Обязан ли водитель открывать капот инспектору гаи

Содержание

Правомерно ли ДПС требует открыть дверь машины и можно ли ему отказать?

Встреча с сотрудником ГИБДД – это стресс для большинства водителей. Мы уже разбирали ситуации, когда инспектор просит открыть багажник и капот автомобиля. Но точно так же вас могут попросить открыть двери. Подобная просьба ставит в тупик даже опытных автолюбителей. Как реагировать на требование сотрудника ДПС показать ему, что у вас в салоне? Что это: осмотр или досмотр? И вообще, есть ли в 2022 году у водителя обязанность открывать передние и задние двери своей машины сотрудникам полиции? На самом деле, в большинстве случаев можно отказаться. Давайте разберёмся, правомерны ли требования открыть двери, как себя правильно вести, что говорить инспектору ДПС и какими законами регулируются границы допустимых процедур.

Законно ли требование инспектора ДПС открыть дверь машины?

Ответ на этот вопрос зависит от процедуры – осмотра или досмотра. В первом случае ни о каком требовании речи быть не может. А на досмотр транспортного средства у инспектора должны быть веские основания.

Важно понимать, что инспекторы ГИБДД являются исполнителями закона. Они следят за соблюдением правил в области дорожного движения и вправе пресекать любые нарушения в этой сфере. Но, в то же время, в 2022 году деятельность сотрудников полиции строго ограничена тремя законодательными актами:

  • Кодексом об административных правонарушениях (КоАП),
  • ФЗ «О полиции»,
  • Административным регламентом, введённым в действие Приказом МВД № 664.

Таким образом, если инспектор ДПС требует от вас открыть дверь автомобиля, то он обязан руководствоваться основаниями и процессуальными действиями, которые чётко описаны в нормативно-правовых актах из списка выше. А любопытство сотрудника ГИБДД и фразы в духе «я так хочу» или «это моя работа» – неуместны, а главное – неправомерны!

На это, в частности, указывает пункт 4 ст. 6 ФЗ О полиции:

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Фактически, это означает, что даже если после остановки вы не опустили стекло, подошедший к машине сотрудник ГИБДД имеет право максимум легонько постучать по стеклу для привлечения вашего внимания. Самостоятельно открывать передние и задние двери машины против вашей воли инспектор не может. Вернее, может – но в исключительных случаях, и для этого у него должны иметься достаточно веские основания, которые прописаны в законе.

Речь идёт о досмотре и осмотре – совершенно разных процедурах, которые часто путают и подменяют одну другой. Давайте разбираться что к чему!

Законность требования ГИБДД открыть дверь машины

При осмотре

Осмотром считается визуальное обследование транспортного средства. Проще говоря, полномочия сотрудника ГАИ ограничены обычным наблюдением через боковые, задние и лобовые стёкла автомобиля, ничего не трогая. К примеру, с целью установить сколько людей едет в машине, все ли они пристёгнуты, где перевозятся дети. Также «на глаз» можно определить, какие предметы находятся в салоне авто, нет ли среди них запрещённых.

Может ли инспектор при осмотре требовать от водителя открыть ему двери? Да, может. Но не просто так!

Для этого должны быть основания. Исчерпывающий их список закреплён в п. 197 Административного регламента. Среди таких оснований есть ориентировка или иная информация об использовании ТС или перевозимых предметов с целью совершения административного правонарушения. Например, когда инспектору сообщили по рации, что в автомобиле едет ребёнок без детского автокресла. И если стёкла незатонированы, то полицейский сможет визуально установить правонарушение и выписать штраф.

Открывать дверь для осмотра вы не обязаны. Достаточно указать сотруднику ДПС на то, что он может обойти автомобиль, изучить его снаружи, заглянуть в окна, осмотреть фары, номерные знаки и другие части машины. Это и есть осмотр!

При досмотре

А вот досмотр – это более сложная и менее приятная для водителей процедура обеспечительного характера.

Определение понятию дано в части 1 ст. 27.9 КоАП:

1. Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Неотъемлемыми атрибутами досмотра являются составление протокола и привлечение двух понятых, с альтернативой в виде видеосъемки (п. 203 Административного регламента). Водитель и пассажиры обязаны выйти из автомобиля.

Что касается правил досмотра, то сотрудники ГИБДД могут сами открывать двери, откидывать сиденья, рыться в бардачке, поднимать запаску, а на грузовых авто – даже срывать пломбы. Но запрещается открывать сумки, рюкзаки, шарить в карманах одежды водителя и пассажиров, поскольку это отдельная административная процедура – досмотр личных вещей.

Однако и у досмотра по закону есть чёткие основания, без которых нельзя обследовать транспортное средство. Эти основания перечислены в п. 202 Регламента № 664:

  • обоснованные предположения или иные данные о том, что в машине находятся боеприпасы, оружие, наркотические вещества, психотропы, ядовитые или радиоактивные вещества – словом, то что запрещено перевозить без специального разрешения и на специальном транспорте,
  • данные о перевозке орудий и предметов административного правонарушения (в том числе, если оно еще не совершено),
  • наличие сведений о нахождении в машине разыскиваемых лиц (к примеру, уклонистов от армии, неплательщиков по алиментам, беглых преступников).

Фактически если вы не захотели открывать дверь ТС для осмотра, инспекторы не могут просто так перейти к досмотру. Чтобы начать глубокое исследование содержимого машины, сотрудники ГИБДД обязаны указать на основания таких действий. И не просто указать, а составить протокол досмотра, найти двух понятых/вести видеосъемку.

Но что, если в ходе досмотра машины инспекторы ничего не найдут? Такой досмотр в 2022 году считается незаконным. Если в вашем автомобиле не найдены предполагаемые орудия совершения либо предметы административного правонарушения, наркотики, оружие или разыскиваемые лица – то вы имеете полное право обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного неправомерным задержанием транспортного средства.

Еще бывает обыск! Вот тут люди в форме могут уже не только открывать двери, снимать колёса, но даже повреждать обшивку салона автомобиля, если того требует ситуация. Правда, обыск – это не административная, а уголовно-процессуальная процедура. Чтобы инициировать такую проверку ТС, должно быть заведено уголовное дело, а также иметься ордер от прокурора или судьи. Обычные сотрудники ГИБДД обыски не проводят.

Досмотр автомобиля с протоколом

Могу ли я отказаться открывать двери автомобиля?

Да. Но в случае отказа от законного требования могут последовать санкции.

Ключевым в нашем случае будут основания, при наличии которых вас просят открыть двери авто. Многое также зависит от того, просьба это или требование. В 99% случаев инспектор ничего не требует.

Важное отличие просьбы от требования!

Грань между просьбой и требованием сотрудника ГИБДД – ощутимая. Однако на практике ситуация разворачивается в ином ключе. Инспектор может сказать фразу типа «Водитель, откройте, пожалуйста, дверь!» Но из контекста не ясно, просит он или настойчиво требует?

Между тем, выяснить характер фразы стоит, поскольку:

  • от просьбы открыть дверь автомобиля вы можете отказаться, и по закону за это нет никакого наказания,
  • за отказом от требования следует административная ответственность в рамках КоАП РФ.

Разумеется, если требование незаконное – исполнять его вы не обязаны. Но в таком случае будьте готовы, что вначале вас привлекут к ответственности, а потом вам же придётся доказывать необоснованность привлечения и требовать наказания для сотрудника ГИБДД. Увы, но практика 2022 году работает именно по такому сценарию.

Что грозит за отказ?

Никаких санкций за отказ от просьбы открыть дверь машины не предусмотрено. Но если речь идёт о досмотре, были основания для его проведения, а водитель отказался выполнять законное требование инспектора ДПС – отказнику грозит справедливое наказание по части 1 ст. 19.3 КоАП РФ:

  • штраф 2 000 – 4 000 рублей,
  • административный арест до 15 суток,
  • обязательные работы до 120 часов.

Какую именно санкцию назначить водителю, будет решать суд. В данном случае сотрудники ГИБДД составляют протокол и передают его вместе с рапортом в мировой суд. Очень часто неподчинившегося автолюбителя везут в суд прямо с дороги. То есть решение о наказании могут вынести в тот же день. Но если суд ещё не работает, нарушителя временно могут поместить в «обезьянник», хотя по факту это незаконно.

Штраф за неисполнение требования ГИБДД

Инспектор ДПС самовольно открыл дверь моей машины – что делать?

Самовольные действия сотрудников ГИБДД квалифицируются как самоуправство. Ответственность за подобное деяние предусмотрена статьей 19.1 КоАП РФ. Однако штрафы для должностных лиц там мизерные – от 300 до 500 рублей. Дополнительно в ГИБДД виновнику в погонах могут вынести дисциплинарное взыскание.

Итак, что делать при неправомерном досмотре автомобиля:

  1. Обязательно включите видеозапись, чтобы фиксировать противоправные действия инспектора ДПС.
  2. Незамедлительно звоните по телефону 112 или в дежурную часть.
  3. Сообщайте о незаконном проведении досмотра машины, а если сотрудник ГИБДД роется в ваших личных вещах – о безосновательном обыске.
  4. Донесите до полицейского, что обжалуете его действия начальству ГИБДД и в прокуратуру. Пригрозите, что поднимете вопрос о служебном несоответствии блюстителя правопорядка.
  5. Также требуйте копию протокола досмотра (если составлялся), она понадобится при обжаловании незаконных действий автоинспектора в отношении транспортного средства.

По факту вашего обращения должны провести внутреннюю проверку. О том, что она покажет и какие санкции будут вынесены сотруднику ДПС, вас уведомят по почте. Правда, по факту о реальных последствиях вы не узнаете, поскольку ГИБДД не разглашает результаты внутренних расследований.

Имеет ли право ДПС требовать открыть капот автомобиля и может ли водитель отказаться?

Обычно сотрудники ГИБДД останавливают машины с целью проверки документов. Но после этого могут озадачить водителя просьбой открыть и крышку капота. Многих автолюбителей удивляет такое предложение. Возникает желание порыться в ПДД и поискать соответствующую обязанность водителя. Но никакой обязанности открыть капот в Правилах вы не найдёте. Отсюда и непонимание, что делать и как себя вести в подобных ситуациях? Между тем, следует отличать просьбу от требования инспектора, осмотр от досмотра – ведь от этого зависит не только процессуальный порядок, но и возможные наказания в случае отказа инспектору. О том, что делать, если вас просят открыть капот – расскажем далее.

Имеет ли право сотрудник ГИБДД попросить водителя открыть капот в 2022 году?

Да, имеет. Исчерпывающий список прав и должностных обязанностей сотрудников ГИБДД содержится в ФЗ «О полиции» и Административном регламенте в соответствии с Приказом МВД № 664.

Но есть ли в правовых актах конкретное право инспектора просить водителя открыть капот? Давайте посмотрим на действия, которые инспекторы могут себе позволить в рамках закона:

  • так, у инспектора ДПС есть полное право осуществлять проверку идентификационного номера автомобиля, номера кузова, шасси и прочих составных частей транспортного средства (пункт 31 Регламента),
  • госавтоинспектор также вправе предложить водителю выйти из машины, чтобы в его присутствии сверить номера агрегатов и узлов в подкапотном пространстве (п. 93 Регламента).

Таким образом, в 2022 году сотрудник ГИБДД имеет право проверять маркировочные обозначения под капотом транспортного средства. Речь идёт о 17-значном VIN-номере автомобиля, реже номере двигателя. Идентификатор сверяется с данными, которые указаны в Свидетельстве о регистрации ТС.

Но, разумеется, просто так у вас никто ничего проверять не может. Проверка маркировочных обозначений транспортного средства под капотом должна осуществляться только при наличии веских оснований. Все они закреплены в пункте 109 Приказа МВД № 664:

  • необходимость сверить VIN-номер на кузове с таким же номером, указанным в СТС водителя;
  • наличие ориентировки или иной информации об автомобиле (например, что машина участвовала в ДТП или находится в розыске);
  • выявление подделки (подложности) документов;
  • проведение мероприятий по снижению риска ДТП.

Наличие любого из перечисленных оснований является поводом для того, чтобы инспектор предложил вам открыть крышку капота для осмотра. Но, например, письменного приказа на поиск по ориентировке у сотрудника ДПС может при себе не оказаться. Очень часто ориентировки приходят в устной форме. То есть, по сути, вам придётся верить ИДПС на слово.

Инспектор ДПС просит открыть капот

А может ли инспектор сам открыть крышку?

Ни в коем случае – это должностное правонарушение!

Частная собственность неприкосновенна – на это указывает ст. 35 Конституции РФ. Автомобиль – это ваша собственность, и никто не имеет права без вашего разрешения лезть под капот, открывать багажник и рыться в бардачке.

На практике, конечно, ИДПС не станет без вашего согласия открывать крышку капота для сверки идентификационных номеров. Но если процедура проводится в рамках общего досмотра транспортного средства, то такое право у автоинспектора есть. К примеру, он может проверить багажник, капот, открывать двери, откидывать сиденья в салоне машины. Правда, для досмотра нужен протокол, двое понятых или видеосъемка процесса, но, самое главное – наличие оснований для досмотра транспортного средства. Об этом расскажем подробнее чуть позже.

Могу ли я отказаться открывать капот?

Да, можете – но только в одном случае.

После того, как инспектор ДПС в приказном тоне говорит вам открыть капот, поинтересуйтесь «это просьба или требование?». Важно понимать, что это два разных условия. Инспектор вправе лишь предложить вам открыть крышку моторного отсека. А вот требовать он может лишь при наличии веских оснований для осмотра (например, той же ориентировки). Так вот, вы вправе отказаться выполнять просьбу. Ведь она не подкреплена ничем, кроме желания самого инспектора ДПС заглянуть вам под капот.

Требование открыть капот переходит в юридическую плоскость осмотра. Отказаться от такой процедуры без последствий вы уже не сможете. А если откажетесь, то получите соответствующее наказание в рамках КоАП.

Отказ открыть крышку капота

Чем это грозит?

Итак, водителю грозит наказание лишь за отказ от требования обеспечить доступ ИДПС к моторному отсеку машины. То есть либо собственноручно открыть крышку капота, либо разблокировать его замок. Ответственность за это предусмотрена в ч. 1 ст. 19.3 КоАП, где:

  • штраф от 2 000 до 4 000 рублей;
  • арест на срок до 15 суток;
  • обязательные работы до 120 часов.

Учитывайте эти моменты и не подвергайте себя лишнему риску.

Если капот заклинило, и крышка не открывается?

Вины водителя здесь нет.

Обязанность автолюбителя обеспечить свободный доступ к подкапотному пространству своей машины. Но если у вас, к примеру, заклинил замок, и вы не можете открыть капот – вашей вины тут нет. Неисправностью транспортного средства это также не является, поскольку заклинивший замок капота не влияет на передвижение автомобиля по дороге.

Более того, в ПДД нет обязанности для водителя уметь открывать крышку капота. А сам сотрудник ГИБДД не имеет права лезть к рычагу в салоне машины и что-то дёргать. Это уже не осмотр, а досмотр со своими требованиями и тонкостями.

Не открывается крышка капота

Проверка капота – это осмотр, досмотр или обыск?

Теперь разберемся с процедурами, которые различаются не только в названиях, но и в порядке действий, требованиях и основаниях.

В силу ст. 112 Регламента, проверка маркировочных обозначений под капотом возможна посредством визуального исследования. Инспектор должен сверить цифры VIN-номера на двигателе с цифрами такого номера в СТС водителя, ни к чему не прикасаясь – всё это указывает на признаки осмотра. В мероприятии участвует и сам владелец транспортного средства. Об итогах осмотра подкапотного пространства должен составляться акт. Но на практике это происходит не всегда. Если инспектор ДПС не обнаружит у вас перебитую маркировку, то он просто пожелает счастливого пути и отпустит с миром. Без всяких актов осмотра. Да, по букве закона это нарушение, но водители обычно и не возражают.

Для сравнения, досмотр – это более широкий круг действий, когда автоинспектор вправе прикасаться к машине, открывать капот, багажник, поднимать коврики, изучать содержимое бардачка и т.д. Однако сотрудникам ДПС запрещается ломать и разбирать конструктивные элементы транспортного средства. При досмотре водителя и пассажиров просят выйти из машины, а до начала процедуры ИДПС составляет протокол досмотра, в присутствии двух понятых или ведёт видеосъемку происходящего (п. 203 Регламента).

Обыск, как уголовная процедура, применяется только в крайних случаях. Конкретно с проверкой идентификационного номера под капотом обыск не связан. Кроме того, обязательно нужен ордер – санкция от прокурора. Обычные инспекторы ДПС не могут производить обыск вашего автомобиля.

Обязательно ли мне выходить из машины?

Нет, не обязательно.

Так, согласно пункту 93 Административного Регламента, автоинспектор может лишь предложить вам выйти из машины и вместе с ним сверить маркировочные обозначения под капотом. Выходить или нет – на ваше усмотрение. От вас требуется лишь обеспечить доступ к моторному отсеку, чтобы ИДПС самостоятельно сверил идентификационные номера. То есть ваша задача потянуть за рычаг открытия капота, а самому можно оставаться в салоне.

Обязанности выходить на улицу, открывать крышку капота и тем более очищать агрегат от скопившейся грязи (чтобы можно было сверить цифры) у вас нет. Но лучше не оставлять полицейского один на один с вашим моторным отсеком. Так сказать, в целях своей же безопасности.

Открыть капот и не выходить из машины

Можно ли снимать инспектора и проверку капота на видеокамеру?

Запретить видеосъемку вам никто не может. И на это указывает целых два правовых акта:

  • Деятельность полиции является открытой для общества и граждан. ИДПС всего лишь сверяет идентификационные номера, ничего запрещённого к съемке в таком осмотре нет (ст. 8 ФЗ «О Полиции»),
  • Деятельность государственных органов должна быть открытой, а ГИБДД – это как раз государственный орган правопорядка на дорогах, так что снимать сотрудников при их исполнении вам никто запретить не может (ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об информации»).

Это же подтверждается решением Верховного Суда РФ (№ 58-КАД20-10-К9), где действия инспектора ДПС, выразившиеся в запрете производить видеосъёмку в процессе составления процессуальных документов были признаны не соответствующими положениям закона.

Могут ли ГИБДД проверять техническое состояние автомобиля на дороге?

За техническое состояние автомобиля ответственность несет водитель. Согласно Правилам, каждое утро, хлебнув кофейку, водитель перед началом поездки обязан проверить его на отсутствие неисправностей, при которых запрещена эксплуатация. Если хотя бы одна неисправность обнаружена, выезжать с места стоянки нельзя. Но что, если неисправность возникла в пути? Имеют ли право сотрудники ГИБДД проверять техническое состояние машины, такие как люфт рулевой рейки, состояние тормозов, двигателя и другие неисправности? В каких случаях они это могут делать, что будет за определённые неисправности и когда можно ехать до места стоянки или автосервиса?

Право инспектора проверить техническое состояние – что говорит закон 2022 года?

Список данных неисправностей на 2018 год содержатся в двух документах:

  1. Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации.
  2. Приложение №8 к Техническому регламенту О безопасности колесных транспортных средств.

Второй список более широкий, статус Технического регламента выше, чем Основных положений, да и принят Технический регламент позже. Теоретически и ГАИ, и водители, должны руководствоваться именно им по части технического состояния машины.

Для приведения двух документов в соответствие еще 3 года назад подготовлены поправки в ПДД, которые так и остаются под сукном. Зная энтузиазм чиновников, который просыпается исключительно перед новым годом, вполне возможно, что соответствующие поправки все-таки будут приняты к концу года с последующим принятием поправок в КоАП.

А пока наказывают только за неисправности, которые упомянуты в Основных положениях по допуску, кроме тонировки, требования к которой прописаны в Техническом регламенте.

Фактически указанную обязанность по проверке по утрам люфта рулевого колеса, исправности мотора, тормозов своего автомобиля никто не выполняет – имеет место повальное нарушение ПДД.

С одной стороны это и невозможно. Например, как проверить, что стояночный тормоз удерживает автомобиль с полной нагрузкой на уклоне 16%? Каждое утро искать уклон 16%, загружать автомобиль мешками с песком, дергать ручник и смотреть: покатится автомобиль или нет? Или прикупить стенд по проверке тормозов?

  • Проверить люфт в рулевом управлении, который не должен превышать 10°, без приборов можно, но необходимой точности измерения не получить.
  • Проверить чистоту выхлопа двигателя без приборов тоже невозможно.
  • А вот сношены ли колеса до индикаторов износа проверить легко, как, впрочем, легко убедиться в отсутствии подтеков из двигателя, коробки, редуктора и других узлов.

Сотрудник ГИБДД, проверка неисправностей автомобиля и закон

Когда могут, а когда не могут проверять неисправности?

Инспекторы ГАИ достаточно прохладно относятся к контролю технического состояния автомобиля.

Все дело в том, что четкого описания процедуры нет, и инспектору остается только импровизировать, маскируя свои действия, которые якобы соответствуют закону.

В полном соответствии с Административным регламентом ГИБДД инспектор может остановить водителя в 4 случаях:

  1. Визуальное обнаружение признаков неисправностей, попадающих под ст.8.23 и 12.5 КоАП.
  2. Участие транспортного средства в ДТП.
  3. Наличие ориентировок по ДТП, угону, преступлениям и т.д.
  4. Проведение мероприятия по распоряжению руководства.

Если инспектор увидел неисправность после остановки, например, для проверки документов, он также может проконтролировать техническое состояние автомобиля. И здесь обращаю внимание: если автомобиль в ДТП не участвовал, ориентировок и мероприятий нет и не проводятся, то инспектор не имеет права на какие-либо действия по обнаружению неисправностей. Например, нельзя требовать от водителя включить задний противотуманный фонарь, чтобы проверить, работает он или нет.

Должен ли я открыть капот, поднять стекло и участвовать в проверке?

Нет. У водителя нет обязанности участвовать в проверке технического состояния.

Для определения порядка проведения проверки технического состояния разработан соответствующий административный регламент. Как любой другой регламент он должен содержать права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору), естественно, установленные законом. Но в данном регламенте никакие обязанности водителей не приведены.

Однако, Верховный суд в определенных ситуациях встает на сторону инспекторов ГАИ. Например, за отказ поднять стекло со стороны водителя для проверки его светопропускания, водителя привлекли по ч.1 ст.19.4 КоАП за неповиновение распоряжению должностного лица. Впрочем, с тех пор приняты новые нормативно-правовые акты, и вполне возможно, что в 2022 году подобное решение Верховный суд вряд ли бы вынес.

Обязанность открыть капот для проверки двигателя, тормозов и люфта рулевой рейки

Что сделает инспектор, если неисправность обнаружена?

Он привлечет водителя по ч.1 ст.12.5 КоАП со штрафом 500 рублей, и его отпустит на все четыре стороны, так как неисправность обнаружена в пути. Но такой подход инспекторов к наказанию за неисправность не отвечает требованиям закона.

Если водитель проверил состояние автомобиля перед выездом, то к нему не может быть претензий.

  • Во-первых, о том, что неисправность возникнет в пути, при выезде со стоянки он не знал, и не мог знать. То есть, в действиях водителя нет вины.
  • А если в дороге водитель и обнаружил неисправность, то он в соответствии с ПДД может двигаться к месту стоянки или ремонта. То есть движение в автомастерскую или к себе домой после обнаружения неисправности в пути вообще не образует событие правонарушения.

Самый яркий пример – перегоревшая в фаре лампочка. Если водитель проверил работоспособность фары до выезда с места стоянки, а лампочка перегорела в дороге, то наказывать водителя при движении к месту стоянки или ремонта не за что.

Другой пример – разбитая в ДТП фара. Доехать с разбитой фарой к месту стоянки или ремонта можно, а разъезжать по городу уже на следующий день с неисправной оптикой – запрещено. А так как неисправность возникла не в пути, водителю остается только вызвать эвакуатор или съездить купить новую фару и заменить ее на месте.

Про люфт руля

Но есть одна неисправность, которую очень любят инспекторы – рулевое управление.

Если имеют место неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение (тормоза, рулевое управление, сцепное устройство в составе автопоезда), то при попытке начать движение водителя не просто привлекут к ответственности по ч.2 ст. 12.5 КоАП, но и отправят автомобиль на штрафстоянку.

Без тормозов ни один нормальный водитель не поедет, сцепное устройство – только на автопоездах. А рулевая рейка – вот она! И если рулевое управление немного люфтит, то водителя можно припугнуть отправкой автомобиля на спецстоянку – отличный повод для «разводов».

Но как инспектору «докопаться» до водителя, если визуально люфт в рулевом управлении не обнаруживается?

Да очень просто: давайте-ка, товарищ водитель, проведем осмотр. А заодно при открытом капоте подергаем рейку. Опаньки, товарищ водитель, люфт! На специализированную стоянку!

ГИБДД и машина

Что делать?

  1. Во-первых, проведение осмотра с целью обнаружения неисправности незаконно, и в свое время данная норма по требованию Верховного суда была убрана из Административного регламента ГИБДД.
  2. Во-вторых, необходимо установить, что люфт в рулевом механизме превышает 10°. Если у инспектора верная рука и меткий глаз, возражать не следует. Попросите сертификат на глаз и руку.
  3. В-третьих, водитель проверял люфт до выезда с места стоянки. То есть до измерений, проведенных инспектором, водитель не знал, и не мог знать, что люфт превышает 10°. Другими словами, в том, что водитель управлял неисправным автомобилем, вины водителя нет.
  4. В-четвертых, даже если водитель ничего не проверял, то есть понадеялся, что все хорошо, то имеет место вина в форме неосторожности, а наказание по ч.2 ст.12.5 КоАП и перемещение автомобиля на специализированную стоянку возможно, только если имеет место вина в форме умысла. Например, если педаль тормоза провалилась полностью или вместо руля на шлицы кувалдой забит какой-то рычаг, то вина в форме умысла имеет место.
  5. В-пятых, причину задержания водитель может устранить на месте – вызвать свой эвакуатор или пригласить автомеханика.

Естественный вопрос, как в домашних условиях проверить люфт руля?

Попросите у жены самый простой швейный метр. Подходите к автомобилю и измеряете длину окружности руля. Например, намеряли 1180 мм. Такая длина приходится на 360°. Тогда на 10° приходится 1180*10/360 = 33 мм.

  1. Крутите рулевое колесо вправо, пока передние колеса не отреагируют на движения руля.
  2. Вверху карандашом или мелом на рулевом колесе делаете метку.
  3. К козырьку над панелью приборов скотчем или пластырем из аптечки крепите стержень от авторучки или какую-нибудь щепку напротив метки.
  4. Слева от метки делаете новую метку на расстоянии 33 мм от правой.
  5. Если колеса отреагируют на движение рулем влево до того как напротив стержня появится левая метка, то люфт меньше 10°.

Вот вам и решение проблемы!

Если инспектор обнаружил люфт в рейке, то вы с чистой совестью в протоколе описываете данный алгоритм, доказывая, что в домашних условиях вы могли проверить люфт рулевого механизма, и, следовательно, до выезда с места стоянки убедиться, что он не превышает 10°. И если сейчас люфт больше 10°, то вы об это не знали, и не могли знать.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий