Регресс при отсутствии техосмотра у легкового автомобиля с 1 марта 2021 года
В этой статье речь пойдет об изменении, которое будет внесено в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с 1 марта 2021 года.
Суть его сводится к тому, что страховые компании получат дополнительный повод для предъявления регрессного требования к водители. Речь идет о ситуации, когда у водителя своевременно не пройден техосмотр. Рассмотрим данный вопрос подробнее.
Для начала хочу напомнить о том, что такое регрессное требование. Данный термин применяется в ситуации, когда водитель стал виновником дорожно-транспортного происшествия и должен возместить ущерб, причиненный другим участникам движения. По умолчанию такой ущерб возмещает страховая компания виновника.
Однако, если будет выяснено, что водитель допустил одно из серьезных нарушений, представленных в специальном списке, то страховая компания впоследствии потребует возместить ущерб от самого водителя. То есть страховка фактически не сработает.
Так вот, в этой статье рассматривается изменение закона «Об ОСАГО», которое вводит дополнительную ситуацию, когда страховая имеет право взыскать стоимость ремонта с самого водителя.
Регресс при отсутствии техосмотра у любого транспортного средства
Изменение внесено в часть 1 статьи 14 закона «Об обязательном страховании ТС»:
Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;
Внимание! С 12 апреля 2022 года подпункт «и» вновь вернулся к старой редакции. Данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.
Подпункт «и» рассказывает о регрессном требовании за отсутствие техосмотра. С 1 марта 2021 года оно будет возможно в двух случаях:
1. Для легкового такси, автобуса, грузовика для перевозки пассажиров, транспортного средства для перевозки опасных грузов отсутствие диагностической карты автоматически приводит к регрессу. Причем не имеет значения причина, по которой произошло ДТП. Это требования действует и в настоящее время.
2. Для всех остальных транспортных средств (в том числе личных легковых автомобилей, всех грузовиков и т.д.) действует другое правило. Регресс возможен лишь в том случае, если диагностическая карта отсутствует и причиной ДТП стала неисправность транспортного средства.
Например, Андрей стал виновником ДТП. Он ехал на личном легковом автомобиле и не уступил дорогу другому автомобилю при перестроении. Машина Андрея не прошла технический осмотр, то есть не имеет действующей диагностической карты.
В этом случае причиной ДТП стало нарушение требований ПДД, поэтому регрессное требование страховая предъявить Андрею не сможет.
Другой пример. Борис ехал на личном легковом автомобиле и у машины на ходу отвалилось левое переднее колесо. Колесо продолжило движение и совершило столкновение со встречным автомобилем. У машины Бориса техосмотр не пройден.
В этом случае причиной ДТП стала техническая неисправность, то есть страховая сможет предъявить Борису регрессное требование. Соответственно, за ремонт чужого автомобиля Борис заплатит «из своего кармана».
На самом деле, основной причиной ДТП в России является именно нарушение требований правил дорожного движения. Аварии из-за технических неисправностей происходят не так уж часто. Да и техосмотр у большинства водителей пройден своевременно. Поэтому рассматриваемое сегодня нововведение не приведет к колоссальному увеличению исков страховых компаний к водителям.
Обратите внимание, в новом подпункте и речь идет о любых технических неисправностях. В том числе и о тех, которые на техосмотре не проверяются.
Кроме того, хочу напомнить, что если техосмотр автомобиля пройден, а причиной ДТП стала техническая неисправность, которая могла быть выявлена на техосмотре, то в этом случае страховая компания может предъявить регрессное требование к оператору технического осмотра.
Таким образом, с 1 марта 2021 года страховые компании получат право взыскивать возмещение практически за все ДТП, причиной которых стали технические неисправности. Если техосмотр не пройден, то за ДТП заплатит владелец автомобиля. Если техосмотр пройден, то за ДТП заплатит пункт технического осмотра.
Единственное исключение составляет ситуация, когда техосмотр пройден, а причиной аварии послужила неисправность, которую на техосмотре не проверяют. В этом случае ущерб возместит сама страховая компания.
В заключение хочу отметить, что если Вы всегда вовремя проходите техосмотр, то беспокоиться Вам не о чем. Рассматриваемое нововведение абсолютно никак на Вас не повлияет.
Удачи на дорогах!
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
В каких случаях ГИБДД может проверить техническое состояние автомобиля на дороге?
Внимание! Рассмотренный в данной статье Административный регламент МВД утратил силу 30 апреля 2022 года. Заменяющий его документ пока что не выпущен.
Добрый день, уважаемый читатель.
30 декабря 2021 года в России был отменен обязательный технический осмотр для личных легковых автомобилей. Начиная с этой даты большинству автовладельцев не требуется проходить обязательный техосмотр, однако техосмотр можно пройти добровольно.
При этом, если у автомобиля есть действующая диагностическая карта технического осмотра, то в некоторых случаях этот автомобиль освобождается от проверки технического состояния сотрудниками ГИБДД на дороге.
В данной статье разберемся, в каких случаях проводится проверка технического состояния на дороге, а также с тем, от чего именно освобождает действующая карта технического осмотра:
Как проходит проверка технического состояния на дороге?
Процедура проверки технического состояния транспортного средства описана в пунктах 96 — 99 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов:
- конструкции автомототранспортного средства представленным документам и обязательным требованиям;
- технического состояния автомототранспортного средства обязательным требованиям, проводимую органолептическим методом или с использованием технических средств для измерения параметров узлов и агрегатов автомототранспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, а также проверки режимов и характеристик их работы.
- проверка документов, необходимых для участия в дорожном движении, а также на перевозку пассажиров и грузов, в том числе тяжеловесных, опасных и крупногабаритных (за исключением документов, подлежащих проверке при осуществлении федерального государственного транспортного надзора);
- проверка маркировочных обозначений автомототранспортного средства, государственных регистрационных знаков, а также наличия сведений о проведенных проверках его технического состояния в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра;
- снятие информации с имеющегося тахографа;
- фото- и видеозапись проводимых мероприятий.
Проверка технического состояния состоит из двух частей (пункт 97):
- проверка автомобиля на наличие незаконных изменений конструкции, то есть изменений конструкции, не внесенных в свидетельство о регистрации;
- проверка технического состояния транспортного средства, которая может проводиться как визуально, так и с помощью технических средств.
Примечание. Многих водителей интересует, как именно сотрудники ГИБДД могут проверить тормозную систему или люфт рулевого управления. Если полицейским потребуется проконтролировать работу указанных агрегатов, на пост ГИБДД привезут передвижную диагностическую линию, которая позволяет проверить все необходимые агрегаты автомобиля.
Таким образом, проверка технического состояния может полностью повторять процедуру стандартного технического осмотра.
Однако есть и несколько отличий:
- в нормативных документах не указан перечень обязательных для проверки агрегатов, то есть сотрудники ГИБДД могут проверить только те элементы автомобиля, которые кажутся им не соответствующими требованиям законодательства;
- процедура проверки, в отличие от техосмотра, не требует оплаты.
- если при проверке технического состояния будут выявлены отклонения по каким-то параметрам автомобиля, то водитель, в отличие от техосмотра, сразу же будет привлечен к административной ответственности, то есть получит штраф.
Максимальное время проведения проверки соответствует времени проведения технического осмотра (пункт 99). Для легковых автомобилей категории B оно составляет 30 минут.
Что происходит после проверки технического состояния на дороге?
122. В случае обнаружения в ходе проверки документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, возбуждает дело об административном правонарушении.
127. По результатам проверки документов, маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства при необходимости и наличии оснований осуществляются действия в соответствии с Административным регламентом либо иными нормативными правовыми актами МВД России, при их отсутствии участнику дорожного движения возвращаются полученные от него документы и дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства (пешехода).
Если в результате проверки техсостояния сотрудники ГИБДД выявили какие-то нарушения, то они привлекают водителя к административной ответственности. То есть водитель может получить наказание по одной из частей статьи 12.5 КоАП:
Нарушение | Наказание |
Любое отклонение, кроме перечисленных ниже | Предупреждение или 500 рублей |
Неисправность тормозной системы, рулевого управления или сцепного устройства | 500 рублей |
Установка на передней части ТС световых приборов или световозвращателей красного цвета или световых приборов, цвет огней и режим которых не соответствует требованиям приложения к ПДД | лишение прав на 6-12 месяцев |
Наличие тонировки | 500 рублей |
Наличие мигалок или специальных звуковых сигналов | лишение прав на 12-18 месяцев + конфискация спецсигналов |
Незаконная установка знака «Инвалид» | 5 000 рублей + конфискация знака |
Наличие специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб | лишение прав на 12-18 месяцев |
Наличие цветографической схемы легкового такси | 5 000 рублей |
Если внимательно изучить приведенную выше таблицу, то можно увидеть, что большая часть нарушений, описанных в ней, не должна стать неожиданностью для водителя. Например, если на автомобиле установлена тонировка, то водитель ранее эту тонировку установил, то есть он преднамеренно пошел на нарушение законодательства.
Что касается нарушений, которые действительно могут стать неожиданными, то все они попадают в первые 2 строки таблицы и предусматривают максимальное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей. Так что, если в автомобиле какой-то узел износился от времени и его некорректная работа выявлена при проверке техсостояния, то водителю грозит только предупреждение или минимальный штраф (500 рублей).
В каких случаях проводится проверка технического состояния?
Рассмотрим пункт 111 регламента ГИБДД:
- обнаруженные визуально признаки административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.23, 12.5 Кодекса;
- участие транспортного средства в ДТП;
- наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
- проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
Есть всего 4 ситуации, когда техническое состояние автомобиля может быть проверено сотрудниками ГИБДД:
- если сотрудник визуально заметил признак нарушения;
- если автомобиль попал в ДТП;
- если есть данные о том, что автомобиль причастен к ДТП, преступлению или нарушению;
- если проводится спецоперация по проверке транспортных средств.
То есть, сотрудник ГИБДД не может просто так остановить автомобиль из потока и без причины заставить водителя проходить проверку технического состояния. Проверка возможна только в одной из перечисленных выше ситуаций.
В каких случаях наличие техосмотра защищает от проверки технического состояния?
Ну а теперь разберемся с самым интересным вопросам. Какие преимущества дает водителю пройденный техосмотр?
Рассмотрим пункт 8 статьи 15 Федерального закона «О техосмотре»:
8. Если в отношении транспортного средства проведена проверка технического состояния в форме технического осмотра и выдана диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, проверка технического состояния данного транспортного средства в форме государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения не проводится, за исключением случаев визуального обнаружения признаков наличия у него технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения.
Данный пункт говорит о том, что если автомобиль прошел техосмотр, то проверить его могут только в одном случае — при наличии визуальных признаков технической неисправности.
Например, если у автомобиля неисправны тормоза, то при его остановке сотрудник ГИБДД увидит, что тормозной путь автомобиля слишком велик. В этом случае может быть проведена проверка технического состояния.
Другой пример. Если проводится рейд по неисправностям тормозных систем, то при наличии действующей диагностической карты у сотрудников ГИБДД нет причины загонять автомобиль на тестовый стенд.
Третий пример. Автомобиль с пройденным техосмотром попал в ДТП. С одной стороны, диагностическая карта освобождает водителя от проверки технического состояния. С другой стороны, негорящие фары автомобиля являются визуальным признаком, который позволяет сотрудникам провести проверку технического состояния.
Подведем итоги данной статьи:
1. Процедура проверки технического состояния во многом похожа на процедуру проведения технического осмотра. На ней автомобиль проверяют как визуально, так и с помощью технических средств.
2. Если при проверке техсостояния выявлены неисправности автомобиля, то водитель привлекается к ответственности (получает штраф).
3. Диагностическая карта техосмотра защищает водителя от проверок технического состояния во всех случаях, кроме неисправностей, наличие которых сотрудники могут заметить визуально.
В заключение нужно отметить, что процедура проверки технического состояния на дорогах в 2022 и 2023 году не носит массового характера и не доставляет серьезных проблем автовладельцам. Как правило, полицейские проверяют только те автомобили, неисправности которых бросаются в глаза. Ну а проходить добровольный техосмотр легкового автомобиля или нет — решать только Вам.
Удачи на дорогах!
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Авария без техосмотра. Что будет с ценой ОСАГО
Страховщики не будут снижать цены на ОСАГО добровольно получившим диагностическую карту водителям. А если ДТП произойдет из-за технической неисправности, виновнику грозит регресс. Что изменилось после отмены техосмотра
Анонсируя отмену техосмотра в ГИБДД предложили страховщикам рассмотреть возможность снизить цены на полисы ОСАГО тем, кто добровольно получит диагностические карты. После вступления изменений в силу представители страхового сообщества не собираются давать скидки на ОСАГО за пройденный техосмотр. Они объяснили, что именно влияет на цену полиса и называли случаи, когда виновнику аварии могут даже предъявить регресс. Разбираемся, когда добровольный техосмотр может пригодиться.
Наличие техосмотра — это повод снизить цены на ОСАГО?
С отменой обязательного техосмотра для частных автомобилей старше четырех лет условия работы страховых компаний никак не изменились. Как объяснили в страховой компании «Согласие», для клиентов стало одним обязательным документом меньше при оформлении полиса ОСАГО. Там заявили, что на цену полиса наличие или отсутствие диагностической карты не влияет.
«Наступление страхового случая зависит от качества вождения. То есть, на цену полиса влияет количество ДТП, в которые водитель попадал на машине. Водители, стиль езды которых агрессивен и неаккуратен, как правило, характеризуются соответствующим классом коэффициента бонус-малус (КБМ), и страховка для них дороже», — рассказали страховщики Autonews.ru.
Техосмотр 29 декабря 2021 Что будет, если попасть в ДТП без техосмотра. Страховщики все объяснили
Статьи 19 июля 2021 Водителей предупредили о последствиях езды без техосмотра. Подробности
В «Абсолют.Страховании» отметили, что теоретически страховщики могут использовать данный фактор в тарификации. Но сама компания этого делать не планирует. «По нашим данным, нет статистики, которая бы подтверждала, что наличие или отсутствие техосмотра влияет на убыточность клиента. Считаем, что такого влияния нет, соответственно, нет оснований для изменения цены», — сказали в компании.
В свою очередь в «Росгосстрахе» заявили, что отсутствие диагностической карты вряд ли будет отражаться на цене полисов компании. Там рассказали, что не видят статистически значимой связи между убыточностью клиента по ОСАГО и фактом прохождения техосмотра.
Каким водителям грозит регресс от страховых?
При этом попавшие в ДТП на неисправном автомобиле виновники аварии могут столкнуться с необходимостью покрыть весь вред потерпевшим за свой счет.
«Если произошло ДТП с участием автомобиля с явными техническими неисправностями, страховая компания выплатит возмещение пострадавшему. В таком случае страховщик имеет право предъявления регрессного требования к причинившему вред лицу. Как и раньше, ему придется покрыть сумму выплаченную потерпевшему сумму страхового возмещения», — уточнили в страховой компании «Согласие».
В свою очередь в компании «Совкомбанк Страхование» назвали непринципиальным моментом для страховых компаний наличие или отсутствие у автомобилиста техосмотра. Соответственно на цену полиса этот фактор влиять не может.
«Установить причинно-следственную связь между причиной ДТП и технической неисправностью нелегко. Необходимо доказать и сам факт неисправности автомобиля. Это особенно сложно, если он будет полностью уничтожен. Четкий ответ может дать тольео техническая экспертиза. Если эта связь будет установлена, регресс возможен, но маловероятен. Такая связь чаще всего выявляется при очень серьезных ДТП. Тогда, как правило, виновник не способен самостоятельно справиться с причиненным ущербом. Это всегда учитывается страховым сообществом. Соответственно, связи с тарифом и наличием техосмотра пока быть не может», — сказал Лаппи.
При этом Лаппи признал, что регресс к виновникам крупных ДТП применяют не все страховые компании, так как возместить ущерб такого размера обычному водителю крайне сложно.
«В такой ситуации он, или его наследники, могут применить процедуру банкротства, и страховщик все равно ничего не получит. То есть применительно к масштабным ДТП — это бессмысленно. Поэтому практика такая крайне редкая», — отметил представитель страхового сообщества.
По словам Лаппи, аварии, которые происходят из-за технической неисправности автомобилей встречаются крайне редко — их доля составляет около 1%. Основными причинами ДТП в страховом сообществе принято считать нарушения ПДД, неожиданное изменение дорожных условий и человеческий фактор.
Если есть диагностическая карта, а машина оказалась неисправна — кому предъявят регресс?
Как объяснили страховщики, если водитель стал виновником ДТП на неисправной машине с действующей диагностической картой, он может избежать регресса.
«Если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то, по закону об ОСАГО, регресс по причине неисправности транспортного средства к нему предъявлен быть не может», — заверили Autonews.ru в Российском союзе автостраховщиков (РСА).