Место расположения знака шипы на заднем стекле автомобиля

Знак «Шипы»: обязателен или нет в 2022 году

Знак «Шипы»: обязателен или нет в 2022 году

Знак «Шипы» – изобретение давнишнее: эта «треуголка» вошла в обиход еще в девяностых годах прошлого века, когда шипованные шины перестали быть экзотикой, доступной исключительно для автоспортсменов, и начали появляться на гражданских автомобилях. Тогда знак, предупреждающий о том, что машина едет на шипах, был весьма актуален: он призывал водителей, двигающихся следом на всесезонках, соблюдать дистанцию – понятно ведь, что тормозной путь на льду на шипах заметно короче, чем на обычных покрышках.

Штрафы за отсутствие знака «Шипы»

В 2022 году такого штрафа не существует, ибо знак не является обязательным. Но если говорить об истории вопроса, то за отсутствие знака на обутой в «шипучку» машине инспектор имел право наказать. Весной 2017 года в «Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (это приложение к вышеозначенным «Основным приложениям»), появился пункт 7.15.1 – вот в нем как раз и говорится об отсутствии опознавательных знаков, которые должны быть установлены на машине. Это в полной мере касалось и знака «Шипы». И если на автомобиле его не было, то инспектор мог оштрафовать водителя по статье 12.5 КоАП ч. 1, которая сулит предупреждение либо штраф 500 рублей. Наклейка была значительно дешевле. Примечательно, что до 2017-го штрафов не было.

Могут ли знак «Шипы» снова сделать обязательным?

Об этом в 2020 году ратовали представители «Автодора». Все из-за того, что шипованная резина разрушает дорожное покрытие. Недаром в некоторых европейских странах она под запретом. И не только в теплых краях, но и скандинавских. В качестве альтернативы там используют шины с «липучкой».

Так вот «Автодор» и другие дорожные организации России просили возвращения знака. Чтобы водители, которые используют шипы не по сезону, начали получать штрафы. Но у медали две стороны: во-первых, злить очередными санкциями водителей, очевидно, не хотели. Во-вторых, нужно было тогда разрабатывать четкие критерии для определения сезонности резиным. Иными словами, с какого по какое число можно использовать «шипучку». Памятуя о том, что погода у нас постоянно преподносит сюрпризы, задача эта кажется почти бессмысленной. Поэтому знак «Шипы» к 2022 году так и не вернулся в разряд обязательных.

Отмена знака «Шипы»

До 8 декабря 2018 года правила дорожного движения обязывали устанавливать знак «Шипы» на все автомобили, оборудованные ошипованными шинами. Причем требование это существовало также давно, как и сами ПДД РФ, т.е. оно было введено в самой первой редакции — 23 октября 1993 года.

На практике водители не обращали особого внимания на установку знака до тех пор, пока 4 апреля 2017 года не был введен штраф за отсутствие знака шипы.

В данной статье рассматривается постановление правительства, которое в числе прочего отменяет обязательную установку знака «Ш» на автомобили.

Постановление Правительства об изменении ПДД

30.11.2018 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2018 г. №1414 «О внесении изменений в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090» официально опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

Дата вступления документа в силу — 8 декабря 2018 года.

Отмена знака «Ш»

8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:
.
«Шипы» — в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «Ш» черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы — 1/10 стороны) — сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины;

Итак, из основных положений исключается абзац, обязывающий устанавливать знак «Шипы».

Это обусловлено несколькими причинами:

  • Сам по себе знак «Ш» не несет никакого дополнительного смысла. То есть если перед Вами едет машина с этим знаком, то на Вашем вождении это никак не скажется. Вы просто будете знать, что у водителя есть шипованные шины. Примерно столько же информации несет надпись «Валера» на заднем стекле.
  • Если знак наклеен на заднее стекло автомобиля, то он загораживает обзор.
  • Многие водители не снимают знак «Шипы» летом. Действительно, нет никакого смысла заниматься отклеиванием и приклеиванием, когда можно просто оставить знак. Тем более что правила не запрещают устанавливать знак на автомобили с неошипованными шинами.

Более подробная информация об использование знака «Шипы» приведена в отдельной статье:

Установка знака Инвалид на автомобиль

«Инвалид» — в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета — спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов.

«Инвалид» — в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета — спереди или сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В этот пункт вносятся 2 важных дополнения:

  • Из правил исключаются упоминания о группах инвалидности, т.е. «льготами» для инвалидов смогут также пользоваться и инвалиды III группы.
  • Ранее правила дорожного движения требовали устанавливать на автомобили 2 знака «Инвалид» (спереди и сзади), однако новая редакция разрешает установить только один знак. Причем его можно установить либо спереди, либо сзади.

Примечание. Первая редакция рассматриваемого сегодня постановелния предполагала, что на автомобиле может использоваться только знак «Инвалид», выданный для индивидуального использования в установленном порядке. Однако в итоге от этого решили отказаться.

Дополнительную информацию о правилах для инвалидов Вы можете получить в этой статье:

Знаки, не действующие на автомобили инвалидов

  • 3.28 — 3.30 — на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, а также на такси с включенным таксометром;
  • 3.2, 3.3, 3.28 — 3.30 — на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид».
  • 3.28 — 3.30 — на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов, в том числе детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид», а также на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на такси с включенным таксометром;
  • 3.2, 3.3 — на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид»;

Для наглядности рассмотрим изменения в виде таблицы:

ЗнакиБылоСтало
Не распространяются на инвалидов I и II групп, детей-инвалидовНе распространяются на инвалидов I и II групп, детей-инвалидов
Не распространяются на инвалидов I и II групп, детей-инвалидовНе распространяются на инвалидов I, II и III групп, детей-инвалидов

Следует обратить внимание на следующие важные моменты:

  • Во-первых, не все транспортные средства с опознавательным знаком «Инвалид» будут иметь одинаковые «льготы».
  • Во-вторых, для инвалидов I, II групп и детей-инвалидов ничего не меняется.
  • В-третьих, инвалиды III группы смогут ставить автомобили в зоне действия знаков, запрещающих стоянку.

Примечание. Автомобили с инвалидами III группы также смогут останавливаться и на местах, выделенных для стоянки транспортных средств инвалидов:


Инвалидные коляски с двигателями

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Данный пункт приравнивает к пешеходам лиц, передвигающихся на любых инвалидных колясках, в том числе оснащенных двигателями.

Аналогичные изменения вносятся также и в пункт 4.1 Правил, регламентирующий движение пешеходов по дороге.

Меры предосторожности при ДТП

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.

Если у Вас есть мысли по поводу того, что этим пунктом хотели сказать законодатели, то напишите их в комментариях к этой статье.

Оформление ДТП без пострадавших

Еще одно изменение, которое будет рассмотрено сегодня, относится к оформлению ДТП без пострадавших:

2.6 1 . Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
  • не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

2.6 1 . Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.

Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.

Данное нововведение связано с тем, что с 1 июня 2018 года начали действовать новые правила самостоятельного оформления ДТП, которые рассмотрены в этой статье:

В целом пункт 2.6 1 стал короче. Однако это не означает, что водителям будет этот пункт проще понять. Обратите внимание на подчеркнутые слова документа.

1. Ранее в ПДД четко оговаривались условия, при которых можно оформить ДТП без участия сотрудников полиции. В новой редакции просто дается ссылка на «законодательство об ОСАГО». И это вызовет определенные трудности на практике.

Ведь среднестатистический водитель не знает законодательство наизусть. И в случае ДТП он в первую очередь обращается к книжечке ПДД. И каково же будет его удивление, когда в тексте он не найдет перечня условий. То есть водителю кроме самих правил придется возить с собой и закон «Об ОСАГО». В противном случае он не сможет узнать, как правильно оформить ДТП.

2. Еще одно важное изменение — водители могут ехать на пост ГИБДД только после того, как сообщат о ДТП по телефону. Обратите внимание, если сотрудник по телефону скажет, что ДТП следует оформить самостоятельно по европротоколу, то водители не смогут обратиться в подразделение ГИБДД для получения документов.

3. Из правил исключен пункт, который явно говорил о том, что при желании участники ДТП могут разобраться на месте. Тем не менее второй абзац обновленного пункта 2.6 1 подтверждает, что в некоторых случаях водители могут оставить место ДТП и это не будет нарушением.

4. Обновленный пункт также позволяет водителям самостоятельно оформить ДТП при наличии разногласий. Напомню, что такая возможность появилась в законе «Об ОСАГО» 1 июня 2018 года, однако до 8 декабря 2018 года правила дорожного движения требовали обратиться в ГИБДД при наличии разногласий. То есть противоречия в нормативных документах устранены.

Предъявление электронного полиса ОСАГО

Данное нововведение распространяется на водителей, которые приобрели полис ОСАГО через Интернет, то есть используют эОСАГО:

  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Суть нововведения состоит в том, что водитель может предъявить сотруднику ГИБДД распечатанный полис ОСАГО вместо оригинала полиса на специальном бланке страховой компании.

Внимание! Со 2 января 2020 года водитель также может предъявить электронный полис с экрана мобильного устройства. Этот вопрос рассмотрен в статье «Предъявление ОСАГО в электронном виде».

В завершение хочу еще раз напомнить, что рассматриваемый документ вступил в силу 8 декабря 2018 года. Начиная с этой даты можно снять с автомобиля знак «Шипы».

Полный текст обновленных правил дорожного движения Вы можете найти на этой странице:

Удачи на дорогах!

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Рекомендуем также прочитать: Условия оформления ДТП по европротоколу с 1 октября 2019 года Новый бланк извещения о ДТП (европротокола) с 1 июня 2018 года Оформление европротокола через мобильное приложение Условия самостоятельного оформления ДТП с 1 октября 2019 года Заполнение европротокола через приложение с 10 ноября 2019 года Изменения автомобильного законодательства в 2021 году

Индивидуальный знак инвалид выдаётся в одном экземпляре. По правилам «знака 8.17 черного цвета — крепиться спереди и сзади механических транспортных средств» . Как один знак прелепить в двух местах сразу?!

Игорь, возьмите обычный знак (не индивидуальный) и закрепите его в соответствии с законодательством.

Индивидуальный знак в настоящее время использовать не имеет смысла. Данный вопрос рассмотрен в этой статье.

Удачи на дорогах!

«Суть нововведения состоит в том, что водитель должен предъявить сотруднику ГИБДД распечатанный полис ОСАГО, а не оригинал полиса на специальном бланке страховой компании.»

Максим, вы неправильно поняли данное изменение. Водитель имеет право предъявить как оригинал полиса, выданный в страховой компании, так и распечатанную копию электронного полиса! Обратите внимание на слово «ИЛИ».

Алексей, спасибо за замечание! Информация в статье обновлена.

Удачи на дорогах!

А как инвалид третьей группы должен оформить свой статус, чтобы иметь право наклеить эти знаки? Раньше, вроде как, делалась отметка в СТС.

Знаки теперь в собесе выдаются. И там всё объяснят.

Законодатель, к сожалению, частенько использует расплывчатые формулировки, позволяющий двояко трактовать то или иное положение или правило. вот, к примеру, возьмем оформление ДТП без пострадавших:

«Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие. » — а что, по мнению законодателя, неподвижное ТС на полосе движения способно не создавать препятствие движению других ТС в этой полосе? Или имелось в виду, что такое требование касается тех случаев, когда попавшие в ДТП ТС перекрывают проезжую часть, предназначенную для движения в данном направлении, полностью?

Как по мне, ни правила, ни законы не должны допускать двоякого толкования

Алексей, инвалид III группы должен иметь при себе справку об установлении инвалидности. Этого будет достаточно, чтобы законно установить знак «Инвалид» на автомобиль.

Удачи на дорогах!

Максим к сожалению ты не прав если закон распространяется на всю матушку РОССИЮ то в Челябинской области конкретно г.Снежинск признают только индивидуальный знак .ВСнежинске их выдают два.

Николай, пункт 1.1 ПДД:

1.1. Настоящие Правила дорожного движения (в дальнейшем — Правила) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Если в Снежинске имеют место нарушения, то имеет смысл написать жалобу в местную прокуратуру.

Что нужно знать про знак «Ш»

Итак, День Х настал: снег выпал, пора переобуваться. Как пешеходам, так и водителям. И если у первых никаких проблем с законом не возникнет, то вторые рискуют оказаться в очень неприятной ситуации. С 4 апреля 2017 года в России действует новое требование к эксплуатации транспортных средств – знак «Шипы» на заднем стекле авто при наличии зимней шипованной резины. Разбираемся, что это за требование, зачем оно нужно и где достать эти злосчастные наклейки.

Первое и главное, что нужно усвоить относительно знака «шипы» — теперь он для всех обязательный. Согласно постановлению правительства № 333 от 24 марта 2017 года отсутствие знака «Ш» является неисправностью, при которой эксплуатация транспортного средства запрещена. Так что теперь, если у вас не будет заветной наклейки, инспектор ГИБДД сможет выписать вам штраф в размере 500 рублей согласно п. 2.5 ч. 1 КоАП — невыполнение условий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Но зачем это нужно? Дело в том, что тормозной путь у автомобиля на шипованной резине гораздо меньше, чем у автомобиля на летней. По замыслу правительства, знак позволит другим водителям учитывать этот фактор и держаться от вас на почтительном расстоянии, избегая вашей «неожиданно» резкой остановки. К тому же ситуации с отрывом шипов от резины – далеко не редкость, как может показаться на первый взгляд, и случаются они достаточно часто. Так что наклейка, опять же, укажет водителям на возможный «сюрприз» в лобовое стекло в случае, если они не будут соблюдать дистанцию.

Из этого следует, что при отсутствии знака «Ш» на заднем стекле другие водители не смогут точно рассчитать ваш тормозной путь (многие, впрочем, не смогут и со знаком). А значит в случае, если вам въедут в зад, инспектор, ни секунды не сомневаясь, признает вину обоюдной, как бы вы не пытались оправдаться необходимостью соблюдать дистанцию.

Появиться знак должен одновременно с самой шипованной резиной. Поскольку в России эксплуатация летней резины не рекомендуется с декабря по конец февраля, можно считать, что отсутствие знака в зимние месяцы гарантированно будет грозить вам разборками с ГИБДД. Впрочем, при использовании «липучки» никаких знаков клеить не нужно, как и не нужно отклеивать знак «шипы» летом – ответственности за его наличие при отсутствии шипованной резины не предусмотрено.

Требование новое, о котором, к тому же, знают далеко не все водители. Учитывая любовь откладывать всё на последний день, большинство водителей решили купить знак в последний момент – по пути на шиномонтаж. Но, увы, их ждал неприятный сюрприз: купить наклейки в Туле (да и в любом другом городе) практически невозможно. Наклеек на всех не хватает, ажиотажный спрос не позволяет обеспечить всех желающих знаками – товар откровенно дефицитный. Поэтому настоятельно рекомендуем вам потратить несколько часов и на предстоящих выходных поискать заветную «Ш» в «Роспечати», на почте, в супермаркетах, в автомобильных или строительных магазинах.

Если удача вам не улыбнется, помните — на худой конец, наклейку можно изготовить и самостоятельно. Только не забудьте, что и для него есть свой ГОСТ: стороны треугольника 200мм, ширина каймы 20 мм. В интернете есть множество необходимой информации по этому вопросу, есть и готовые шаблоны для печати. Благо, в Туле есть типографии на все случаи жизни, которые охотно вам помогут.

Кстати, неопытным водителям теперь также придется оповещать о своем стаже остальных участников движения. Если ваш стаж меньше двух лет, а на стекле нет знака «Начинающий водитель» — будьте готовы к штрафу. Аналогичные требования предъявляются к целому ряду знаков: «Автопоезд», «Перевозка детей», «Глухой водитель», «Учебное транспортное средство», «Ограничение скорости», «Опасный груз», «Крупногабаритный груз», «Тихоходное транспортное средство» и «Длинномерное транспортное средство».

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий