую могут выписать постановление-квитанцию о наложении взыскания на месте нарушения ПДД, не может превышать 100 рублей.
А ещё водители и сотрудники ДПС должны знать и чтить УК РФ, в котором предусмотрена уголовная ответственность за получение и дачу взятки. А сроки там большие.
Итак, Ваше право, а не обязанность пересаживаться в патрульную машину или следовать в отдел милиции. Обязанностью это станет с того момента, когда сотрудник милиции объявит о Вашем задержании и составит протокол задержания в соответствии со ст.27.4 КоАП РФ.
Основанием для Вашего задержания может быть любое административное правонарушение. Цель административного задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно. Согласно ст.27.5 КоАП РФ, срок административного задержания не может превышать трёх часов.
Если инспектор ДПС будет совершать в отношении Вас противоправные действия, то совет такой: сделайте звонки в дежурную часть УВД и управление собственной безопасности милиции, в которых заявите, что инспекторы на дороге совершают самоуправство и вымогают взятку, а также можете потребовать у инспектора вызвать на место конфликта его начальника – вышестоящее должностное лицо.
Часть 4. «Наказание» на дороге
Постановление по делу об административном правонарушении с наложением штрафа, составленное инспектором ДПС на месте, является незаконным, так как при этом нарушаются права лица, привлекаемого к административной ответственности. Также является нарушением со стороны инспектора ДПС составление протокола об административном правонарушении и одновременное вынесение на месте постановления по делу об административном правонарушении, так как исключается целая стадия административного производства.
В случае, если на месте выявленного нарушения Правил дорожного движения инспектор ДПС ГАИ принимает решение назначить водителю штраф, не превышающий одного МРОТ (100 рублей), то в соответствии со ст.28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении он не составляет, а оформляет постановление-квитанцию о наложении административного штрафа в двух экземплярах, в которых указывается информация о получателе штрафа. Водителю при подписании этого документа необходимо обратить внимание на строчку, где говорится, что виновное лицо не оспаривает правонарушение и согласно оплатить штраф. Если же водитель оспаривает виновность в правонарушении или не согласен с мерой наказания, то инспектор ДПС обязан составить протокол об административном правонарушении, который рассматривается в общем порядке в соответствии с гл.29 КоАП РФ. Копию этого протокола инспектор обязан вручить водителю.
Часто инспекторы ГАИ из-за отсутствия бланков постановлений-квитанций о наложении административного штрафа оформляют постановление по делу об административном правонарушении на месте и обязывают водителей подписать этот документ, в котором делают приписку, что лицо согласно с наказанием, в то время как водитель оспаривает виновность в нарушении ПДД.
При подписании любых документов водитель должен сначала прочитать текст и осознать то, что он подписывает – не писать бездумно свои объяснения под диктовку гаишника, так как это может в дальнейшем, в случае привлечения его к административной ответственности, усугубить ситуацию.
Большинство инспекторов ДПС предпочитает проводить расследование нарушений ПДД непосредственно на месте. Однако если Вас это не устраивает в силу каких-либо причин, можете в протоколе сделать запись и ходатайствовать о переносе рассмотрения (такая возможность предусмотрена ч.1 ст.29.6 КоАП РФ) или ходатайствовать о рассмотрении дела по месту Вашего жительства. Это может оказаться полезным, когда Вас остановят в другом городе. При подписании протокола обратите внимание на графы «Место и время рассмотрения административного правонарушения» и «Протокол прошу направить для рассмотрения по месту жительства, учёта ТС». Необходимо поставить свою подпись только в одной графе – это будет свидетельствовать или о том, что Вы надлежащим образом осведомлены о месте и времени рассмотрения дела, или будете знать, что протокол направят по месту жительства. Если Вам инспектор ДПС не разъяснил права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, то сделайте об этом запись в протоколе.
Право на несогласие
Если Вы не согласны с точкой зрения инспектора ДПС, но не знаете, как правильно сформулировать объяснения – можете просто написать: «С протоколом не согласен, ПДД не нарушал, доказательств моей вины мне не представлено. Требую предоставления юридической помощи».
Такой ход не позволит инспектору вынести постановление на месте, так как он Вас не сможет обеспечить юридической помощью. Из-за этого он будет вынужден перенести рассмотрение дела, а у Вас появится время для того, чтобы собраться с мыслями, найти адвоката или получить квалифицированную консультацию.
Если же инспектор всё-таки вынесет в отношении Вас постановление, это будет являться нарушением Вашего конституционного права на защиту – такое постановление обязан отменить любой суд или вышестоящее должностное лицо.
Однако если Вы признали свою вину, а сумма штрафа превышает один МРОТ и инспектор ДПС, собрав и проанализировав все факты и доказательства, решит, что Вы виновны, то в дополнение к копии протокола об административном правонарушении Вы также получите копию постановления о привлечении Вас к административной ответственности с наложением штрафа. То есть на месте инспектор свершит скорый суд. В данном случае водителю такой ход дела будет удобен тем, что ему незачем будет тратить время в группе административной практики.
Если же Вы чистосердечно раскаялись в совершённом нарушении и просите инспектора вынести наказание по-минимуму, а инспектор отказывает Вам в этом, тогда ходатайствуйте, чтобы инспектор не выносил постановление на месте, а направил в группу разбора. Это право Вам предоставлено ч.1 ст.29.6 КоАп РФ. Возможно, другие должностные лица будут более снисходительны к Вам и учтут все смягчающие вину обстоятельства.
Всегда берите копии протоколов и постановлений, которые Вам обязаны выдать, иначе в дальнейшем не исключена возможность, что Вы будете удивляться, откуда в протоколе появилось то, чего при Вас не вносилось.
Постановление-квитанция оформляется инспектором ДПС на месте при условии, что сумма штрафа не превышает 1 МРОТ (100 руб.) и водитель не оспаривает свою вину.
В противном случае оформляется протокол об административном правонарушении.
На его основании выносится постановление об административной ответственности. Часто инспекторы ДПС оформляют его на месте. Хотя это и незаконно, но в случае согласия водителя это экономит время.
Часть 5. Правила «самозащиты»
В случае нарушения Правил дорожного движения водителю необходимо знать, что он имеет право зафиксировать в протоколе об административном правонарушении всех свидетелей. Кроме того, сам протокол должен быть понятным и читаемым.
Все свидетели важны
В качестве свидетелей по делу об административном правонарушении, согласно ч.1 ст.25.6 КоАП РФ, может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Никаких ограничений по родству, знакомству, дружбе и прочим отношениям нет.
Тем не менее при составлении протокола об административном правонарушении часто имеет место довольно распространённая ситуация, когда водитель просит инспектора ДПС указать в протоколе свидетелей (например, своих пассажиров), которые могут подтвердить его невиновность, однако инспектор отказывается вписать их в этом качестве в протокол. Излюбленные аргументы гаишников: «Свидетелей определяю я», «Ваши свидетели – заинтересованные лица (родственники, сослуживцы)» и т.п. Основания для таких заявлений у инспекторов отсутствуют.
Согласно ст.25.1 КоАП РФ Вы имеете право давать объяснения и представлять доказательства. А поскольку такими доказательствами может обладать свидетель, смело требуйте его опроса. Если инспектор откажет Вам в этом, заявляйте свои требования письменно. Укажите в протоколе в графе «объяснение», что инспектор отказался вписать свидетелей, и зафиксируйте их данные сами.
Обратите внимание на то, указана ли в протоколе норма права, которая нарушена водителем, привлекаемым к административной ответственности. Часто в протоколах инспекторы не указывают, какой конкретно пункт Правил дорожного движения нарушил водитель, а существо допущенного нарушения описывает произвольно, и эта трактовка не соответствует составу правонарушения.
Когда расписываетесь в получении копии протокола или постановления, обратите внимание, возможно ли прочитать текст, так как часто инспекторы выдают копии с трудночитаемым текстом. Вам обязаны выдать копию документа, текст которого можно прочитать без труда, в противном случае инспектор должен составить новый документ или сделать запись читаемую.
В суд не торопимся
Часто инспекторы ДПС превышают свои полномочия при составлении протокола об административном правонарушении, за которое предусмотрено альтернативное наказание. Например, за выезд на полосу встречного движения, когда это запрещено ПДД (пересечение сплошной линии) предусматривается штраф, налагаемый органами милиции, или лишение права управления ТС, которое применяет только судья. Нарушение со стороны инспектора может заключаться в том, что он в протоколе в графах «место и время рассмотрения» и «протокол прошу направить для рассмотрения» делает запись «в суд по месту жительства» и при этом ещё выдаёт извещение о явке в суд.
Рассмотрение дел с альтернативным наказанием отнесено к компетенции органов внутренних дел и судов. Поэтому предложение сразу же рассматривать дело в суде противоречит п.31 Методических рекомендаций по организации деятельности ОВД при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, согласно которому дела о нарушении ПДД рассматриваются должностными лицами ГАИ в пределах своей компетенции. В соответствии же с п.38 этих рекомендаций дело может быть передано в суд, но только на основании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченным рассматривать такие дела. Это начальник ГИБДД, его заместитель, командир батальона, его заместитель, но никак не нижестоящие должностные лица. Иногда руководство УГИБДД закрывает глаза на «шалости» своих подчинённых, которые вольно обходятся с законом. В определении о передаче дела в суд должно быть чётко и объективно указано, почему руководитель ГИБДД принял решение о передаче материалов в суд, а не воспользовался своим правом назначить соответствующее наказание.
Часть 6. Когда изымаются документы
Сотрудник ГИБДД при несении службы имеет право изымать документы только в установленных законодательством РФ случаях (подпункт «и» п. 12 Положения о Госавтоинспекции). В соответствии с ч.3 ст.27.10 КоАП РФ водительское удостоверение может быть изъято, когда совершено правонарушение, за которое предусмотрено лишение права управлять ТС. Другие документы изымаются по основаниям, указанным в ст.27.10 КоАП РФ и в УПК РФ при производстве следственных действий.
Меняем права на «времянку»
Водительское удостоверение изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении. Об изъятии прав, согласно ч.5 ст.27.10 КоАП РФ, делается запись в протоколе об АПН. После этого инспектор ДПС, в соответствии с нормативными документами, обязан выдать водителю временное разрешение, которым мо
20 ОШИБОК ВОДИТЕЛЯ с ИНСПЕКТОРАМИ ДПС
Совершение данных ошибок, может стоить вам ДЕНЕГ, ВРЕМЕНИ и ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ!
1. Не обращаете внимание на наличие у инспектора нагрудного знака.
Нагрудной знак является обязательным атрибутом формы инспектора, и потому, при его отсутствии, Вы можете заподозрить инспектора в самодеятельности.
2. При обращении к инспектору употребляете выражения «Командир» или «Начальник»
Как только Вы займете положение «Гражданин начальник» или «Командир» – условия диктовать будут Вам, и менять ситуацию станет тяжело. Правильная позиция – разговаривать с инспектором на равных. Он должен представиться, а если Вы не расслышали, нет ничего зазорного в том, чтобы уточнить и в дальнейшем обращаться к нему по имени. Не по званию, а именно по имени. В зависимости от возраста и Вашего воспитания, не помешает добавить и отчество.
3. Выходите из своего автомобиля в том случае, когда Вас об этом не просят и даже в том, когда Вас об этом просят.
В ПДД нет такой обязанности – «Выходить из своего автомобиля». А в Приказе министра МВД Административный регламент № 185 (ДСП №186)
п.70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
а) выйти из транспортного средства в случаях:
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:
нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;
в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
(это документ которым руководствуется инспектор) приведен перечень случаев, в котором инспектору разрешается попросить водителя выйти из своего автомобиля.
Вывод: Инспектор, не то что требовать, он даже попросить Вас об этом имеет право только в указанных Законом случаях. А «Просьба» это не «Законное требование», и потому, выполнять её Вы не обязаны.
4. Не обращаете внимание на то, в каком месте и как стоит служебный автомобиль инспектора.
Согласно инструкции, инспектор должен использовать только служебный автомобиль, и он должен быть хорошо обозреваемым участниками дорожного движения. Если инспектор спрятал его в кустах, или за сооружением, то он, тем самым, нарушает требования Инструкции.
А если служебный автомобиль стоит с нарушением требований ПДД (п.12 «Остановка и стоянка») и без включенных проблесковых маячков, то инспектор, при Вашем желании (и не без помощи прокуратуры), может понести ответственность за это нарушение. Мало кто из водителей знает, что сотрудники ГАИ, на служебном автомобиле без включенных проблесковых маячков, являются простыми участниками дорожного движения, и потому – могут понести ответственность за нарушения ПДД.
5. Не блокируете двери своего автомобиля.
Блокируйте двери и включайте диктофон.
Бывают случаи, когда водителя «хама» (разговаривающего неуважительно с сотрудниками ГАИ), вытягивают из машины и «наказывают» за такое поведение. И потому, совет: разговаривайте с сотрудниками милиции уважительно и обязательно пред этим заблокируйте двери!
6. Полностью отпускаете дверные стёкла.
В том случае, когда водитель грамотный, да ещё и записывает на диктофон неправомерные действия инспектора – инспектор может выхватить диктофон через полностью раскрытое окно автомобиля. А дальше… дальше события будут развиваться только по желанию инспектора.
7. Не пользуетесь диктофоном и видеорегистратором.
Использовать диктофон и видеорегистратор Вы имеете полное законное право. Инспектор ДПС – это сотрудник милиции(ныне полиции). Понятие «Личной жизни» к нему, при исполнении, не относится. Он руководствуется « Законом о Полиции» деятельность которой осуществляется в соответствии со Статьей 8. Открытость и публичность.
Кроме того, согласно ст. 25. Административного регламента «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».
Руководство ГИБДД неоднократно заявляло о том что водителю, для того чтобы предотвратить или не допустить противоправные действия сотрудников ГАИ – разрешается пользоваться диктофоном либо видеокамерой.
8. Тычете диктофоном инспектору в лицо.
Помните! Ситуации на дороге бывают разные. В одном случае – в центре города, посреди белого дня, наличие диктофона может напомнить инспектору о хороших манерах при общении с водителем. В другом случае – ночью, на трассе, Ваш диктофон может быть расценен как попытка к бегству со всеми вытекающими последствиями…
И потому, совет: не тычьте диктофоном инспектору в лицо. Просто поместите его в нагрудной карман рубашки. Пока инспектор будет направляться к вашей машине – наговорите на диктофон дату, время и место остановки. Помните что диктофон, это не щит от инспектора, а небольшая страховка для грамотного водителя.
Неграмотного водителя, да еще и лезущего на рожон – инспектор поставит на место, и никакие разговоры о том, что я, где то прочитал, что могу пользоваться диктофоном – такому водителю не помогут.
9. Не интересуетесь причиной остановки.
Выясняйте причину остановки!
В пункте № 63 Административного регламента» приведен полный перечень оснований для остановки вашего автомобиля.
Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
О проведении спецопераций! у инспектора должно быть соответствующее распоряжение на бумаге, с которым Вы имеете полное законное право ознакомиться.
Так же, для того чтобы выяснить наличие спецоперации – Вы можете позвонить по телефону доверия ГАИ (инспектор обязан Вам его назвать). Ещё следует помнить что, явным признаком «Спецоперации» является наличие у остановивших Вас сотрудников полиции – бронежилетов и автоматов.
10. Не требуете предъявить служебное удостоверение.
Инспектор ДПС – это милиционер. Он, так же как и все другие сотрудники милиции, обязан, по первому требованию, предъявить своё служебное удостоверение. Если инспектор вам в этом отказывает, знайте что перед вами оборотень в погонах (ряженый бандит). Немедленно блокируйте все двери, поднимайте окна, звоните «02» «112» и заявляйте о личности переодетой в форму сотрудника ГАИ, без соответствующего удостоверения.
11. Не требуете предъявить удостоверение в развернутом виде.
Внимательно ознакомьтесь с удостоверением инспектора
Сотрудник ГАИ обязан не просто показать Вам наличие удостоверения, он обязан раскрыть его, так чтобы можно было понять, с кем именно Вы разговариваете (ФИО инспектора, его специальное звание, подразделение). Эта информация Вам ещё пригодится при обжаловании противоправных действий инспектора. Кроме того, Вам просто необходимо знать, кому именно вы отдаете свои документы (мало ли, вдруг вы их потом не досчитаетесь, на дороге всё бывает!).
12. Не требуете подольше подержать удостоверение.
Если инспектор раскрыл Вам своё удостоверение и подержал 3 секунды, это не считается, что он Вам его предъявил! Инспектор обязан дать вам возможность детально ознакомится с его удостоверением, и переписать все его данные (при Вашем желании).
13. Пытаетесь взять удостоверение инспектора в свои руки.
Ни в коем случае не пытайтесь этого сделать. Просто попросите инспектор подержать перед вами своё удостоверение ровно столько, сколько вам это необходимо.
14. Отдаёте все свои документы сразу.
Не делайте этого! Лучше поинтересуйтесь у инспектора, какие именно ваши документы он желает видеть, и предавайте их по одному. Иначе, если вы отдадите все свои документы инспектору сразу, ему не трудно будет заявить о том, что вы чего-то не додали.
Совет: Показывайте на камеру или озвучивайте на диктофон, что именно Вы отдаете инспектору.
15. Не отдаёте свои документы инспектору в руки.
Обязательно передавайте свои документы инспектору в руки. Он должен удостовериться в их подлинности.
16. Выходите из машины, когда вас просят открыть капот для сверки номеров кузова с теми, что в документах.
Вы не обязаны указывать инспектору на то место, где выбиты номера кузова или протирать их тряпочкой, если не видно. Это всё забота инспектора. Вам же совет, просто откройте капот из салона своего автомобиля, сидите и ждите, пока инспектор выполнит свою работу.
17. Открываете багажник по просьбе инспектора.
Поинтересуйтесь у инспектора: «Вы меня просите, чтобы я открыл багажник или требуете?». Знайте что между двумя этими словами («Просьба» и «Требование») – существует огромная разница.
Выполнять «Просьбу» инспектора Вы не обязаны, а требовать «Открыть багажник» – инспектор имеет право только после составления протокола досмотра в присутствии 2 понятых (требуйте составления протокола «Досмотра»). И потому, нередко инспектор прибегает к уловке: «Я попросил, мне показали» – это чтобы в случае жалобы, не быть обвиненным в производстве незаконного обыска.
Совет!
Не выходите из своего автомобиля. Просьба инспектора выйти и открыть капот или багажник – это, как правило, повод только для того чтобы вытянуть Вас из своего автомобиля. Тут имеет место психологический прием «Игра на чужом поле». Если вы выйдите из автомобиля то вам уже будет трудно сориентироваться в том, где инспектор прав, а где нет.
18. Хамите инспектору или наоборот – заискивающе улыбаетесь.
Не хамите и не подлизывайтесь!
Инспектор, это такой же человек, как и Вы, только сейчас он в погонах. Бояться его не надо. Хамить и грубить тем более. Научитесь реагировать на инспектора спокойно! Если Вас смущает его форма – представьте что он одел её наизнанку. Тогда всё станет на свои места!
19. Не обращаете внимание, представился ли Вам инспектор.
П.20 Административного регламента гласит:
«При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности
В Инструкции приведен полный перечень обязанностей инспектора, за невыполнение которых он, при Вашем желании, может понести ответственность. Так вот «Представиться» – это одна из первых его обязанностей.
20. Отвечаете на все вопросы инспектора.
Если инспектор спрашивает у вас «Куда едете?», «Откуда едете?», «Какой знак Вы недавно проехали?» или «Читали ли Вы ПДД, пункт такой – то?» … Задайте инспектору встречный вопрос – «Инспектор, я обязан отвечать на ваши вопросы?». Если инспектор ответит «Да» – потребуйте от инспектора сослаться на Закон, обязывающий Вас к этому.
Помните! Согласно Конституции (ст. 51) Вы имеете право не отвечать на вопросы сотрудника милиции.
— В случае любой неясности или противоправных действий инспектора, Вы не звоните в службу доверия ГАИ
Номер телефона доверия ГАИ можно спросить у инспектора, он также отображен на их служебной машине.
Помните! Служба доверия ГАИ моментально реагируют на любые нарушения закона, и звонки она принимает круглосуточно.
Бонус. Не обращаете внимание на то, все ли документы Вам вернули и в каком они состоянии.
Проверяйте свои документы!
Обязательно проверяйте наличие всех документов, после проверки их инспектором. В том случае если Вы чего-либо не досчитаетесь, срочно звоните «02″ и заявляйте о краже!