Что делать, если эвакуировали автомобиль без номера с РАЗРЕШЕННОЙ парковки в Москве
Мир. Май. Москва. АМПП.
Материал основан на личном опыте и разделен на две части: план действий по возврату автомобиля и обоснование незаконности действий по его эвакуации с разрешенной стоянки.
Первый этап: пропажа
Итак, если вы вернулись к автомобилю (особенно в центре Москвы), а там его нет и есть подозрение, что его могли эвакуировать без номера, то:
1) Осмотритесь вокруг, загляните за угол улицы. ГБУ «Городская служба перемещения транспортных средств» на рыжих эвакуаторах могла передвинуть авто недалеко. Чаще всего в месте такой эвакуации будет дежурить инспектор ГИБДД, который с радостью пояснит куда и почему переместили авто (перемещают обычно недалеко, в связи с реальной необходимостью как мне известно).
Вот так выглядят эти машины.
2) Автомобиля нет. Надеемся, что он эвакуирован. По телефонам ГИБДД (112, 8 495 624 31 17 — дежурная часть в Москве), АМПП (3210, 8 495 539 54 54 — именно у них хранятся машины) получить информацию скорее всего не получится — автомобиль был без номера, базы настроены (по крайней мере, когда я звонил) на поиск только по номеру. Возможно, через несколько дней уже будет проще по описанию найти машину. Если у вас нет GPS в машине, найти ее можно физически посетив обе площадки.
Автомобиль может находится по одному из двух адресов:
— Южнопортовая улица, владение 37а
— проезд Энтузиастов, владение 3
более подробно по расположению — parking.mos.ru/about/182/
3) После того как местонахождения установлено, надо постараться подготовиться к поездке за авто:
— одеться тепло и комфортно по погоде;
— хорошенько поесть;
— взять наличные деньги (рекомендую больше 4 тысяч);
— взять свидетельство о регистрации на авто, права, ОСАГО (плюс доверенность на получение, если не вы хозяин)
— найти и записать номер круглосуточного эвакуатора, лучше нескольких.
Если вы понимаете, где находится автомобиль — нет смысла бежать за ним сразу, так как получить обратно авто легко можно за 4-7 часов. У меня это заняло 5 часов.
Парковка бесплатна первые сутки (24 часа), затем оплата по прайсу .
Второй этап: возврат автомобиля непосредственно на штрафстоянке.
В обычном случае, если автомобиль был с номерами сначала необходимо получить протокол задержания у инспектора ГИБДД и разрешение на получение автомобиля в письменном виде.
Однако, если автомобиль был без номера, то протокол скорее всего не существует (о нарушениях законодательства со стороны АМПП я напишу в конце поста), равно как и не получится заранее взять разрешение на получение автомобиля. Насколько я понял, каждая из двух штрафстоянок договаривается с ближайшей дежурной частью ГИБДД о проставлении штампа на бланках АМПП неизвестного происхождения для имитации законности эвакуации.
Таким образом, поняв, где находится автомобиль, скорее всего правильно ехать на эту парковку.
Вероятно, можно сделать финт ушами и попытаться получить в ГИБДД бумагу, о том, что ограничительных действий в отношении вашего автомобиля (госномер такой-то) нет никаких. Тем самым можно изрядно удивить АМПП (ведь получается, что автомобиль находится у них незаконно, так как в его отношении нет ограничений), но я, к сожалению, не опробовал этот вариант.
На штрафстоянке у сотрудников нужно уточнить: что делать, если я подозреваю, что мой автомобиль был эвакуирован без номера. Вас отправят в отдельное окошко.
В окне вас спросят: «Вы оставляли автомобиль без номера?» Наш юридически правильный ответ: «я знаю, что мой автомобиль марка такая-то г/н такой-то находится на данной стоянке. Требую возврата. Был остановлен по всем правилам по адресу: …»
Скорее всего квиток с вашим авто довольно быстро найдут (в день тащат по 20-30 авто на одну стоянку).
После того, как вам говорят, что есть такая-то марка без номера, встаем в очередь с такими же счастливцами. Удобно записаться на бумажке.
Далее у нас три этапа:
1) Опознание автомобиля
Вы дождались своей очереди на получение. Теперь сотрудник АМПП поведет вас на стоянку к автомобилю и инспектору ГИБДД. В данном процессе участвуют трое: владелец (или представитель), инспектор ГИБДД, представитель АМПП. Весь процесс (все что вы будете дальше делать) представитель АМПП будет снимать на фото (а может быть и видео).
Так как авто был без номеров, то чтобы получить его обратно необходимо провести процесс опознания, доказав что он принадлежит вам. По этому поводу составляется акт.
Сначала инспектор сверит VIN, затем попросит осмотреть автомобиль (именно осмотр — снаружи, только при вашем согласии и «из ваших рук» — не путать с досмотром ). Кстати, от открытия багажника и дверей можно отказаться, не забываем что это осмотр, а не досмотр. Обязательно осматриваем автомобиль на предмет царапин или повреждений при эвакуации.
ТЕПЕРЬ САМОЕ ВАЖНОЕ.
Инспектор попытается заставить вас прикрутить номера обратно — этот процесс будет сфотографирован. Затем машина с номерами сфотографирована.
Я рекомендую сразу заявить инспектору, что номера утеряны. Если он видит их на заднем сидении или где-то еще — перекладываем их в багажник вверх ногами. Этот момент лучше чтобы на фото не снимали 🙂 Закрываем машину и повторяем, что номера утеряны. Здесь есть низкая вероятность, что инспектор захочет организовать досмотр, но потерять то номера можно где угодно.
Таким образом, я не стал прикручивать номера.
Далее инспектор попросит подписать акт идентификации авто (не нашел в нем ничего криминального) и написать объяснения. Объяснения пишутся на стандартном бланке объяснительной при административном правонарушении. Инспектор попросит написать, что вы скрутили номера и оставили машину. Этого делать нельзя ни в коем случае. В объяснительной ручкой зачеркиваем в двух местах слова «ведется производство по делу об административном правонарушении». Можно подчеркнуть «потерпевший». В тексте объяснительной пишем: «Суть заданных вопросов мне не ясна, поэтому комментарии дать не могу. Причину написания объяснительной не понимаю. А/м госномер … остановил с соблюдением всех требований ПДД, КоАП. ПДД и иных законов не нарушал. Требуется помощь адвоката. Составлено собственноручно.»
Кстати советую всегда любые письменные объяснения по не до конца понятным вопросам давать именно с таким текстом, потому что в самом крайнем случае в суде будете работать с адвокатом и разбираться, что произошло.
Если инспектор жестил или сильно наезжал, в тексте объяснительной не расписываемся в месте про 51 статью Конституции, а в тексте добавляем: «инспектором мне не разъяснены мои права и обязанности». Это довольно жесткий и очень конфликтный вариант, но мало ли.
Далее все пустое место перечеркиваем большой буквой Z. На угрозы уголовным кодексом или иными законами улыбаемся и машем. Мы ничего не нарушили, никакое лжесвидетельствование не осуществляли.
В результате этих манипуляций, АМПП в любом случае (прикрутили вы номера обратно или нет) выпишет штраф 2 500 рублей (неоплаченная платная парковка). На этот штраф нет скидок при быстрой оплате. Но скорее всего это довольно легко обжаловать в суде и правильно написанное объяснение нас выручит. А отсутствие (полное отсутсвие, ведь нет фото нашего авто с номером) фото доказательств будет нам на руку. Главное обжаловать штраф в течение 10 дней после вынесения. А если не получится и не хочется в суд — просто оплатим чуть позже.
2) Получение разрешение ГИБДД покинуть парковку
После составления двух документов на предыдущем этапе сотрудники АМПП нас отправят в ближайшую дежурную часть ГИБДД получить штамп на акте идентификации — это документ, подтверждающий, что на автомобиль нет ограничений. Самое смешное, что в нормальной ситуации это делается при предъявлении протокола о правонарушении, а в этот раз нам дают филькину грамоту. При мне сотрудник ГИБДД сам удивлялся этому документу.
В ГИБДД я узнал где ближайшее ОВД с дежурной частью, заехал туда (обычно они недалеко) и написал заявление об УТЕРЕ номере (не краже, а утере). Текст примерно такой: «Я, такой-то, оставил свой а/м такого-то числа там-то. Когда в следующий раз оказался у автомобиля оба номера не обнаружил.». Получаем маленький квиток. Ничего не мешает нам потом номера найти самостоятельно (как потерял, так и нашел, вот такой растяпа), а квиток будет полезным.
Займет это минут 20-30 (самым долгим может оказаться досмотр на КПП ОВД).
3) Отъезд с штрафстоянки
Вернулись на штрафстоянку. Встаем в очередь в окошко по получению авто (кнопка с АМПП кажется на электронной регистрации).
Получаем акт приемки-передачи авто. Если были царапины — не подписываем, начинаем ругаться. Если все ок — просто берем.
Главный момент: как уехать с парковки.
— прикрутить номера и поехать (сейчас нас никто не снимает, но может быть видеозапись выезда). По идее самый правильный вариант.
— вызвать эвакуатор (1500-2500 в зависимости от авто и времени суток). На нем выехать за территории парковки и прикрутить номера.
— выехать без номеров и за углом их прикрутить. ВНИМАНИЕ. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков — Штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев. Смотрим по ситуации — у нас есть квиток об утере номеров, и в целом, ГИБДД не жестит, если сказать что вот потерял, вот квиток, еду до дома и все больше не буду кататься. Но может быть всякое. Советую при входе на парковку и на парковке посмотреть, нет ли тут экипажа ДПС который может вас остановить.
А теперь объясню, почему считаю эвакуацию автомобиля без номеров с места где разрешена парковка незаконной.
1) Инспектор ссылается на «Регламент перемещения машин со снятыми или нечитаемыми номерами». Юридически данный регламент не существует для нас, простых граждан.
Нормативно-правовые акты (в отношении неопределенного круга лиц) вступают в силу после опубликования. Данный регламент не опубликован. Попробуйте его найти, я не нашел. Новостная статья на портале mos.ru (www.mos.ru/news/item/23537073/) не имеет никакой юридической силы. Регламент сам по себе как документ регулирует деятельность сотрудников организации, в которой он принят. К внешним людям отношения он не имеет. Но, например, регламент действий сотрудников ГИБДД открыт. pravo.ru/store/doc/doc/20…_02_project_reglament.pdf И он регулирует ТОЛЬКО действия сотрудников ДПС в рамках действующего законодательства.
Если просто — у вас дома на хододильнике список продуктов, которые надо купить. Это ваш регламент пополнения запасов. К вашему соседу он не имеет отношения, ведь он не у вас живет. И вы не можете поругаться с соседом из-за того, что он не купил вам апельсинов из вашего списка.
2) www.drive2.ru/b/470823524471145169/
На сегодняшний день существует ограниченный перечень случаев когда можно эвакуировать ТС, все они перечислены в ст.27.13 КоАП РФ (закон об эвакуации транспортного средства). Среди них:
• Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство (ч.1 ст.12.3);
• Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением (ч.2 ст.12.5);
• Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, либо лишенным права управления (ч.1,2 ст. 12.7);
• Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч.1,3 ст.12.8);
• Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, в том числе в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге (ч.4,5 ст.12.16);
• Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов (ч.2 ст.12.19);
• Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, либо на тротуаре, а также в местах остановки маршрутных транспортных средств (стоянки легковых такси) либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств (стоянок легковых такси), за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки (ч.3, 3.1 ст.12.19);
• Остановка или стоянка транспортных средств на трамвайных путях; парковка вторым и более рядом от края проезжей части; остановка или стоянка на проезжей части, а также в тоннеле, повлекшие создание препятствий для движения других транспортных средств (ч.3.2, 4 ст.12.19).
В том случае, если вы не нарушали вышеприведенные нормы, эвакуация или попытка эвакуации автомобиля незаконна. А мы не нарушали.
ПДД запрещает только ДВИЖЕНИЕ без номеров. А стоять автомобиль может как угодно.
3) В момент эвакуации составляет протокол, который потом сразу выдается и является основанием для возврата авто. Протокол составляется сотрудником ГИБДД, обязательно в двух экземплярах, и должен строго соответствовать требованиям, предъявляемым к его содержанию. Уверен, что протокола не существует (иначе бы его вручили). Буду его требовать.
4) Вообще я бы квалифицировал действия АМПП в этой ситуации по статьям УК РФ 158 Кража и 330 Самоуправство.
5) Такие действия создают опасный прецедент. Любой подходит, скручивает номера, подъезжает эвакуатор и увозит. Теперь АМПП НЕ НУЖНО ИСКАТЬ нарушителей, достаточно пригнать на улицу все эвакуаторы, снимать с каждой припаркованной правильно машины номера, эвакуировать и выписывать штраф.
Что будет, если припарковать машину без номеров на платной парковке?
Решил поделиться неудачным опытом, чтобы была возможность избежать моей участи. Ну а если попадете в такую же ситуацию, то лучше понимали, что делать.
Недавно, в воскресный выходной, в прекрасную погоду отправились семьей погулять в центре Москвы. Нашел местечко для парковки возле Никольской улицы, той, что выводит прямо к кремлю. В воскресенье парковка бесплатная. Но как я понял по свему приложению, в этом месте требовалось оплатить 380 руб/час. Что я и хотел сделать, но потом пришла в голову дурная мысль — что если я скину номера и положу в багажник то ничего мне за это не будет, даже если попадется пеший инспектор ЦОДД. Так я и сделал. Даже видел, как пеший инспектор замешкался, сфотографировал рамку от номера и пошел дальше.
Вернувшись с прогулки авто не обнаружил. Припаркованный рядом водитель сообщил что ее просто напросто эвакуировали. Видимо этот пешеход их и вызвал. Я позвонил на горячую линию и тут понеслась…
Если авто эвакуировали без номеров мне сказали что нужно будет сделать следующее чтобы его вернуть:
1. Ехать на одну из 2х спецстоянок и выяснять есть ли там ваш авто
а) Проезд Энтузиастов 3
б) Варшавское шоссе 263 — СНАЧАЛА ехать сюда!
При этом нет возможности выяснить где авто по факту. Телефон спецстоянки вы нигде не найдете и никто вам его не скажет.
Я отправился с таксистом на Проезд Энтузиастов и по пути встретил эвакуатор ЦОДД. Его водитель сказал что авто без номеров 100% отвезли на Варшавское шоссе. Я сразу же пересел на метро — до Царицыно и пересел на МЦД (первый раз), доехал до Щербинки и пешком пошел к стоянке. Свой авто я увидел уже с пешеходного перехода.
2. Вызвать должностное лицо, то есть обратиться в полицию для дознания авто — скажут вам на горячей линии.
Это отдельный пункт, который оказался самым ужасным во всей этой истории.
Во первых чтобы его вызвать звоните 112 и требуйте, чтобы это был инспектор ГИБДД. И можете сделать это заранее, например как выйдите из метро. Я так и сделал, НО
спустя несколько часов после того как их вызвал человек, который прибыл на стоянку раньше меня на час да еще и с 7-милетним ребенком,
спустя несколько часов после того как их вызвали сотрудники ЦОДД непосредственно с этой спецстоянки и после того как я заблаговременно оформил заявку приехал, внимание… сотрудники ППС и сообщили что они не смогут нам помочь! Что нужно вызвать ГИБДД)))
По словам сотрудников ЦОДД инспектора приезжают по заявек крайне редко, чаще ближе к концу своей смены (к 18 — 19 часам). А могут вообще не приехать, если загружены. Такое тоже бывало.
В моем случае они приехали около 22:00, когда помещение ЦОДД было переполнено товарищами по несчастью, половина из которых были с детьми. Одному 7-милетнему мальчику пришлось прождать с отцом 8 часов. Притом что их авто эвакуировали из их же двора так как его отец только купил машину и еще не поставил номера. Я расцениваю это как элемент процедуры наказания водителей эвакуированных авто без номеров. У нас набралась довольно веселая компания, но, несмотря это «ждать у моря погоды» было довольно тяжко.
На случай, если вы понимаете, что инспектора совсем не поторапливаются, у сотрудников ЦОДД есть номера дежурной части. Они вам скажут, что вы не имеете права им звонить, но только после того как сотрудницы ЦОДД в 3й раз позвонила им и рассказала про детей в 21:30, они оперативно приехали. Я их номера себе сохранил, но решил не публиковать.
3. На горячей линии сказали, что после этого у инспектора надо будет взять протокол и отправиться в одно из отделений МАДИ, чтобы там получить разрешение, и с ним уже ехать обратно на спецстоянку. К СЧАСТЬЮ, ПО ФАКТУ ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕ ПРИДЕТСЯ. Они вводят в заблуждение. Все решается на спецстоянке после того как инспектор за 1 минуту осмотрит ваш авто, права и стс.
Теперь о том, почему это вообще произошло. Это АНТИТЕРРОР. ЦОДД имеет право эвакуировать авто без номеров с любого места, если в нем никого нет. Поэтому важно, чтобы в машине без номеров всегда кто-то был! Если увидели, что ваш авто в процессе погрузки — вы еще можете его забрать на месте. если погрузчик с вашим авто тронулся — все, расслабьтесь и езжайте на спецстоянку.
Наказание. Так как это антинтеррор, то если ваш авто был припаркован без нарушения платить за эвакуацию не потребуется. Это немного успокоило. Но, в конечном итоге мне пришел штраф 5000 рублей за неоплаченную парковку. Скидка 50% не действует((. В следующий раз буду умнее, надеюсь. Желаю никому не наступить на мои грабли.
Ответы на юридические вопросы по эвакуации
На сегодняшний день существует запрет на управление автомобилем без государственных номерных знаков либо если он (номер) не соответствует требованиям государственного стандарта (нечитаемые, применение недопустимой окраски и т. д.). Указанный запрет установлен ст. 12.2 КоАП РФ («Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев).
Исключение составляют случаи приобретения автомобиля, когда новый собственник вправе управлять транспортным средством в течение 10 суток без регистрационных знаков.
Но как только транспортное средство было припарковано в отведенном для этого месте, эвакуация автомобиля на штрафстоянку становится невозможной. Таким образом, Правила дорожного движения позволяют автомобилю стоять припаркованным без наличия номерных знаков – запрещено только движение на таком автомобиле.
В каких случаях инспекторам дозволено эвакуировать автомобиль без номеров?
Здесь возможны две ситуации:
1) автомобиль без номерных знаков находится на платной парковке;
2) автомобиль без номерных знаков припаркован с нарушением правил остановки и стоянки транспортных средств.
В первом случае, право на эвакуацию автомобилей без номеров соответствующим службам дает специальный регламент, утвержденный 27 апреля Московской антитеррористической комиссией. Если номерной знак на автомобиле отсутствует, сотрудник АМПП, инспектирующий платную парковку, передает информацию в правоохранительные органы для дальнейшей проверки данного транспортного средства. Наряд полиции исследует машину и выносит решение:
— эвакуировать подозрительный объект (если установить владельца авто не удается, подозрительный автомобиль по решению антитеррористической комиссии могут эвакуировать)
— или досматривать на месте, и выписывает соответствующее постановление.
После чего, в худшем случае, эвакуатор все же увозит авто со всеми вытекающими в виде оплаты эвакуатора и штрафа если парковка была не оплачена, когда владелец все же объявится.
При этом автомобили эвакуируют только на две спецстоянки:
— Улица Южнопортовая, владение 37-А
— Проезд Энтузиастов, владение 3
В настоящее время депутатом Государственной думы РФ от ЛДПР Ярославом Ниловым направлен запрос в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить используемую столичными властями схему с точки зрения ее законности.
Мы также считаем, что эвакуация автомобилей без номеров с платной стоянки выходит за пределы установленные действующим законодательством, поскольку в ряде случаев владелец транспортного средства вправе не только оставлять автомобиль на стоянке без номерных знаков, но и передвигаться без них, имея все необходимые документы (в частности, как было указано выше, в течение 10 дней после приобретения автомобиля).
Если парковаться там, где стоянка запрещена (то есть во втором случае), машину могут эвакуировать независимо от того, есть на ней номера или их нет. Причём, в последнем случае у владельца могут возникнуть дополнительные трудности: в таких случаях автомобиль разыскивают только по марке и цвету, поэтому на поиск уходит гораздо больше времени, придется основательно побегать. Call-центру МАДИ владелец должен описать машину и указать, где она стояла. По модели и цвету ее попробуют идентифицировать.
Затем, скорее всего, назовут несколько адресов штрафных стоянок, на которых нужно отыскать авто. На этом злоключения не закончатся — придется доказывать, что автомобиль принадлежит именно вам, сверяя VIN-номера. Затем оплата эвакуации и штрафа за нарушение (за скрученные номера припаркованного авто в КоАП наказания не предусмотрено).
2. А можно эвакуаторщику морду набить? По-мужски. И пусть везёт себе … на здоровье …
Советуем основательно подумать перед тем, как действовать «по-мужски». Возможные негативные последствия могут оказаться гораздо серьезнее, чем Вы предполагаете, и, скорее всего, о Вашем желании «отвести душу» Вы впоследствии будете сожалеть.
Итак, оскорбленное (причем как словом, так и действием) должностное лицо, исполняющее свои обязанности по эвакуации авто, может запустить процесс, предусмотренный двумя статьями Уголовного кодекса РФ:
1) Статьей 318 (Применение насилия в отношении представителя власти), в соответствии с которой применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
2) Статьей 319 (Оскорбление представителя власти), в соответствии с которой публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением — наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Таким образом, настоятельно рекомендуем пытаться решать все возможные разногласия мирными средствами, а в случае, если это не даст желаемого результата, пользоваться правовыми средствами в разрешении конфликтных ситуаций.
3.Вопрос. Эвакуировали машину. Когда забирал обнаружил что один колесный диск имеет трещину, одна из пяти спиц лопнула. То есть перемещаться самостоятельно на таком колесе нельзя. Я указал это в протоколе осмотра, мне начали рассказывать, что для страховой этого достаточно, но, когда узнали, что машина без КАСКО — просто рассмеялись и сказали, что они ни за что сами платить не будут. В итоге приехала полиция, зафиксировали поломку, обул запаску, доехал до отдела полиции, написал заявление. Хотя и сотрудники полиции тоже смеялись, говоря, что со службы эвакуации пытаться что-то стрясти бессмысленно, что у них все схвачено… и в подтверждении этого через 2 недели пришло письмо «о закрытии дела за отсутствием состава преступления». Получается служба эвакуации может как угодно уродовать наши машины и никакой ответственности за это не несут?
Конечно, нет. Вопросы возмещения ущерба лицами, виновными в его причинении, регулируются и нормами гражданского права.
ИТАК, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ АВТОМОБИЛЬ ПОВРЕДИЛИ ПРИ ЭВАКУАЦИИ?
Действующее законодательство не содержит специальных норм, регулирующих вопросы возмещения вреда, причиненного в результате эвакуации транспортного средства.
Независимо от того, эвакуируется ли автомобиль, задержанный в установленном порядке, или эвакуация осуществляется на основании гражданско-правового договора, при причинении автомобилю вреда рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Зафиксируйте наличие повреждений автомобиля
Как только обнаружены повреждения транспортного средства (на месте происшествия или при осмотре автомобиля на специальной стоянке), необходимо обратиться в полицию по телефону 112 или 02 для фиксации обстоятельств происшествия (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ).
Телефон 112 является частью системы информационного взаимодействия и ликвидации чрезвычайных ситуаций дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, в том числе службы полиции (Постановление Правительства РФ от 16.03.2013 N 223). Телефон 02 — это номер диспетчерской службы полиции. Оба номера едины на всей территории РФ. Нужно учитывать, что у некоторых мобильных операторов могут отличаться способы набора телефона 02 (002, 102, 020 и т.д.).
Шаг 2. Обратитесь в полицию с заявлением
Необходимо письменно обратиться в территориальный отдел полиции с заявлением о факте причинения вреда автомобилю. Заявление подается в письменной форме, с подробным указанием всех известных обстоятельств происшествия. Факт подачи заявления подтверждается талоном-уведомлением, выдаваемым органами полиции. Сотрудники полиции обязаны принять и зарегистрировать ваше заявление (п. п. 23, 24 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736; ч. 4 ст. 144 УПК РФ).
Шаг 3. Получите решение органов полиции по результатам рассмотрения заявления
При отсутствии данных об умышленном причинении вреда транспортному средству при эвакуации выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. При наличии сведений об умышленном характере повреждений, а также в случае, если имуществу причинен значительный вред, возбуждается уголовное дело (ч. 1 ст. 167 УК РФ).
Примечание. Значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее 5 000 руб. (примечание 2 к ст. 158 УК РФ).
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела выносится в течение трех суток со дня поступления соответствующего сообщения. При этом в ряде случаев по ходатайству лица, проводящего проверку, указанный срок может быть продлен до 30 суток. О принятом решении сообщается заявителю (ч. 1, 3 ст. 144, ч. 1, 2 ст. 145 УПК РФ).
В случае возбуждения уголовного дела расследование осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
Шаг 4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела обратитесь к оценщику для оценки стоимости восстановительного ремонта.
Оценщиками являются физические лица — члены одной из саморегулируемых организаций оценщиков, застраховавшие свою ответственность. Оценка проводится на основании договора (ст. ст. 4, 9 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Перед оценкой проводится осмотр транспортного средства, на который рекомендуется пригласить представителей организации (индивидуального предпринимателя или иного лица), эвакуировавшей транспортное средство. Приглашение на осмотр рекомендуется делать посредством направления телеграммы с указанием даты, времени и места осмотра автомобиля не позднее чем за два-три рабочих дня до даты проведения оценки. Если представители организации не явятся, эксперт может осмотреть автомобиль без их участия.
Шаг 5. Предъявите требование о возмещении вреда организации (иному лицу), эвакуировавшей автомобиль.
В претензии укажите обстоятельства происшествия, сумму ущерба и требование возместить ущерб добровольно. Приложите отчет об оценке и документы, полученные в полиции по факту проверки вашего заявления. Если вы получили отказ от добровольного возмещения ущерба, обратитесь в суд с исковым заявлением.
Шаг 6. Подготовьте в суд исковое заявление о взыскании ущерба
В исковом заявлении следует подробно указать обстоятельства происшествия, последовательно описать ваши действия (обращение в полицию, оценка ущерба и т.д.), указать сумму ущерба, сумму дополнительно понесенных вами расходов (стоимость услуг оценочной организации, стоимость услуг юриста), а также меры, принятые вами с целью досудебного урегулирования спора, и ваши требования. К исковому заявлению необходимо приложить соответствующие документы, в том числе документ об уплате госпошлины (ст. ст. 131, 132 ГПК РФ). Госпошлина при подаче искового заявления о взыскании с ответчика ущерба (убытков) в размере понесенных истцом расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства и искового заявления о взыскании ущерба при повреждении транспортного средства в процессе эвакуации зависит от цены иска (размера ущерба) (пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
— Иски о взыскании с ответчика ущерба (убытков) в размере понесенных истцом расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства и иски о взыскании ущерба при повреждении транспортного средства в процессе эвакуации, в том числе осуществленной на основании ст. 27.13 КоАП РФ, следует предъявлять по общему правилу — по месту нахождения ответчика (ст. 28 ГПК РФ) в районный суд, если сумма ущерба превышает 50 000 руб., либо мировому судье, если сумма ущерба менее 50 000 руб. (ст. ст. 23, 24 ГПК РФ).
— Обращаем внимание, что с 01.01.2017 исковое заявление может быть подано в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде — в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, — посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 1.1 ст. 3 ГПК РФ в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ).
По результатам рассмотрения дела выносится решение и выдается исполнительный лист.
Для разрешения судебного спора вам может потребоваться квалифицированная юридическая помощь, стоимость которой в зависимости от сложности дела, суммы иска и иных факторов может оказаться существенной. В случае представления ваших интересов в суде может потребоваться нотариальная доверенность на представителя (ст. ст. 185, 185.1 ГК РФ; ч. 2 ст. 53 ГПК РФ).
Расходы на оплату услуг представителя суд может полностью или частично взыскать с ответчика в вашу пользу по письменному ходатайству (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ; п. п. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1).
Обращаем Ваше внимание на следующие существенные моменты.
Исковые требования
Если заявлено требование о взыскании ущерба при повреждении транспортного средства в процессе эвакуации, в том числе осуществленной на основании ст. 27.13 КоАП РФ:
Основное:
— о взыскании с ответчика ущерба в размере восстановительного ремонта (восстановительных работ) транспортного средства.
Дополнительные:
— о взыскании процентов за пользование денежными средствами вследствие их неправомерного удержания по ст. 395 ГК РФ;
— о взыскании расходов на услуги оценки или услуги экспертного осмотра и оценки;
— о взыскании расходов на оказание юридической помощи;
— о взыскании расходов по уплате государственной пошлины;
— о компенсации морального вреда.
Если заявлено требование о взыскании ущерба (убытков) при незаконном привлечении истца к административной ответственности с применением меры обеспечения производства по делу в виде эвакуации автомобиля:
Основное:
— о взыскании с ответчика ущерба (убытков) в размере денежных средств, уплаченных истцом за перемещение и хранение транспортного средства на специализированной стоянке.
Дополнительные:
— о взыскании расходов на оказание юридической помощи;
— о взыскании расходов по уплате государственной пошлины;
— о компенсации морального вреда.
• Предъявляя иск о взыскании ущерба при повреждении транспортного средства в процессе эвакуации, произведенной на основании ст. 27.13 КоАП РФ, истцу следует представить доказательства, которые объективно и бесспорно подтверждают, что между действиями ответчика по эвакуации и неблагоприятными последствиями в виде повреждения автомобиля истца имеется причинно-следственная связь. К таким доказательствам относятся, в частности:
— акты приема-передачи транспортного средства для перемещения и помещения на специализированную стоянку, в которых содержится опись внешних повреждений транспортного средства или имеется отметка об их отсутствии;
— акт выдачи истцу транспортного средства со специализированной стоянки, в котором отражены повреждения транспортного средства, отличающиеся от повреждений, перечисленных в актах для перемещения и помещения транспортного средства на специализированную стоянку;
— постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, согласно которому повреждения автомобиля появились в результате неаккуратных действий во время эвакуации автомобиля, неквалифицированной погрузки на эвакуатор или других действий при эвакуации.
Обратите внимание! Если при осмотре автомобиля на специализированной стоянке обнаружены его повреждения, рекомендуется незамедлительно обратиться в полицию с заявлением о факте причинения вреда транспортному средству и получить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 167 УК РФ или о возбуждении уголовного дела по этой норме. При этом тот факт, что при получении истцом автомобиля с территории специализированной стоянки протокол осмотра места происшествия о повреждении транспортного средства сотрудниками полиции в присутствии сотрудника ГКУ г. Москвы «АМПП» не составлялся, может увеличить шансы принятия судом решения в пользу ответчика (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.11.2015 по делу N 33-41358/2015).
— В отношении требования о компенсации морального вреда необходимо отметить следующее. По делам о взыскании ущерба при повреждении транспортного средства в процессе эвакуации имеются как прецеденты, когда суд удовлетворяет такое требование (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.10.2015 по делу N 33-22054/2015), так и примеры, когда суд отказывается компенсировать моральный вред, поскольку отсутствуют доказательства причинения истцу физических или нравственных страданий действиями ответчика, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.06.2015 по делу N 33-20112/2015). Учитывая наличие положительных решений, полагаем, что включение в перечень исковых требований требования о компенсации морального вреда по данной категории споров целесообразно.
— Задержание транспортного средства (далее по тексту также — эвакуация) относится к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении (п. 7 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ). Порядок применения этой меры установлен ст. 27.13 КоАП РФ.
В ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ приведен исчерпывающий перечень правонарушений, при совершении которых транспортное средство может быть задержано. В отдельную категорию дел следует вынести споры, связанные с причинением вреда транспортному средству (его повреждением) в процессе эвакуации. Причем эвакуация может осуществляться как на основании ст. 27.13 КоАП РФ, так и в добровольном порядке на основании гражданско-правового договора, заключенного с соответствующей организацией. Например, при ДТП, когда требуется перевезти поврежденное транспортное средство в конкретное место, или при поломке транспортного средства в дороге.
Большинство судебных споров в данной категории касаются ситуации, когда вред причинен транспортному средству при его эвакуации, проводимой по ст. 27.13 КоАП РФ. Так, транспортное средство может быть повреждено в результате действий водителя эвакуатора непосредственно при эвакуации автомобиля или в результате ДТП, произошедшего по вине водителя эвакуатора.
В подобных случаях истец-собственник транспортного средства может предъявить иск о взыскании ущерба организации, которая осуществляла эвакуацию. Если эвакуация проводилась по ст. 27.13 КоАП РФ, ответчиком обычно выступает организация, которая оказывает услуги по эвакуации транспортных средств в качестве подрядчика по государственному контракту, заключенному с Государственным казенным учреждением г. Москвы «Администратор Московского парковочного пространства» (далее — ГКУ г. Москвы «АМПП»). Суд может привлечь указанное учреждение к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Кроме того, в качестве соответчика по иску можно указать страховую компанию, в которой застрахована ответственность организации, осуществлявшей эвакуацию автомобиля истца.
По делам этой категории не предусмотрен обязательный (досудебный) порядок их разрешения. Однако предполагается, что до подачи иска в суд истец обращался в организацию, проводившую эвакуацию, с соответствующей претензией, и его требования не были удовлетворены ответчиком (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 26.10.2015 по делу N 33-39349/2015). Возможен вариант, когда ответчик выплатил истцу определенную сумму в счет возмещения ущерба, однако ее оказалось недостаточно для его возмещения в полном объеме, что и послужило основанием для обращения в суд (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 26.10.2015 по делу N 33-39348/2015).
Также до предъявления иска истец может обратиться за выплатой страхового возмещения в страховую компанию, в которой застрахован автомобиль истца или гражданско-правовая ответственность водителя (истца). Обычно страховые компании отказывают в выплате страхового возмещения, поясняя, что заявленное истцом событие не является страховым случаем. Истец может ссылаться на данное обстоятельство (отказ в выплате) в обоснование исковых требований (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 10.11.2015 по делу N 33-41358/2015, от 26.10.2015 по делу N 33-39348/2015).
С целью определить размер ущерба, причиненного транспортному средству в процессе эвакуации, до предъявления иска в суд истец, как правило, обращается в экспертную организацию или учреждение, которые выдают ему заключение или отчет об оценке с указанием стоимости восстановительного ремонта (восстановительных работ). В практике имеются случаи взыскания с ответчика ущерба в размере, указанном в заключении или отчете, если он не опровергнут ответчиком (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.10.2015 по делу N 33-22054/2015). Также можно представить суду акт калькуляции или другой аналогичный документ.
Если суд установит, что повреждение автомобиля истца произошло по вине сотрудника ответчика-организации, которая осуществляла эвакуацию, то решение принимается в пользу истца. Суд может взыскать сумму ущерба как с организации, которая осуществляла эвакуацию автомобиля истца (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 26.10.2015 по делу N 33-39348/2015), так и со страховой компании, в которой застрахована ответственность этой организации (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.06.2015 по делу N 33-20112/2015).
— По спорам о взыскании ущерба при повреждении транспортного средства в процессе эвакуации суд может взыскать с ответчика, помимо суммы ущерба, расходы по его оценке (расходы на проведение экспертного осмотра транспортного средства и его последующей оценки), а также проценты за пользование денежными средствами вследствие их неправомерного удержания по ст. 395 ГК РФ (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 26.10.2015 по делу N 33-39349/2015, от 10.06.2015 по делу N 33-20112/2015). В связи с этим истцу рекомендуется включить перечисленные требования в исковое заявление.
Для принятия решения в пользу истца при предъявлении иска о взыскании ущерба при повреждении транспортного средства в процессе эвакуации, осуществленной на основании ст. 27.13 КоАП РФ, необходимо доказать обстоятельства, указанные в таблице.
Для принятия решения в пользу истца при предъявлении иска о взыскании ущерба (убытков) в размере денежных средств, уплаченных истцом за перемещение и хранение транспортного средства на специализированной стоянке, необходимо доказать обстоятельства, указанные в таблице.