Назначение тахографов на грузовых автомобилях

Содержание

Закон об установке тахографов на грузовые автомобили

Действующий в Российской Федерации закон об установке тахографов на грузовые автомобили обязывает владельцев ТС для перевозки грузов устанавливать на технику бортовые самопишущие устройства. Требования к этим устройствам строго регламентируются, а отсутствие прибора на автомобиле со 100% вероятностью станет причиной штрафных санкций.

Новый закон об установке тахографов на грузовые автомобили, уже вступил в действие. Чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов, нужно разобраться в том, какие именно контрольные устройства можно использовать на грузовиках.

Назначение и принцип работы тахографа

Закон об установке тахографов на грузовые автомобили

Одна из основных причин аварий, происходящих с участием грузового транспорта – переутомление водителей при систематических переработках. Превышение рекомендованного времени работы еще недавно было практикой, распространенной повсеместно, а соблюдение рекомендаций по продолжительности рабочего дня почти не контролировалось.

Чтобы снизить уровень аварийности с участием грузового автотранспорта, было принято решение об обязательном оснащении ТС тахографами. Они представляют собой устройства, которые соединяются с датчиком скорости автомобиля и подключаются к его бортовой сети. Современные модели цифровых приборов фиксируют:

  • Время управления автомобилем.
  • Врем простоя.
  • Пройденный маршрут.
  • Скоростной режим и другие параметры.

При этом доступ к прибору персонализирован: для работы с самописцем водитель должен вставить в его гнездо личную карточку с электронным ключом. Использование этого ключа позволяет зафиксировать, кто управлял машиной в тот или иной момент времени.

Данные, которые записываются в память прибора, хранятся в зашифрованном (а значит – защищенном от редактирования/удаления) виде.

Для получения сведений о времени, проведенном за рулём, представитель контролирующих органов (ДПС ГИБДД или Ространснадзора) может потребовать от водителя распечатку данных. Доступ к памяти прибора также обеспечивается с помощью карты контролера.

Какие виды ТС по закону подлежат оснащению тахографами?

Сегодня бортовые самописцы нужно устанавливать на технику, которая принадлежит (либо находится в аренде) юридическими лицам или ИП, и задействуется в коммерческих перевозках. Требования распространяется на:

  1. Автобусы и микроавтобусы, у которых 8 и более пассажирских мест (с массой до 5 тонн – категория M2, свыше 5 т – М3).
  2. Грузовики с массой от 3,5 до 12 т (N2).
  3. Грузовики с массой более 12 т (N3).

Именно две последние категории транспортных средств наиболее активно используются в РФ для перевозки грузов. Согласно действующим нормативам, на них нужно обязательно устанавливать бортовые самописцы. При управлении таким автомобилем водитель должен соблюдать требования закона по максимальной продолжительности вождения и интервалам отдыха.

тахограф по закону

Список исключений (т.е. перечень видов техники, которая не требует переоборудования) постепенно сокращается. Сегодня в него входят машины, принадлежащие ВС РФ, спецслужбам (ФСБ, МВД, Росгвардия), учебные автомобили, а также спецтехнику. Краны-манипуляторы и самосвалы в перечень исключений не попадают, т.е. ставить на них тахографы нужно.

Если грузовик находится в собственности физического лица, то требование об обязательном оснащении техники тахографом на него не распространяется только при использовании машины в личных целях. Если же владелец оказывает услуги по перевозке грузов на коммерческой основе, то машину следует оборудовать бортовым самописцем, и при выполнении рейса соблюдать правила использования тахографа, а также рекомендации по продолжительности рабочего времени.

Установка тахографов по закону в 2019 году

Если перечень ТС, которые нужно оснащать самописцами, в последние годы расширился, то требования к устройствам остались неизменными. Для выполнения рейсов внутри России грузовик должен быть оборудован цифровым тахографом с модулем НКМ/СКЗИ.

Если же техника задействуется для выполнения рейсов на международных маршрутах, то на нее устанавливается тахограф, соответствующий требованиям Европейского Соглашения (ЕСТР). При этом в ЕС сейчас активно внедряются так называемые смарт-тахографы — устройства нового поколения:

  • Основной документ, регламентирующий их внедрение — регламент 2016/799 (принят в 2016 году, вступает в силу в 2019 году). Он устанавливает требования к устройствам, которые должны стоят на технике, которая регистрируется В ЕС впервые.
  • Если же автомобиль уже эксплуатировался, то для контрольного прибора достаточно соответствия ранее дискующему регламенту 3821/85.

Вопрос о целесообразности оснащения автомобилей, принадлежащих российским компаниям, смарт-тахографами по регламенту 2016/799 пока находится в стадии обсуждения. Потому сейчас для соответствия всем требованиям достаточно устанавливать на грузовые ТС приборы ЕСТР.

Какие устройства нужно менять?

Если на транспортном средстве уже установлен контрольный прибор, то это не значит, что его владелец полностью выполнил требования законодательства. Ряд нормативов (в том числе приказ №273 Минтранса РФ) обязывает владельцев грузовой техники заблаговременно выполнить замену тахографов ЕСТР:

  • Установленных при производстве автомобиля до 01.04.2014 года.
  • Смонтированных в автомастерских до 11.03.2014.

Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой?

С 2016 года на территории РФ допускается использование только цифровых тахографов. Абсолютное большинство аналоговых изделий не может эксплуатироваться по закону и подлежит замене.

Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой?

Из этого правила есть исключение. Закон допускает эксплуатацию аналоговых моделей на большегрузных автомобилях (снаряжённая масса от 15 тонн) и автобусах большой вместимости (от 20 и более пассажирских мест). Для этого необходимо, чтобы ТС соответствовало 3 условиям:

  1. Транспортное средство применялось при выполнении коммерческих международных перевозок.
  2. Контрольный прибор был частью конструкции автомобиля (т.е. монтаж проводился в заводских условиях).
  3. Оснащение техники тахографом производилось до 8 ноября 2013 года.

Если хотя бы одно из 3 условий не выполняется – замена аналогового прибора цифровой моделью будет обязательной, а игнорирование этого требования станет причиной штрафа.

Тахографы СКЗИ на грузовые авто

Основная разновидность контрольных устройств, которые устанавливаются на грузовики в РФ – тахографы с модулем СКЗИ. Криптографический блок делают съемным и оснащают собственным ПО и модулем памяти — это позволяет производить его регулярную (раз в 3 года) замену без полного демонтажа прибора.

Использование блоков СКЗИ с их системой шифрования контролируется ФСБ РФ, потому поставить такой тахограф на грузовой автомобиль вы сможете только в сертифицированной мастерской.

Сам процесс оснащения грузовика прибором СКЗИ производится по следующем алгоритму:

  • Представитель сервисного центра активирует НКМ, запрашивая в ФБУ «Росавтотранс» уникальный цифровой ключ.
  • Активированный модуль СКЗИ устанавливается в специальное гнездо на корпусе прибора.
  • В салоне выбирается место для монтажа устройства (экран должен быть хорошо виден, водитель должен иметь возможность пользоваться панелью управления минимально отвлекаясь от управления машиной).
  • Измерительный прибор подключается к бортовой сети грузовика, настраивается и калибруется. В память прибора оператор вносит характеристики ТС — это нужно как для идентификации, так и для обеспечения точности замеров.

После всех проведенных манипуляций и проверки работоспособности корпус и все подключения пломбируются. Прибор ставится в гнездо и фиксируется там, а в документы вносятся соответствующие отметки.

Даже при наличии соответствующих навыков самостоятельно выполнить установку прибора СКЗИ на грузовик нельзя. Активацию криптографического модуля может проводить только сотрудник сертифицированной мастерской, а использование не активированного прибора не допускается по закону.

Штраф за отсутствие тахографа в 2019 году

Штраф за отсутствие тахографа в 2019 году

В 2019 году в связи со вступившими в силу изменениями (расширение перечня ТС, для которых тахограф обязательно нужен, включение в этот перечень городских и пригородных автобусов) контроль соблюдения законодательства усилился. В список ситуаций, приводящих к получению штрафа, попали:

  • Эксплуатация грузовика без тахографа (с аналоговым устройством или прибором без СКЗИ).
  • Отсутствие тахографа на личном грузовике при выполнении коммерческого рейса (если водитель не смог доказать, что перевозит грузы в личных целях).
  • Неисправность измерительного прибора.
  • Отсутствие ленты в принтере либо отказ от распечатки данных по требованию проверяющего.
  • Нарушение пломбировки корпуса/подключений.
  • Использование прибора ЕСТР без документов, разрешающих выполнение международных рейсов (карточка доступа).
  • Нарушение режима труба и отдыха по бортовому самописцу.

Для водителя (физическое лицо) сумма штрафа составит от 1000 до 3000 тыс. рублей. На сумму до 3 тысяч он может быть также оштрафован, если сотрудник ДПС или контроллер Ространснадзора выявят превышение времени управления грузовиком или другое нарушение режима работы.

Для должностного лица (если будет доказана его ответственность в нарушении) сумма штрафа согласно ст. 11.23 КоАП составит от 5 до 10 тысяч рублей. Планируется также введение штрафных санкций для юридических лиц, игнорирующих нормативные требования об оснащении грузовой техники самописцами. Обсуждается сумма штрафа от 50 до 100 тысяч, кроме того, предлагают внедрять и другие наказания, вплоть до приостановки деятельности компании.

Чтобы закон об установке тахографов на грузовые автомобили не стал причиной штрафных санкций, стоит заранее позаботиться о выполнении его требований. Своевременное переоборудование техники не только защитит от претензий со стороны ДПС или Ространснадзора, но и позволит эффективнее контролировать работу водителей при перевозке грузов.

Правила установки тахографа на грузовой и легковой автомобиль в 2022 году на какую технику нужен по требованиям и приказу Минтранса

Тахографами называют электронные устройства, которыми оснащают коммерческие автомобили для отслеживания режимов труда/ отдыха водителей и сбора информации о дорожных событиях.

Современные контрольные приборы позволяют фиксировать:

  • скорость транспортного средства на всех промежутках пути;
  • пройденное расстояние;
  • положение на маршруте и отклонение от него;
  • затраты топлива;
  • техническое состояние ТС.

В таблице приведены нормативные акты, которые регулируют деятельность, связанную с тахографами.

Наименование документа

Регламентация

Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.

Устанавливает необходимость обязательной фиксации информации о маршрутах движения коммерческого транспорта, рабочих сменах и перерывах водителей

Постановление Правительства РФ № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» от 10.09.2009 г.

Содержит порядок монтажа тахографа и подключения прибора к автомобильным датчикам для считывания информации

Приказ Министерства транспорта РФ № 36 от 13.02.2013 г.

Утверждает необходимость защиты собираемых данных криптографическими методами.

Введено понятие «СКЗИ» – средство криптографической защиты информации.

Приказ Министерства транспорта РФ № 440 от 28.10.2020 г.

  • требования к тахографам (Прил. 1) и передвижению только с водительскими картами;
  • перечень автомобилей, подлежащих и не подлежащих оснащению бортовыми самописцами (Прил. 2);
  • правила эксплуатации (Прил. 3) и обслуживания (Прил. 4) контрольных приборов.

Приказ Министерства транспорта РФ № 438 от 26.10.2020 г.

Устанавливает правила и сроки оборудования автомобилей тахографами


Для чего нужен

Требование об обязательности оснащения бортовыми самописцами коммерческого транспорта было введено, в первую очередь, для обеспечения безопасности водителей за счет принудительного ограничения периода нахождения работника за рулем.

Контрольный прибор подает сигнал о необходимости сделать перерыв на отдых. Если водитель проигнорирует требование, нарушение будет зафиксировано в памяти тахографического оборудования. Благодаря такому подходу снижается риск возникновения переработок, расстройства внимания и скорости реакции на дорожные события.

Еще одна причина необходимости установки бортовых самописцев – контроль водителя. Директор получает гарантию того, что работник не будет сливать топливо, использовать авто в личных целях, накручивать километраж. В свою очередь наемный водитель в конце месяца будет иметь на личной карточке сводку отработанных нормо-часов – основание для получения справедливой оплаты труда.

Наличие тахографического оборудования поможет также решить спорные ситуации между водителями и инспекторами ГИБДД. Сотруднику правопорядка не удастся навязать шоферу штраф, например, за нарушение скоростного режима, если фактического превышения не было, и эта информация сохранена тахографом.


На какие ТС нужно устанавливать

Тахографы устанавливаются на технику, которая выполняет коммерческие перевозки пассажиров и грузов по территории РФ и стран Евросоюза. ТС этих категорий должны соответствовать определенным требованиям по грузоподъемности.

Полный перечень автомобилей, подлежащих оснащению контрольными приборами, приведен в п. 1 Приложения № 2 к приказу Минтранса РФ № 440.


Легковые

На легковой личный транспорт устанавливать тахограф не нужно. Точнее, эта процедура не является обязательной, но может выполняться по желанию владельца ТС.

Обратите внимание! Водитель такого авто обязуется выполнять требования по эксплуатации контрольных устройств так же, как и работники, управляющие грузовым или пассажирским транспортом. Инспектор ГИБДД при остановке может проверить данные на карте водителя, соблюдение правил ПДД и обращения с бортовыми самописцами.


Грузовые

Установка тахографов на грузовые автомобили выполняется, если транспорт имеет полную снаряженную массу более 3,5 т и эксплуатируется частными предпринимателями, физическими или юридическими лицами. То есть форма собственности автомобиля не играет роли.

Например, ГАЗ 3302 имеет заводскую снаряженную массу 1840 кг. Это вес автомобиля с пустым багажным отделением. Максимальный вес груза, который автомобиль может перевозить – 1660 кг. В сумме получаем 3500 кг, которые и составляют РММ (разрешенную максимальную массу).


Спецтехника

Спецтехника включена в перечень транспортных средств, не подлежащих оснащению тахографами (приведен в п. 2 Приложения № 2 к приказу Минтранса № 440).

Техника из списка не оснащается контрольно-измерительными устройствами, если в техпаспорте автомобиля стоит отметка, например, «спецтехника» или «эвакуатор». То есть конфигурация и техническое оснащение специальными приспособлениями произведено заводом-изготовителем. Если же переоборудование выполнялось владельцем самостоятельно, в техпаспорте будет отмечено «грузовой» или «пассажирский». Такой автомобиль уже нужно будет оборудовать бортовым самописцем.


Для физических или юридических лиц

Утверждение приказа Минтранса № 440 стерло границу между физическими и юридическими лицами в плане оснащения тахографами автотехники. До октября 2020 года водители-одиночки еще могли пользоваться собственным грузовым или пассажирским транспортом в личных целях, не устанавливая контрольные приборы. В 2022 году эта обязанность вменяется всем без исключений.

Есть единственное исключение для физлиц ездить без бортового самописца – каждый раз при перевозке грузов доказывать инспекторам ГИБДД, что в багажном отделении находится личный груз водителя, который перевозится не для сторонних лиц. Таким образом, в кабине не должно быть путевых листов на груз, а в накладной на товар получателем должен быть указан сам шофер.


Для грузовых или пассажирских перевозок

Грузовики и автобусы, если они относятся к категориям N2, N3, или M2, M3, должны оснащаться контрольными приборами.

Справка. До марта 2024 года действует отсрочка на монтаж бортовых самописцев для автобусов на городских маршрутах, если они передвигаются в пределах одного населенного пункта.


Кому не нужно устанавливать

В п. 2 Приложения № 2 к приказу Министерства транспорта РФ № 440 приведен полный перечень категорий транспортных средств, на которые не требуется ставить тахографы.

В частности, не подлежат установке контрольных приборов:

  • автомобили государственных и военных ведомств;
  • дорожная и строительная техника, автокраны, автовышки;
  • транспорт экстренных служб (кареты скорой помощи, пожарные машины);
  • автоэвакуаторы, передвижные торговые павильоны, ритуальный транспорт, ассенизационная техника;
  • машины с установленными емкостями для перевозки определенного вида пищевой продукции (молоковозы, медовозы, водовозы, автомобили для перевозки живой рыбы);
  • транспорт коммунальных предприятий (мусоровозы, манипуляторы, ассенизаторские ТС, самосвалы);
  • автомобили, не покидающие пределов предприятий и не выезжающие на дороги общего пользования (автобусы для перевозки рабочих в пределах заводов).


Какое устройство устанавливать

Основное требование, предъявляемое к тахографу – прибор должен находиться в списке допущенных к оснащению, размещенном на сайте Росавтотранспорта.

Осуществление монтажа в профильной мастерской, имеющей сертификацию ФСБ, гарантирует установку проверенного прибора.

Новое тахографическое оборудование, которое будет установлено в автомобиль, должно отвечать следующим требованиям:

  • наличие заводских пломб на упаковке, которые срываются инженерами мастерской непосредственно перед установкой;
  • корпус устройства опломбирован;
  • наличие полного комплекта сопроводительной документации в коробке, технического паспорта на тахограф;
  • электроника запускается и работает на тестовом стенде;
  • в корпус бортового самописца с завода уже установлен криптографический блок СКЗИ либо ЕСТР;
  • все элементы устройства должны быть целыми, не поврежденными в процессе транспортировки, находиться на своих местах.

Тахографы выбираются в зависимости от географии планируемых поездок. Для передвижения по территории РФ устанавливаются отечественные контрольные приборы с модулями СКЗИ. После оснащения автомобиля таким бортовым самописцем транспорт не сможет пересекать российские границы, так как выезд с блоками СКЗИ за пределы страны запрещен.

Если планируется осуществлять международные перевозки грузов/ пассажиров, на автомобиль ставится европейский тахограф с блоком ЕСТР. Этот вид контрольных приборов позволяет совершать коммерческие рейсы по странам Евросоюза, для передвижения же по дорогам РФ нужно будет дополнительно оформить карту МАП (удостоверение о международных автомобильных перевозках).

По состоянию на 2022 год весь автомобильный коммерческий транспорт, который подлежит оснащению тахографами, уже должен передвигаться с контрольными приборами.

Требование установлено приказом Минтранса № 339 от 15.10.2019 г. В таблице представлены предельные даты монтажа бортовых самописцев.


Отсрочка для некоторых ТС

В 2022 году отсрочка на установку тахографов уже не действует. Но некоторые нюансы все же есть:

  1. До 01.03.2024 года действует освобождение от оснащения контрольными приборами городских автобусов, которые передвигаются в режиме маршрутного такси по дорогам одного населенного пункта (Постановление Правительства РФ № 1998 с поправками от 31.03.2022 г.). На транспорт, который перевозит население, например, из центра города в села на периферии, отсрочка не распространяется. Городские автобусы временно освобождены от процедуры из-за пандемии CoVid-19, которая значительно снизила пассажиропотоки. Владельцам автобусных парков невыгодно оснащать всю свою технику контрольными приборами до тех пор, пока ежедневное количество перевозимых пассажиров не достигнет уровня 2018 года.
  2. В Постановление Правительства РФ № 1998 последними поправками добавлен еще один пункт исключений, который касается пассажирского и грузового транспорта. Теперь отменяется требование оснащать ТС тахографами с СКЗИ, если на них уже установлены европейские контрольные приборы (если транспорт куплен в Европе и завезен на территорию РФ). Достаточно просто систематически проводить калибровочные работы.
    Исключение применяется для автобусов и грузовиков, которые имеют оформленные карты МАП и выполняют только международные рейсы. Однако, если в автомобиле установлен старый стрелочный прибор вроде Kienzle, его нужно будет заменить на современный отечественный или европейский.
  3. Раритетные автомобили возрастом более 50 лет освобождены от установки тахографов при условии, что ТС не задействуются в коммерческих перевозках. То есть старый транспорт, выпущенный до 1978 года, может использоваться водителями в личных целях беспрепятственно.


Что будет при езде без тахографа

Если автомобиль относится к категории транспортных средств, подлежащих оснащению тахографом, он не может передвигаться по дорогам общего пользования без контрольного прибора. Это будет классифицироваться как игнорирование требований приказа № 440 Минтранса РФ. Сотрудники ГИБДД, которые остановят такое транспортное средство для внеплановой проверки, выпишут штраф в соответствии со ст. 11.23 Кодекса об административных правонарушениях (в рублях):

  • водитель на личном транспорте либо наемный работник на автомобиле компании – 3–5 тыс.;
  • ответственный механик, выпускающий транспорт на линию после предрейсового ТО – 7–10 тыс.;
  • частный предприниматель – 15–20 тыс.;
  • директор транспортной компании, чья техника нарушает требования приказов – 20–50 тыс.

Таким образом, если водитель на личном грузовом автомобиле выполняет заказы по перевозкам, но не оснастил транспорт тахографом, размер штрафа составит от 3 до 5 тыс. рублей. На само ТС, вероятнее всего, будет наложен арест с требованием установить контрольное устройство. На это понадобится еще около 40 тыс. рублей.

Если же при проверке окажется, что техника без бортового самописца принадлежит транспортному предприятию, оштрафованы будут все ответственные лица, включая директора. В таком случае суммарный размер штрафа может составить от 30 до 65 тыс. рублей за каждый автомобиль. Также необходимо будет оплатить процедуру установки тахографа.


Процесс установки

Вся процедура оснащения ТС тахографом делится на несколько этапов:

  • подготовка автомобиля к установке, ремонт неисправностей, уборка в салоне, накачка шин до давления, рекомендованного заводом-изготовителем;
  • доставка транспорта на территорию мастерской;
  • монтажные работы, подготовка места для контрольного прибора, прокладка кабелей и установка датчиков;
  • установка, настройка и проверка работы бортового самописца;
  • калибровка собираемых данных;
  • пломбировка разъемов, корпуса прибора;
  • выдача сертификата мастерской о выполненном монтаже, пакета документации на устройство.


Требования к ТС

Автомобиль подается на территорию мастерской подготовленным к процедуре:

  • салон очищен от посторонних предметов, личных вещей водителя, мусора, пыли и грязи;
  • все ниши дверных карт, приборной панели освобождены от посторонних предметов;
  • ниша для тахографа также должна быть свободна (помещенная в нее магнитола должна быть перенесена в другое место);
  • автомобиль вымыт, в т. ч. зоны проведения монтажа;
  • при необходимости проведены ремонтные работы и устранены все неисправности, о которых сигнализировала приборная панель авто;
  • шины заменены на новые, так как от их состояния зависит точность калибровки тахографа;
  • колеса подкачаны до паспортного давления (например, для ГАЗ 3302 это 3,0 Бар).

На заметку. Некоторые неполадки могут быть устранены непосредственно в процессе установки тахографа, но за это будет взиматься дополнительная плата.


Требования к водителю

Чтобы оформить личную карточку тахографа, водитель должен соответствовать таким требованиям:

  • иметь стаж вождения грузовых иди пассажирских автомобилей от года;
  • быть гражданином РФ или проживать на территории России более 185 дней с даты прибытия;
  • иметь водительское удостоверение с открытыми категориями C, D и E.

С 18 лет шоферы допускаются только к управлению грузовым транспортом с разрешенной максимальной массой не более 7,5 т. С 21 года снимается ограничение по РММ автомобиля для водителя и появляется допуск на управление пассажирским транспортом.

До 21 года гражданам РФ и представителям других государств на территории России запрещается управлять автобусами.


Документы для оформления

Чтобы начать процедуру оформления личной карточки, водителю требуется подготовить пакет документов, который включает:

  • паспорт гражданина РФ;
  • ИНН;
  • страховой полис;
  • водительские права;
  • заполненный бланк заявления в установленной форме на выдачу пластикового документа, заверенный подписью заказчика;
  • черно-белая фотография заявителя;
  • заполненное согласие на обработку персональных данных;
  • чек, подтверждающий оплату услуг (прикладывается непосредственно при подаче заявки).

Справка. На изготовление карточки подаются не оригиналы документов, а их копии, снять которые можно прямо в сервисном центре перед подачей.

В тексте заявления для оформления водительской карточки нужно указать:

  • ФИО заказчика, его гражданство;
  • паспортные данные;
  • номер ИНН;
  • место жительства, адрес прописки;
  • число, месяц, год рождения в формате «19 октября 1988 г.»;
  • номер страхового свидетельства;
  • номер и дату выдачи водительских прав;
  • полное название организации, которая будет заниматься изготовлением пластика.

Отдельными строчками в заявлении указывается информация о том, что водитель:

  • ознакомлен с правилами эксплуатации личных карточек для тахографов;
  • обязуется не передавать документ посторонним лицам, не оставлять без присмотра, использовать по назначению;
  • вернет пластик в организацию, если сменит место работы.

Заявление должно быть заверено аккуратно поставленной подписью заказчика в специально отведенном поле. Выходить за пределы рамки запрещается, так как именно эта зона сканируется для последующего нанесения подписи на лицевую поверхность карточки.
Для оптимального результата подпись ставится ручкой с черными чернилами.

Некоторые сервисы вместо бумажных подписей берут у водителя цифровой образец. То есть заявитель расписывается на электронной сенсорной поверхности специальным стилусом, что гарантирует получение четкого результата в высоком разрешении.

Пример заполненной заявки.

Если у водителя возникнут проблемы с заполнением документов, оформить бумаги поможет консультант сервиса.


Цены в сервисном центре

Установка тахографов с блоками СКЗИ и ЕСТР выполняется на территории специализированных мастерских, имеющих аккредитацию ФСБ, так как работы проводятся с криптографическими модулями. Помимо самой процедуры монтажа, нужно еще активировать блок СКЗИ, настроить и откалибровать бортовой самописец.

Профильные сервисные центры распространены на территории РФ, найти подходящий вариант не составит труда. Список всех аккредитованных организаций, предоставляющих услуги по монтажу тахографов и ведущих свою деятельность законно, размещен на портале Росавтотранспорта (с удобным делением по регионам).

Базовый пакет услуг по установке тахографа в специализированной мастерской стоит от 32 тыс. рублей.

В эту сумму входит стоимость:

  • самого прибора;
  • монтажа комплектной проводки;
  • подключения к датчикам;
  • установки оборудования в салон автомобиля.

Однако, очень часто приходится оплачивать еще дополнительные услуги или расходные компоненты:

  • новый электронный датчик скорости вместо цифрового;
  • спидометр, который может работать с электронным датчиком скорости;
  • сторонний карман для бортового самописца, так как не все автомобили оснащаются ими на заводе;

Таким образом, к стоимости прибавляется еще 5–7 тыс. рублей.

Наладка и калибровка прибора, генерация уникального цифрового ключа – 5–10 тыс. рублей.

В результате итоговая стоимость всех работ по установке тахографа, его компонентов, наладке и запуску составит около 45–50 тыс. рублей.

Обратите внимание! Блок СКЗИ требует замены каждые три года с даты активации после того, как истечет срок его годности.

Поскольку тахограф не функционирует без личной карточки водителя, то ее изготовление также предполагает расходы.

В таблице приведено, сколько будет стоить получение пластика в Москве и области.

Наименование предприятия

Цена изготовления карты, руб.

ЕСТР

СКЗИ

Весь комплекс услуг под ключ обойдется водителю в сумму от 50 тыс. рублей.


Как установить самостоятельно

Учитывая то, что оплатить работы по установке тахографического оборудования не всем по карману, у некоторых водителей появляется желание сэкономить и выполнить часть монтажа своими руками.

Стоит отметить, что к услугам мастерской прибегнуть все равно придется, но шофер может самостоятельно выполнить такие действия:

  • изучить на сайте Росавтотранспорта список тахографов, разрешенных для установки, и выбрать наиболее подходящий;
  • подготовить место для установки прибора, приобрести пластиковую нишу-накладку стороннего производителя и собственноручно ее установить в удобном месте рядом с водительским местом;
  • если контрольное устройство будет устанавливаться на старый транспорт с базовым оснащением, потребуется купить электронный спидометр с цифровым датчиком скорости, чтобы заменить устаревший прибор, и механический привод к нему от карданного вала;
  • проложить жгуты проводов от датчиков, аккумулятора к зоне установки тахографа;
  • выполнить подключение проводки к универсальным соединительным колодкам согласно распиновке, которая также должна приводиться в инструкции к прибору.

Можно выполнить первичную проверку работоспособности собранной системы, но устройство желательно извлечь из посадочного места перед посещением профильной мастерской, так как мастерам нужен будет доступ к блоку СКЗИ.

После выполнения перечисленных операций нужно будет записаться на прием в сервисный центр, где специалисты проведут проверку правильности монтажа и прокладки кабелей, настроят прибор, сгенерируют цифровой ключ и активируют внутренний криптографический модуль.

За проверкой и настройкой последует процедура калибровки собираемых данных, сертифицирование, установка клемм и калибровочных табличек, установка тахографа на место.

Без помощи мастерской обойтись не получится, так как прибор не будет работать без активации защитного блока. Этот факт будет выявлен на первом же посту ГИБДД, а водитель – оштрафован согласно ст.11.23 КоАП РФ.

Внимание! Тахограф с ЕСТР установить гораздо сложнее, так как этот вид контрольных устройств интегрируется глубоко в сети автомобиля, подключается к бортовому компьютеру и множеству датчиков. То есть водитель сможет самостоятельно только приобрести бортовой самописец и подготовить место для него. Выполнение остальных процедур лучше доверить профильной мастерской.

Таким образом, самостоятельный монтаж тахографа возможен (это позволит сэкономить), но без услуг сервиса все равно не обойтись.


Какой выбрать

Некоторые модели тахографов получили популярность и множество положительных отзывов за простоту, удобство эксплуатации и надежность работы.

К рекомендуемым сообществом водителей контрольным приборам относятся:

Кстати! Не рекомендуется рассматривать к установке б/у устройства, продающиеся на площадках объявлений. Эти устройства уже не смогут обслуживаться по гарантии, которая часто покрывает большую долю затрат на обслуживание тахографов, калибровку, замену в случае заводского брака.

Кроме того, неизвестна причина, по которой бывший владелец продает бортовой самописец.


Необходимые инструменты

Чтобы выполнить монтаж тахографа своими руками, потребуются инструменты, которые найдутся у любого водителя:

  • универсальный набор накидных ключей и торцевых головок – они пригодятся для снятия элементов салона и декоративных накладок обшивки, чтобы проложить жгуты проводов;
  • кусачки, щипцы, нож или клещи для снятия изоляции и обжатия наконечников клемм, чтобы собрать все провода в соединительные колодки для соединения между собой и подключения к тахографу;
  • изоляционный материал (изолента либо термоусадочная трубка);
  • тестер для проводки, сигнальная лампа или мультиметр для проверки соединений на обрывы или короткие замыкания.

Перечисленный набор инструментов будет актуален для оснащения контрольным прибором автомобиля старого образца (КамАЗ, Маз, Газ, Газель 3307, Зил бычок, Jac 130), где выполняются только простые электротехнические операции и не требуется подключение к сложным электронным блокам (как в случае с ЕСТР-тахографами).

В противном случае, лучше доверить монтажные работы специалистам профильной мастерской, у которых есть специализированное оборудование для выполнения подобных подключений к бортовым сетям автомобиля.


Инструкция

Работы по самостоятельному монтажу тахографа рекомендуется выполнять на эстакаде или подъемнике, так как добираться к датчику скорости автомобиля придется, скорее всего, со стороны днища авто.

Пошаговый план по установке контрольного прибора:

  1. Автомобиль обесточивается, отключаются клеммы питания от аккумулятора.
  2. Определяется место установки тахографа, если оно не предусмотрено заводом-изготовителем транспортного средства.
  3. В зоне установки снимается обшивка и декоративные элементы салона, разбирается приборная панель, чтобы обеспечить свободный доступ для проведения работ и прокладки проводов.
  4. Датчик скорости извлекается из посадочного места и заменяется на цифровой. Сигнальный кабель протягивается в салон, провода питания – к плюсу аккумулятора и на ноль кузова.
  5. Заменяется спидометр на цифровой аналог.
  6. На сигнальном кабеле частично снимается изоляция и в разрыв подключается кабель, идущий к тахографу для считывания скорости движения транспортного средства.
  7. Тахограф перед установкой осматривается на предмет возможных повреждений, которые он мог получить в процессе транспортировки. Если устройство целое, пломбы на месте – можно продолжать процедуру.
  8. В салон к месту установки контрольного прибора протягивается жгут проводов, подключенных по инструкции к бортовой сети автомобиля (замку зажигания, датчику уровня топлива и т. д.).
  9. Концы проводов зачищаются, на них обжимаются клеммы для вставки в подготовленные соединительные колодки. Все соединения изолируются.
  10. Колодки собираются по схемам, которые приводятся в инструкциях к тахографам.
  11. Собранные колодки подключаются к тахографическому оборудованию для проверки работоспособности. Прибор пока не устанавливается в подготовленную нишу.
  12. На автомобиль кратковременно подается питание, чтобы убедиться, что бортовой самописец включается, видит все датчики.
  13. Бортовая сеть снова обесточивается, прибор вставляется в подготовленный карман.
  14. Снятые накладки салона и приборная панель ставятся на свои места и собираются в обратной последовательности.

Провода не должны проходить рядом с источниками электромагнитного излучения, которыми являются:

  • автомобильный генератор;
  • электродвигатели печки, обдува стекол, стеклоочистителей;
  • катушка зажигания;
  • динамики акустической системы;
  • высоковольтные провода, идущие от некоторых блоков (отличаются большим сечением по сравнению с соседними кабелями);
  • навигационные датчики и антенны.

Нюансы установки тахографа показаны в видео.


Техника безопасности

Некоторые водители полагают, что бортовая сеть автомобиля не несет никакой угрозы для человека и можно спокойно работать с оголенными проводами при подключенном аккумуляторе.

На самом деле сила тока в 0,06 А является опасной для здоровья, а 0,1 А – смертельной. Для сравнения: пусковой ток аккумулятора легкового автомобиля – 60 А. Батареи грузового транспорта имеют больший размер и обеспечивают еще большие пусковые токи. Поэтому есть риск удара током во время подсоединения тахографа к автомобильной проводке.

Необходимо соблюдать следующие требования техники безопасности:

  • сбросить клеммы с аккумулятора перед любыми работами (либо повернуть ручку прерывателя массы) и не подключать до их окончания процедуры;
  • все работы выполнять только в защитных перчатках, очках;
  • качественно изолировать все соединения проводов, не экономить изоленту или термоусадочную изоляцию;
  • при работе с проводкой использовать инструмент с изолированными ручками;
  • перепроверять все соединения тестером или мультиметром во избежание возникновения коротких замыканий или обрывов цепи.


Эксплуатация

Контроль работ по самостоятельному подключению бортового самописца будет выполнен специалистом профильного сервиса.

  • правильность подключения проводки;
  • зоны прокладки жгутов кабелей;
  • качество изолирования соединений;
  • надежность фиксации тахографа в посадочном месте.

Если с точки зрения подключения вопросов нет, тестируется функционал прибора, видимость датчиков и нормальное взаимодействие с ними.

Сервис выносит заключение о том, что монтаж выполнен правильно, если показания бортовым самописцем снимаются корректно, а сводный отчет о техническом состоянии не содержит ошибок.

Остается только провести калибровку тахографа, которая выполняется двумя способами:

  1. Автомобиль проезжает заранее заданный отрезок свободного пространства. Контрольный прибор в это время фиксирует пройденное расстояние. На основании реальных данных и собранных показаний вычисляется поправочный W-коэффициент, который вносится в раздел настроек устройства. Процедура повторяется до тех пор, пока не будет получено соответствие реального пройденного пути и зафиксированного.
  2. Проводится замер давления в шинах и длина окружности колес транспортного средства. На одном из колес мелом ставится вертикальная черта, перпендикулярная поверхности, по которой перемещается машина. Автомобиль двигается на малой скорости вперед так, чтобы колесо совершило целое число оборотов, и отметка встала в то же положение. Замеряется пройденный отрезок пути, сверяется с показаниями тахографа, вычисляется поправочный коэффициент.

Таким образом, без тахографов на коммерческом транспорте ездить нельзя, если тип авто не входит в список исключений. Для поездок по России нужен контрольный прибор с СКЗИ, для международных рейсов – с ЕСТР. Установить тахограф на автомобиль самостоятельно можно, но потребуется калибровка и настройка в сервисном центре.

Что такое тахограф и кому он нужен?

Водители, особенно управляющие грузовыми автомобилями и пассажирскими автобусами, хорошо знают, что такое тахограф. Эти контрольные приборы используются достаточно давно и устанавливаются на технику для контроля пробега, скорости, времени в пути и других показателей.

Тахограф - что это такое?

Требования к оснащению автомобилей тахографами со временем становятся более жесткими. Связано это с тем, что контроль движения с помощью бортовых самописцев позволяет снизить аварийность, обеспечив более безопасное вождение.

Тахограф что это такое?

Тахограф – это прибор, который устанавливается в автомобиле, подключается к его бортовой сети и инженерным системам. Основная функция устройства – регистрация в автоматическом режиме параметров движения транспортного средства и хранение этих данных в памяти с возможностью просмотра при проверке.

Тахограф на панели автомобиля

  • Фиксируют пробег автомобиля и скорость движения.
  • Фиксируют время вождения, отдыха и других работы, выполняемых водителем.
  • Регистрируют все денных, шифруют их и хранят в виде, защищённом от редактирования.

Последний пункт особенно важен. Информация, которую зафиксировал бортовой самописец, является максимально объективной и не может быть изменена. Поэтому оно обладает доказательной силой и может использоваться при решении спорных вопросов – в том числе и в судебном порядке.

Устройство тахографа и принцип его работы

Устроен бортовой самописец достаточно просто. Основной блок располагается в кабине автомобиля таким образом, чтобы у водителя был доступ к лицевой панели с кнопками управления. Современные тахографы оснащаются экранами, на которые выводится основная информация о работе системы.

Система контроля подключается к бортовой сети машины для обеспечения питания. Автономная работа при выключенном двигателе гарантируется большой емкостью батареи. Кроме того, в прибор встраивается энергонезависимый модуль памяти, потому данные, записанные тахографом, сохраняются в любом случае.

Тахограф с открытой крышкой

Для передачи информации о движении ТС к прибору подключается датчик скорости. Подключение выполняется с помощью штатных разъемов.

Важная функция тахографов современного типа – персонализация доступа. Для использования прибора необходимо установить персональную карточку водителя: только в этом случае информация будет корректно фиксироваться и сохраняться в памяти. Кроме тахокарты водителя в работе с устройствами используются карточки мастерских, компаний и контролеров.

Разновидности тахографов

Первоначальное автомобили комплектовались аналоговыми (дисковыми, механическими либо электронно-механическими) приборами. Сегодня же использование аналоговых самописцев не допускается законом. Кроме того, такие тахографы уже не выпускаются, так что найти исправную модель будет сложно.

Производители тахографов

Альтернативой являются цифровые самописцы, которые сразу собирают и обрабатывают информацию в цифровом виде. В РФ чаще всего устанавливают тахографы таких марок:

  • КАСБИ
  • ШТРИХ-ТахоRUS
  • VDO DTCO
  • Меркурий
  • АТОЛ и др.

Также возможна установка на машины некоторых устройств зарубежного производства, прошедших сертификацию и допущенных к эксплуатации в России.

Модули СКЗИ (НКМ), их назначение

В зависимости от того, какие рейсы выполняет автомобиль, требования к марке и конструкции бортового самописца могут различаться:

  • Для машин, которые выполняют международные рейсы, обязательным будет использование тахографов ЕСТР.
  • Транспортные средства, которые эксплуатируются в РФ, оснащаются тахографами с модулем СКЗИ/НКМ (навигационный криптозащитный модуль).

Блок СКЗИ – это система криптографической защиты данных, которая встраивается в бортовой самописец. Этот блок обладает высокой автономностью и включает собственный модуль памяти, ГЛОНАСС приемник, хронометр и акселерометр. Питание обеспечивается в том числе и от резервной батареи, потому криптографическая защита работает даже при обесточивании бортового самописца.

Основная функция СКЗИ – сбор информации, ее шифрование и хранение. Данные от датчика скорости поступают в модуль СКЗИ, обрабатываться микропроцессором и хранятся в его памяти в зашифрованном виде. Изменение этих данных невозможно, а для доступа с дешифровкой нужно задействовать специальный электронный ключ.

Срок использования модуля НКМ ограничен. Установленный в тахографе элемент активируется при начале использования прибора. После этого раз в 3 года необходимо выполнять замену блока СКЗИ и проводить активацию нового модуля. Оказывать услугу по замене и активации НКМ могут только мастерские с лицензией от ФСБ РФ на работу с криптографическим оборудованием.

На какие транспортные средства устанавливается тахограф

Универсальная конструкция бортовых самописцев позволяет устанавливать их практически на любые автомобили и другие ТС. Но для некоторых категорий транспорта оснащение контрольным устройством будет обязательным согласно закону.

Установка тахографа по типам автомобилей

Основной критерий, который определяет, нужно ли ставить тахограф – цель использования ТС. Если автомобиль или автобус эксплуатируются в личных целях, то прибор ставить не обязательно (но можно – так вы получите дополнительную информацию о режиме вожделения). Но если техника применяется коммерческой организацией, то без контрольного устройства не обойтись.

Обратите внимание! Если транспортное средство периодически эксплуатируется в условиях, не предусматривающих использование тахографа, то на него целесообразно установить самописец, поддерживающий режим «OUT». Но этот режим можно активировать лишь тогда, когда машина находится вне коммерческого рейса – например, ее перегоняют в пределах территории предприятия или в мастерскую для прохождения ТО. Использование режима «OUT» при грузовых или пассажирских перевозках является нарушением!

Согласно законам, тахографы обязательно ставятся на:

  • Грузовые автомобили, суммарная масса которых превышает 3,5 т (категории N2, N3)
  • Автобусы и микроавтобусы, конструкция которых предусматривает наличие 8 и более пассажирских мест, относящиеся к категориям М2, М3 (это касается также техники, задействованной для перевозки людей на пригородных и внутригородских маршрутах).
  • Грузовики, которые перевозят грузы различных классов опасности.
  • Самосвалы.
  • Краны-манипуляторы.

В список исключений попала военная техника, техника, принадлежащая силовым структурам, строительная и коммунальная спецтехника, троллейбусы и некоторые другие ТС,

Проверка устройства контролирующими органами

Разобравшись, что такое тахограф, и на какие транспортные средства нужно его устанавливать, стоит уяснить и особенности проведения контрольных мероприятий.

Поскольку для многих категорий транспортных средств наличие тахографов, а также о соблюдение требований по их эксплуатации и по режиму работы является обязательным, на трассах проводится контроль. Проверку могут выполнять только сотрудники ДПС ГИБДД и контролеры Ространснадзора. Причем если ранее проводились только совместные проверки (на пунктах весогабаритного контроля), то сегодня представители Ространснадзора могут проверять автомобили и самостоятельно.

Проверка тахографа

В ходе проверки представитель контролирующего органа обязан удостовериться, что на машине установлен исправный прибор, конструкция которого соответствует действующим нормативам. Также проверяется сохранность пломб и отсутствие следов вмешательства в работу прибора.

Используя карту контролера, проверяются:

  • Временные интервалы вождения и отдыха.
  • Соблюдение требований по использованию индивидуальных тахокарт.
  • Соблюдение сроков поверки устройства.

Установка тахографа

Самостоятельно установить устройство в автомобиль не получится – для этого необходимо обращаться в сервисный центр, обладающий необходимыми разрешениями. Такие организации регистрируются в ФБУ «Росавтотранс» и получают лицензии на работу с криптографическим оборудованием.

Установка тахографа

При подготовке машины к монтажу мастера выбирают место для установки прибора с таким расчетом, чтобы водитель мог производить манипуляции, не отвлекаясь от управления автомобилем. Для этого может понадобиться монтаж специальных кронштейнов или прокладка трас для подключения системы.

Далее новый прибор распаковывается, подключается к бортовой сети и датчику скорости. Все соединения тщательно изолируются.

Само устройство и криптографический модуль активируются. После активации прибор калибруется для того чтобы гарантировать точность собираемых данных.

Заключительный этап монтажа – это пломбирование корпуса прибора. Установка пломб нужна для того, чтобы защитить систему от вмешательства, попыток редактирования данных или преднамеренной порчи. Тахограф в опломбированном корпусе устанавливается в гнездо и фиксируется.

Этапы калибровки

Правильная работа устройства (т.е. фиксация максимально объективных показателей времени, скорости и пробега) обеспечивается его периодической калибровкой. В ходе этой операции устройство настраивается таким образом, чтобы фиксируемые данные соответствовали объективным с минимальной погрешностью.

Первый раз систему калибруют при установке, затем настройка может понадобиться при ремонте, изменении технических характеристик транспортного средства, замене колес с изменением диаметра либо установке нового датчика скорости. Калибровать нужно также при нарушении пломбирования корпуса и при истечении двухлетнего срока с последней настройки.

Тахограф калибруют сначала на стенде, а затем — на дороге. На первом, стендовом этапе:

  • Контролируется целостность корпуса, отдельных элементов, сохранность пломб.
  • Проверяется корректность работы датчиков.
  • Тестируются электрические цепи.

Второй этап — дорожные испытания – включает:

  • Осмотр ТС.
  • Программирование системы.
  • Контроль и корректировку фиксации времени, скорости, пройденной дистанции.
  • Замер погрешности.

После завершения калибровки вся необходимая информация вносится в память, а корпус пломбируется. Отметка о калибровке с зафиксированной датой заносится в документацию к прибору.

Карта тахографа и её назначение

Доступ к функционалу системы и хранящимся в памяти данным невозможен без использования электронной ключ-карты. Тахокарты снабжается специальными чипами и обладают ограниченным сроком использования, потому периодически их надо перевыпускать.

Карта тахографа

Наиболее распространенная разновидность карт – карта водителя. Она персонализирована, т.е. выпускается на имя человека, который будет осуществлять управление транспортным средством с бортовым самописцем. Основная задача карты – идентификация лица, которое управляло машиной в определенный период времени.

Обратите внимание! Использование прибора без карты или с чужим электронным ключом не допускается и при обнаружении такого факта гарантированно последуют штрафные санкции. Это же касается попытки эксплуатации тахографа с просроченной картой водителя, так что о замене чипа стоит думать заранее.

Кроме этой разновидности также используются:

  • Карты мастерских — для монтажа, настройки и калибровки.
  • Карты предприятия — для доступа к данным, хранящимся в памяти прибора, их дешифровки и анализа (но не редактирования информации).
  • Карты контроллера – для доступа к хранящейся в памяти информации в ходе контрольных мероприятий.

Как пользоваться тахографом?

Конструкция бортовых самописцев проста, потому научиться работать с ними несложно. Но любой водитель должен запомнить базовый алгоритм, потому что его нарушение будет обязательно зафиксировано прибором. Это может привести к санкциям – как по отношению к самому водителю, так и по отношению к представителям компании.

Количество водителей в экипаже
1 водитель2 и более
НормаДопускается
Макс. время непрерывного управления4,5 часа4,5 часа
Мин. время перерыва45 минутразделение на интервалы не короче 15 минут45 минут
Макс. время управления в сутки9 часовпо 10 часов х 2 дня в неделю>9 часов
Макс. время управления в неделю56 часов90 часов в течение любых 2-х недель56 часов
Мин. время ежедневного отдыха11 часовпо 9 часов 3 дня в неделю, по 12 час в 2 интервала, один из которых не короче 9 часовв течение 30 час работы каждый водитель должен иметь отдых не менее 9 часов непрерывно
Мин. время еженедельного отдыха45 часовне менее 24 час45 часов

Перед тем как начать управление автомобилем, водитель обязательно устанавливает в свободный слот индивидуальную карту и активирует ее, вводя PIN-код. После этого на экране должна появиться фамилия водителя – это свидетельствует о том. кто карта принята и можно начинать работу:

  • Сначала водитель выбирает деятельность до начала смены — «Отдых» либо «Работа» (если перед вождением он уже выполнял свои обязанности – например, проводил приемку груза).
  • При включении зажигания режим «Вождение» включается автоматически, при этом на экране появляется пиктограмма в виде руля. Режим сохраняется даже в том случае, если машине стоит со включённым двигателем.
  • Режим «Отдых» в разных моделях устройств активируется по-разному: либо автоматически, при отключении двигателя, либо нажатием соответствующей кнопки.

Карта извлекается из гнезда нажатием на специальную кнопку после завершения рабочей смены.

Современные модели самописцев оснащаются встроенными термопринтерами для ежедневной распечатки данных из памяти устройства. Распечатка также проводится по требованию сотрудников контролирующих органов, потому важно. Чтобы принтер был исправен, и в нем всегда была бумага (необходимый запас в кабине – минимум 2 рулона).

Штрафы за нарушения

Отсутствие тахографа, его неисправность или несвоевременная поверка/замена СКЗИ с точки зрения закона считаются нарушениями. Также к нарушениям относится эксплуатация самописца без карты водителя, с чужой либо просроченной картой или невозможность распечатки данных по требованию сотрудника ДПС.

В зависимости от того, кто будет признан виновником нарушения, статья 11.23 КоАП устанавливает такие суммы штрафов:

  • до 3 тыс. рублей для лиц. Непосредственно управляющих ТС.
  • до 10 тыс. — для должностных лиц, ответственных за нарушения.
  • до 30 тыс. — для юридических лиц.

В ближайшее время планируется пересмотр сумм штрафов в сторону увеличения. Также возможно введение дополнительных санкций, вплоть до приостановки деятельности компании или отзыва лицензии.

Несоблюдение режима труда и отдыха водителей
Ответственное лицоСейчасСтанет
Водительот 1 000 до 3 000 рублейот 3 000 до 5 000 рублей
Должностное лицоот 7 000 до 10 000 рублей
Юридическое лицо и ИПот 20 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Зная, что такое тахограф, как он устроен, и как его нужно правильно использовать, вы можете гарантировать отсутствие претензий со стороны ДПС и других контролирующих организаций. Кроме того, оснащение техники самописцами дает возможность повысить эффективность и безопасность перевозок.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий