На какие средства передвижения не требуются водительские права

Содержание

На чём можно ездить без прав? Мопед, скутер, мотоцикл, квадроцикл, машина и другие

Чем можно управлять без прав?

На дорогах России с юридической точки зрения достаточно много различных видов транспортных средств для разделения их по требуемым категориям водительского удостоверения или вовсе для возможности езды без права управления. Наиболее распространённые из них автомобили легковые и грузовые, мотоциклы различных параметров, скутеры, квадроциклы, мопеды, тракторы и даже мотоблоки. Для каких из них по состоянию на 2022 год нужно водительское удостоверение и какая конкретно категория требуется, а на чём можно ездить вообще без прав, давайте разбираться!

Что обязывает ездить только с правами?

Итак, есть 3 нормативно-правовых акта, обязывающие иметь права для езды на определённых транспортных средствах:

  1. Конституция России даёт гражданам право на свободное передвижение,
  2. но Федеральный закон О безопасности дорожного движения предписывает, что участники дорожного движения могут свободно передвигаться на основании установленных правил, а реализация своих прав граждан не должна ущемлять права других людей,
  3. а вот пункт 2.1.1 ПДД РФ говорит о том, что водитель обязан иметь при себе и передавать для проверки сотруднику ГИБДД водительские права в числе прочих документов при управлении транспортными средствами.

Таким образом, мы можем ездить на любых транспортных средствах при наличии права ездить на них. Если для этого требуется проходить специальное обучение, то такое право называется специальным – правом управления, и оно подтверждается водительским удостоверением.

На какие транспортные средства не нужны права?

Теперь давайте по порядку рассмотрим все виды транспортных средств, на которых можно ездить без такого специального права.

Ролики, самокаты

Самое очевидное – это то, что транспортным средством назвать ни язык не поворачивается, ни действующие на 2022 год законы к таковому не относят. Ролики, самокаты, скейтборды, детские коляски и прочее – очевидно, для всего этого права не требуются, потому что их оседлавшие всё ещё имеют статус пешеходов.

Об этом же говорят ПДД:

К пешеходам приравниваются лица . использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Ключевое слово здесь – «аналогичные». То есть то, что не имеет двигателя, приводится в движение мышцами человека, и не способно причинить серьёзный вред при столкновении.

Можно ли ездить без прав на роликах?

Велосипед

На велосипеде также можно ездить без прав. Хотя, попытки ввести водительское для велосипедистов были неоднократно и даже выдавать для них госномера и регистрировать в ГИБДД, таковые на 2022 год не увенчались успехом. к счастью или сожалению.

Сегвей, гироскутер, мотоколесо

Хотя, такие устройства уже имеют в себе мотор, их всё ещё на практике не нужно регистрировать, нет обязанности ездить на них только по проезжей части, а для управления ими не нужны права.

Впрочем, с юридической точки зрения их владельцы пешеходами уже не являются (хотя, в ГИБДД официально их считают именно пешеходами), а становятся водителями электромобиля. Более подробно эти средства передвижения мы рассмотрели в отдельной статье.

Мотоблок

На мотоблок также не нужны права, несмотря на наличие у того двигателя и даже порой достаточно мощного, чтобы составить конкуренцию (исключительно по мощности) мотоциклам и скутерам.

Но не нужны, не потому что их наездники – пешеходы. Формально мотоблок не предназначен для езды по дорогам общего пользования, многие из них не предназначены, чтобы классически на них ездить, а только вести перед собой, а по паспорту они не являются транспортными средствами, у них, очевидно, нет даже ПТС.

Но если Вы выедете на мотоблоке на дорогу – даже просёлочную деревенскую или полевую, то на практике проблемы в виде штрафа и даже эвакуации мотоблока на штрафстоянку Вас могут вполне ожидать.

Питбайк

На питбайке тоже можно ездить без прав, аналогично мотоблоку. Всё потому что этот вид мотоциклов также не предназначен для езды по дорогам общего пользования, но в отличие от мотоблока питбайк на 2022 год – не сельхозтехника бытового назначения, а спортинвентарь.

Нужны ли права на питбайк?

Но на практике Вы всё равно попадётесь на солидный штраф (о размере штрафа ниже) за езду на питбайке даже с правом управления транспортными средствами. Дело в том, что инспекторы ДПС всё равно незаконно штрафуют водителей, а питбайки забирают на штрафстоянку. Почему незаконно? Потому что даже Верховный суд вынес решение о неправомерности такого. Поэтому такой штраф на основании указанного решения можно и нужно обжаловать.

Важное замечание!

Для каких транспортных средств нужны права?

Теперь рассмотрим распространённые транспортные средства, для управления которыми Вам потребуется специальное право. Очевидно, автомобили рассматривать не будем – для них всегда права были нужны и спорных моментов тут быть не может.

Мотоцикл

Для управления мотоциклами нужны права категории A или подкатегории A1:

  • «A» потребуется, если Вы едете на мотоцикле с рабочим объёмом более 125 кубиков,
  • «A1» для мотоциклов с объёмом мотора менее 125, но более или равно 50.

Обратите внимание, что по тексту ПДД с такими же техническими характеристиками подпадают трёх- и более колёсные мотоциклы, разного рода трициклы с мотоциклетной посадкой и рулевым управлением, и если их масса не более 400 кг.

Скутер и мопед

Вопреки всё редеющим среди скутеролюбителей мнениям, на эти транспортные средства нужны права. Причём, абсолютно любой категории:

  • «M» – это специальная категория прав для возможности ездить на скутерах и мопедах, её можно получить с 16 лет,
  • «A1» – с этой категорией можно управлять с 17 лет,
  • все остальные категории прав дают возможность ездить на этом транспорте с 18 лет.

К скутерам и мопедам относят двухколёсные транспортные средства с рабочим объёмом двигателя до 50 кубов (до 49,9 кубиков, при 50 ездить уже нельзя) и с максимальной скоростью до 50 км/ч.

Категория прав для управления скутером

Квадроцикл

А вот на квадроциклы и им подобные средства, предназначенные, аналогично питбайкам для езды по бездорожью, нужны вовсе тракторные категории водительских прав. Это очень спорный момент, но практика правоприменения 2022 года говорит о том, что если Вас поймают как дороге, так и на грунте, то оштрафуют за отсутствие права управления.

Поэтому, если Вы задаётесь вопросом «Могу ли я ездить без прав на квадроциклах», то ответ – нет, не можете.

Где можно ездить без прав?

Да вообще везде! Но только при одно важном условии – Вы имеете статус обучаемого вождению. А водитель в этом случае – обучающий Вас, и именно он несёт ответственность за Ваши нарушения ПДД.

А вот по существу вопроса ездить без прав нельзя нигде, если для данного транспортного средства предусмотрено специальное право после успешной сдачи экзаменов.

Правда ли, что по полям можно ездить без прав?

Неправда. Вопреки распространённому мнению о том, что ПДД действуют только на дорогах общего пользования, а на просёлочных и грунтовых – нет, права Вам потребуются везде, хотя и есть различные мнения по этому поводу, обосновавшиеся на 2 противоположных полюсах.

Можно ли ездить без прав по полю на машине?

На одном полюсе находятся люди, верующие в то, что ПДД действуют абсолютно везде. И в подтверждение этому приводят цитату из действующих ПДД:

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Но на другом полюсе любители внедорожной езды, которые читают определения дорожного движения и дороги:

дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Как видим, оба мнения имеют право на существование. А против второго лагеря оправдывающих езду по полям без прав, выступает тот факт, что дорога – это всё же используемая для передвижения полоса земли. А раз мы по ней в данном случае едем – значит, используем. Значит, дорога. Значит, мы участвуем в процессе дорожного движения, и от нас требуется выполнение ПДД.

Правда ли, что можно ездить без прав по автодрому?

Здесь та же аналогия, что и с возможностью управления без прав по полю. Автодром – это закрытая территория. На ней могут устанавливаться другие правила движения. Но противоречить ПДД они не могут.

Кроме того, по сути вышеприведённых определений дорожного движения и дороги автодром не является исключением из дорог и дорожного движения.

Что будет за езду без прав?

Итак, последний рассматриваемый нами вопрос – это штраф за нарушения по отсутствию права управления вовсе или определённой категории (при отсутствии категории у Вас нет права управления данным транспортным средством, поэтому штраф тот же).

Он составляет вилку сумм от 5 до 15 тысяч рублей по части 1 статьи 12.7 КоАП. Этот штраф накладывается, в случаях езды:

Автобус, мотоцикл, прицеп: что грозит водителю за езду без требуемой категории прав

Водительская жизнь регулярно подкидывает новые условия и ситуации. Купили вы, например, новый большой пикап или внедорожник – а он, оказывается, попадает в категорию С. Или появилась необходимость перегнать Газель – вроде бы она категории В, но в ней вдруг обнаруживается 13 пассажирских мест. Или захотелось вам спонтанно купить мотоцикл – сезон уже начался, а на получение категории А надо еще несколько месяцев… Может, можно «перекантоваться» до получения новых прав на пикап, проехать пустым на пассажирской Газели или «аккуратно» открыть мотосезон, попутно обучаясь в автошколе? И есть ли еще ситуации, когда может «не хватить» категории?

Прежде всего давайте определимся с элементарным базовым правилом: требуемая категория для управления конкретным автомобилем указана в документах на этот автомобиль, и именно она должна быть открыта в правах. Это банальность на грани неприличия, но иногда она оказывается нелишней. Для кого-то неочевидно, что микроавтобус категории D нельзя водить с категорией В даже если в нем нет пассажиров – соответствие массы до 3,5 тонн не превращает его в автомобиль категории В вне зависимости от числа людей в салоне. Или если вы, например, сняли со своего Hummer H2 силовые бамперы, подножки и прочий обвес, уложив его итоговую массу в 3,5 тонны, это не переводит его в легковую категорию без оформления соответствующих документов. Ну и ездить на мотоцикле без открытой категории А тоже нельзя даже «медленно и аккуратно», хотя с двухколесной техникой есть «обходные пути», о которых мы упомянем ниже.

Второе важное правило, которое нужно помнить: управление автомобилем или мотоциклом без соответствующей категории трактуется как езда без прав. Ведь фактически отсутствие нужной категории ей и является. Навыки вождения здесь роли не играют: садясь за руль грузовика или автобуса, нужно иметь право на управление им, а оно подтверждается только соответствующей категорией.

Соответственно, и наказание за езду без нужной категории будет выписано по части 1 статьи 12.7 КоАП как за езду без прав. Согласно этой статье, «управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 15 000 рублей». Правда, за повторную езду без прав, в отличие от повторной езды после лишения за пьянку, не предусмотрено ужесточения наказания. То есть, если водитель вновь сядет за руль машины или мотоцикла без нужной категории в правах, ему грозит все тот же штраф от 5 до 15 тысяч.

Движению на автомобиле с прицепом мы посвятили отдельный подробный материал, где рассмотрели все основные требования – массу и габариты, страховку, техосмотр прицепа, разрешенную скорость и так далее. Ну а в контексте нынешнего материала главное, о чем нужно помнить – это то, что управление автомобилем с прицепом без соответствующей категории в правах тоже считается ездой без прав. Правда, здесь уже стоит учитывать требования ПДД к самому прицепу. Ведь, согласно Правилам, категория Е не нужна, если: 1) масса прицепа меньше 750 кг; 2) масса прицепа больше 750 кг, но меньше снаряженной массы автомобиля, а общая масса автомобиля с прицепом не больше 3,5 тонн. При соблюдении этих правил ездить с прицепом можно без категории Е и риска получить штраф.

Отдельно стоит коснуться легкой двухколесной техники. Мотоциклы с мотором более 50 кубических сантиметров и максимальной скоростью более 50 км/ч требуют наличия открытой категории А в правах. Но вот мопеды с мотором до 50 «кубиков» и максимальной скоростью до 50 км/ч к ним не относятся – для них нужна категория М, которую можно получить с 16 лет. Однако пункт 7 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» указывает, что наличие водительских прав любой категории подтверждает право на управление мопедами категории М. Учитывая, что сама эта категория появилась в конце 2013 года, в водительских удостоверениях, выданных до того момента, вообще нет такой категории. Да и в более современных правах ее могут не указывать отдельно, но это не запрещает их обладателям ездить на мопедах. Так что менять права, чтобы «открыть» категорию М, не требуется, и за управление мопедом без указанной категории М в действующих правах, никакого наказания не последует.

В случае управления машиной без нужной категории помимо статьи 12.7 в дело вступает часть 1 статьи 27.13 КоАП РФ. Она предусматривает задержание транспортного средства и его отправку на спецстоянку. Конечно, если рядом окажется другой водитель, обладающий нужной категорией в правах, часть 1.1 той же статьи позволит устранить причину задержания на месте, и штрафстоянки удастся избежать. Но если в момент нарушения водителя с нужной категорией рядом не окажется, то транспортное средство будет задержано, и к штрафу добавятся расходы на оплату эвакуатора и спецстоянки.

Мотоблок и ГИБДД в вопросах и ответах: нужны ли права, можно ли ездить по дорогам и ставить на учёт?

Мотоблок и права

Мотоблоки популярны среди дачников и сельских жителей, которые с помощью такой техники обрабатывают приусадебные участки, сады и огороды. Но чтобы доставить сельхоз-агрегат на участок, иногда приходится выезжать на дороги общего пользования. И если езда на мотоблоке попадёт в поле зрения инспекторов ДПС, они могут остановить владельца и попросить его предоставить регистрационные документы и права на технику. Если чего-то не окажется, выпишут постановление со штрафом или даже протокол о лишении прав. Однако это незаконно! Является ли мотоблок транспортным средством, нужно ли сдавать экзамены и получать права, подлежит ли агрегат регистрации в ГИБДД или Гостехнадзоре, а также какие штрафы грозят за езду на ручном тракторе, в том числе в нетрезвом виде – все эти вопросы мы рассмотрим в статье.

Мотоблок – это транспортное средство?

Мотоблок представляет собой осевую механическую технику с колёсами и двигателем внутреннего сгорания. Внешне такое устройство похоже на мини-трактор. Но является ли оно трактором, самоходной машиной и вообще транспортным средством с юридической точки зрения? Давайте разбираться!

  • Заглянув в ПДД и в ФЗ О безопасности дорожного движения, мы найдём абсолютно одинаковое определение понятию «транспортное средство» – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования,
  • За несоблюдение ПДД для водителей транспортных средств предусмотрена административная ответственность в рамках КоАП РФ – и там нам может попасться на глаза Примечание к статье 12.1 Кодекса, где также даётся определение понятию, но уже интереснее:

Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

  • Применительно к толкованию данного примечания есть разъяснения от Верховного Суда РФ, которые он указал в ППВС № 20:

При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит.

Что мы имеем в итоге?

На мотоблоке может быть установлен двигатель внутреннего сгорания свыше 50 «кубиков», а сам агрегат способен перевозить как минимум того, кто управляет этим мини-трактором, различные грузы и даже оборудование. Однако не каждый мотоблок разгоняется свыше 50 км/ч. Точнее, на практике он едет не более 10-15 км в час, что позволяет говорить о том, что такую технику нельзя отнести к ТС.

Но если опустить скоростной режим, то остаётся выяснить еще два момента:

  1. Относятся ли мотоблоки к категории тракторов, самоходных и иных машин?
  2. Нужно ли получать на такую технику специальное право – водительское удостоверение или паспорт?

Эти вопросы мы подробно выясним в двух следующих разделах нашей статьи.

Мотоблок как транспортное средство

Требуется ли регистрировать мотоблок в ГИБДД и Технадзоре?

Нет, регистрировать не нужно.

Информацию об этом нам дадут два нормативно-правовых документа, которые регулируют вопросы регистрации ТС на территории РФ:

  • МРЭО ГИБДД регистрирует только транспортные средства со скоростью от 50 км/ч, к коим не относится ни один мотоблок. Поэтому государственным учётом такой сельскохозяйственной техники в ГАИ не занимаются.
  • Технадзор отвечает за регистрацию самоходных машины и выдачу соответствующих удостоверений тракториста на их управление. Однако в пункте 3 Инструкции по Приказу Минсельхозпрода №807 прямо указано, что мотоблок не входит в категорию самоходных машин.

На практике некоторые инспекторы ГИБДД могут ссылаться на Решение коллегии Евразийской экономической комиссии №25 от 12 февраля 2019 года, где мотоблок был причислен к одноосному трактору. Однако этот документ западных партнёров России никак не регулирует и не изменяет положения внутреннего законодательства РФ о безопасности дорожного движения и порядка допуска граждан к управлению самоходными машинами.

Вот выдержка из решения районного суда в Курганской области:

…указанное решение (коллегии Евразийской экономической комиссии) установленный порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) не изменяет и принято не для целей законодательства о безопасности дорожного движения, а для целей регулирования порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Кстати, в итоге этим решением суд отменил постановление со штрафом 5 000 рублей в отношении гражданина, которого инспекторы ДПС поймали на мотоблоке «ОКА» при отсутствии права управления.

Но это уже тема следующего раздела нашей статьи…

Нужны или нет водительские права на мотоблок в 2022 году?

Вероятно, вы уже догадались, что водительские права и удостоверение тракториста на управление мотоблоком не требуются. Ниже расскажем почему.

Без прицепа

Закон обязывает получать право управления только на зарегистрированные механические ТС. Вместе с тем право на управление автомототранспортом подтверждается ничем иным, как удостоверением водителя (п. 4 ст. 25 ФЗ О БДД).

Однако мотоблоки не относятся ни к транспортным средствам, ни к самоходным машинам. Поэтому в 2022 году на этот тип сельскохозяйственной техники без прицепов не нужно получать права.

С прицепом или полуприцепом

Зачастую мотоблоки оборудуются прицепом – тележкой, которая предназначена для перевозки грузов (сена, навоза, овощей и иной продукции). Такая тележка является элементом навесного оборудования, а оно не входит в конструктивную часть агрегата. Следовательно, зарегистрировать прицеп или полуприцеп ручного мини-трактора вы также не сможете, а если попытаетесь, то в Технадзоре вам попросту откажут в этом намерении.

Регистрация мотоблока с прицепом

Подойдут ли уже имеющиеся права А, В и других категорий?

Даже если у вас имеются водительские права, они никак не связаны с управлением мотоблоком. И тому есть два объяснения:

  • во-первых, мотоблок – это не транспортное, и даже не самоходное средство передвижения по дорогам,
  • во-вторых, специальное право на управление мини-трактором не требуется.

Да и на практике наличие открытых категорий А, В, С и других, а также подкатегорий, фактически вам не пригодится. Потому что при желании выписать вам штраф, некоторые инспекторы ГИБДД найдут к чему придраться – и наличие у вас права управления транспортными средствами их не остановят, т.к. могут спросить у вас документы о регистрации мотоблока, которых у вас, ввиду отсутствия таковых в принципе, при себе не окажется.

Могу ли я ездить на нём по дорогам общего пользования?

Согласно пункту 3 ст. 5 ФЗ Об автомобильных дорогах, к дорогам общего пользования (ДОП) относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения ТС. Однако мотоблок не является таким средством даже при наличии прицепа (тележки). Следовательно, вам запрещается выезжать на нём на дороги общего пользования, иначе грозит штраф.

А вот самоходным машинам разрешено ездить по таким дорогам. Но к мотоблокам это отношения не имеет. Они не подлежат регистрации в Технадзоре как самоходные устройства (в отличие от того же трактора).

Очень часто в документах по эксплуатации производитель указывает, что на мотоблоке можно двигаться по обочине дороги, а при необходимости пересечь проезжую часть нужно совершать манёвр лишь под прямым углом к полотну дороги. Но прежде, само-собой, убедиться, что манёвр безопасен.

Если дорога из грунта, поле или лес?

Хорошо, но, если перед нами не асфальтированный участок трассы, а грунтовая дорога или тропинка в поле. Можно ли передвигаться по ней на мотоблоке? Для этого нужно выяснить, что по ПДД считается «дорогой».

Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

Из этого следует, что в соответствии с ПДД дорогой является не только асфальтовый участок, но и обычная полоса земли для движения транспортных средств. Таковой может быть грунтовая дорога в деревне, поле и даже в лесу. И передвигаться по таким полосам на мотоблоке вам запрещается. Другой вопрос, откуда взяться инспекторам ДПС где-нибудь ближе к лесу или на просёлочной дороге? Тем не менее, если они вас всё же там остановят, то могут привлечь к ответственности (об этом чуть позже).

При этом никто не запрещает вам ездить на мотоблоке по пересечённой местности, если там нет автомобильных дорог для движения ТС. Разрешено ездить на мини-тракторе и на собственной территории (даже если она не огорожена забором). Главное, чтобы у вас были регистрационные документы и план межевания участка, которые бы подтверждали, что это дороги необщего пользования или частная территория. В противном случае проезжающий мимо инспектор ДПС может оштрафовать вас за езду в неположенным месте.

Езда на мотоблоке по просёлочной дороге

Есть ли штрафы ГИБДД?

Да. При этом различают законные и незаконные штрафы за езду на мотоблоке. На практике 2022 года можно столкнуться и с теми, и с другими.

Начнём с законных штрафов ГИБДД. Их всего два, и оба умещаются в рамках одной ст. 12.29 КоАП РФ:

  • передвижение на мотоблоке по дорогам общего пользования – штраф 800 рублей (ч. 2),
  • езда в пьяном виде – от 1 000 до 1 500 рублей (ч. 3).

В первом случае инспекторы ДПС должны выявить факт езды на мотоблоке по дороге общего пользования (в том числе в деревне и поле). Обычно они фиксируют нарушение на видеорегистратор или любое другое устройство. А вот для привлечения по части 3 ст. 12.29 КоАП РФ к выявлению самого факта движения по ДОП добавляется как минимум освидетельствование на состояние опьянения: на дороге и в медучреждении. От «продувки» на алкотестере вы можете безнаказанно отказаться, но тогда ИДПС предложат вам проехать в клинику – и если откажетесь уже от медосвидетельствования, то вас автоматически признают едущим пьяным.

Остальные наказания в рамках Главы 12 Кодекса об административных правонарушениях к управляющим мотоблоками применять незаконно. Но на практике вас могут привлечь за езду за рулём незарегистрированного агрегата, без удостоверения тракториста или за перевозку людей в тележке. Также практикуется эвакуация мотоблоков и культиваторов на штрафстоянки. Чтобы отстоять свои права, вам придётся обжаловать такие постановления ГИБДД.

Могут ли меня лишить прав за пьяную езду на мотоблоке?

В данном случае управляющий мотоблоком не является водителем. Наказания за нарушения ПДД на сельхоз-агрегате следует квалифицировать по части 3 ст. 12.29 КоАП РФ, где предусмотрен штраф в размере до 1 500 рублей.

Примеры из судебной практики:

  • Инспекторы ДПС остановили некоего Утина на культиваторе с прицепом и зафиксировали признаки алкогольного опьянения. Мужчина отказался пройти медосвидетельствование, в результате чего его привлекли по ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ. Утин оспорил постановление в мировом суде, и там наказание отменили. На это один из инспекторов ДПС обжаловал решение мирового судьи. Однако районный суд указал, что культиватор не является транспортным средством, не подлежит регистрации, а Утин не являлся водителем этого агрегата в момент его остановки сотрудниками ГИБДД, поэтому дело обосновано прекращено мировым судьей за отсутствием состава правонарушения (Решение Моршанского районного суда № 12-98/2020 от 23 сентября 2020 года).
  • Еще одно судебное решение, где суд отменил наказание за отказ от медосвидетельствования лицу, управлявшему мотоблоком. Правда, гражданину пришлось дойти аж до Верховного Суда РФ.
  • Водителя поймали едущим пьяным на мотоблоке МБ-105, выявили опьянение и вменили ст. 12.8 КоАП РФ – со штрафом в 30 000 рублей и лишением прав на 1,6 месяцев. Гражданин обжаловал это решение и дошёл до Верховного Суда РФ. Однако ВС не поддержал жалобу водителя, а оставил наказание нижестоящих судов в силе. Но тонкость дела немного в другом: наказание было назначено на том основании, что водитель управлял не мотоблоком, а «самодельным трактором» – а это, как говорится, совсем другая история (Постановление ВС РФ №82-АД21-3-К7 от 17 мая 2021 года).

Нужно ли страховать мотоблок по ОСАГО?

Страхование автогражданской ответственности распространяется лишь на транспортные средства. Мотоблоки и культиваторы таковыми не являются, поэтому на них не требуется заключать договор ОСАГО.

Что будет, если я попаду в ДТП с участием малогабаритного трактора?

Придётся возмещать ущерб в гражданском порядке.

Причём ущерб возмещается не только другим участникам дорожного движения, но и государству (к примеру, если мотоблок повредил муниципальное имущество).

Вначале потерпевший обращается к независимой экспертизе и оценивает размер ущерба. Далее от выставляет виновнику сумму к оплате, а в случае отказа возмещать ущерб – подаёт исковое заявление в районный суд.

Если потерпевшим является тот, кто ехал на мотоблоке, а у другого участника дорожного движения есть ОСАГО, можно обратиться в его страховую для получения компенсации. В данном случае страховая оплатит стоимость ремонта повреждённого мини-трактора. Если суммы окажется недостаточно, можно взыскать разницу с виновника ДТП – а если тот откажется оплачивать добровольно, потерпевший вправе требовать с него этих денег в судебном порядке.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий