Досрочная пенсия водителям общественного транспорта
Водительские права есть у многих россиян. Однако профессиональных водителей среди них в сотни и даже в тысячи раз меньше. И речь идет не столько о навыках управления транспортом, сколько о профессии, на которой работает гражданин. Считается, что такая работа связана с повышенным риском для жизни и здоровья человека. А значит, пенсионное обеспечение «шоферам» должно назначаться на льготных основаниях. В этой статье разбирается пенсия водителей – кто именно и когда сможет выйти на заслуженный отдых, и какая помощь юриста в Москве может понадобиться.
- Основные моменты
- Какой транспорт дает право на льготу
- Какими документами подтверждается спецстаж
- Какая пенсия устанавливается
- Куда обращаться
Основные моменты
Льготная пенсия для профессионального водителя – относительное новшество для пенсионной системы РФ. Право на досрочную пенсию установлено в соответствии с 400-ФЗ, пп.10 п.1 ст. 30.
Но воспользоваться ранним выходом на покой могут далеко не все. Льготная пенсия водителям предоставляется при условии, если:
- накоплено минимальное количество баллов к моменту обращения за пенсией (16,2 в 2021 году, повышается до 30 баллов к 2025 году);
- гражданин управлял автобусом, троллейбусом или трамваем;
- накоплен общий страховой стаж в размере 25 лет (для мужчин) или в размере 20 лет (для женщин);
- гражданин был занят на регулярных перевозках по городским маршрутам;
- продолжительность специального стажа равна или превышает 20 лет (мужчины) и 15 лет (женщины);
- работодатель платил взносы в ПФР по дополнительным тарифам;
- по результатам специальной оценки устанавливают вредные условия труда.
Общеустановленный пенсионный возраст и его изменение в 2021 году на данную категорию водителей не распространяется. Если все условия соблюдены, гражданин может отправиться на заслуженный отдых. При этом возраст выхода на пенсию устанавливается в значениях:
- 55 лет для мужчин;
- 50 лет для женщин.
К юристу за консультацией обратился москвич Анатолий Л. Мужчина хотел воспользоваться специальными условиями выхода на досрочную пенсию и интересовался, может ли он обратиться за назначением пенсии, если общий стаж работы водителем составляет 27 лет, 19 из которых мужчина управлял автобусом на городском маршруте и 8 лет провел «за баранкой» школьного автобуса. Адвокат указал, что согласно положениям 400-ФЗ мужчине не хватает 1 года стажа работы на городском автобусе, троллейбусе или трамвае. Школьный автобус не относится к городскому маршрутному, а потому работа на нем в специальный стаж не засчитывается.
Льготная пенсия для водителей
Особенности льготной пенсии для водителей
Несмотря на наличие водительских прав у значительного количества граждан, мало кто может выступать в качестве профессионального водителя. Причем, речь идет не только о наличии определённых навыков, но и о работе на соответствующей должности. Принимая во внимание то, что в данном случае существует достаточно существенный риск для жизни человека, пенсионное обеспечение должно происходить на особых условиях. Принимая во внимание существование значительного количества юридических аспектов, необходимо обращать внимание, как на сами особенности назначения данной пенсии, так и на то, в каких случаях может понадобиться помощь юриста в Екатеринбурге.
Главные аспекты
Каждый адвокат по пенсионным вопросам может обратить внимание на то, что подобная разновидность была утверждена на законодательном уровне сравнительно недавно. Предоставление льготной пенсии водителям происходит при наличии следующих условий:
— накопление значительного количества пенсионных баллов при условии обращения за данной выплатой (к 2025 году данный показатель должен составлять 30 баллов);
— гражданин имеет значительный опыт управления автобусом, троллейбусом или же трамваем;
— произошло существенное накопление страхового стажа (для женщин данный показатель составляет 20 лет, а для мужчин – 25 лет);
— работодатель платил взносы на основании использования специализированных тарифов;
— на основании специально проведенной проверки было установлено, что деятельность в данном случае происходила исключительно во вредных условиях.
Также любой пенсионный юрист обратит внимание на то, что повышение пенсионного возраста не распространяется на данную категорию населения: женщины могут выходить на заслуженный отдых в 50 лет, а мужчины – в 55 лет.
При рассмотрении особенностей назначения данного пенсионного обозначения, необходимо обратить внимание на определенные случаи из практики. Например, к юристу обратился мужчина, который в течении длительного периода времени работал водителем. При этом в течении последних 5 лет он выполнял свои профессиональные обязанности в качестве водителя школьного автобуса. Таким образом, при общем подсчете стажа, было определено то, клиенту, для оформления специальной льготной пенсии не хватает еще 3 лет (это объясняется тем, что школьные автобусы не входят в категорию городского транспорта, а значит, отсутствует потребность в предоставлении соответствующей пенсии).
Если Вам нужна помощь квалифицированного юриста, тогда позвоните нам для получения первичной консультации:
Транспорт, необходимый для предоставления льготы
Изначально необходимо обратить внимание на то, что практически каждый юрист по пенсионным вопросам сталкивался с вопросами относительно того, какой именно транспорт должен использоваться для того, чтобы иметь возможность в дальнейшем оформить льготную пенсию. К наиболее значительным аспектам, которые должны приниматься во внимание в данном случае, принято относить:
— управление транспортным средством, пассажироемкость которых составляет, минимум, 8 человек;
— передвижение совершается исключительно по предварительно согласованному с властями маршрутом;
— соблюдение расписания и графика движения, которые были утверждены муниципалитетом;
— посадка и высадка пассажиров происходит исключительно в строго оговоренных местах.
При этом необходимо обратить внимание на то, что режим, на основании которого происходит движение не оказывает совершенно никакого влияния на получение дополнительного стажа, и, соответственно на возможность оформить льготную пенсию. При этом важно учитывать то, что человек должен более 80% всего времени работать на маршрутах городского транспорта.
Документы, необходимые для подтверждения спецстажа
Для того, чтобы иметь возможность оформить получение соответствующего обеспечения, необходимо обратить внимание на необходимость подачи соответствующего пакета документа:
— приказ о назначении на работу водителем, в котором будет акцентировано внимание на степени вредности;
— грамотно оформленные путевые листы;
— коллективные договора, ведомости на проведение комплекса оплаты, подтверждение наличия специального стажа.
Если Вам нужна помощь квалифицированного юриста, тогда позвоните нам для получения первичной консультации:
Особенности установления пенсии
Несмотря на то, что в данном случае основное внимание акцентируется на льготном возрасте, в данном случае существует множество аспектов, которые нужно принимать во внимание при назначении подобного типа пенсии. В целом, во внимание принимаются такие аспекты как основная сумма рассчитываемой пенсии, фиксированная сумма выплаты, пенсионные баллы, которые были насчитаны, а также сумма, в которую они оцениваются. В том случае, если водитель формировал и накопительную часть пенсии, он также может использовать и ее.
Куда обращаться за назначением пенсии
Первоначально необходимо подать в отделение Пенсионного фонда соответствующее заявление. Причем, сделать это можно как лично обратившись за помощью, так и при помощи специальных онлайн-сервисов. Также обращаться за помощью можно через доверенное лицо.
Какой транспорт дает право на льготу
В законе напрямую указано, что за работу на городском транспорте устанавливается досрочная пенсия. Водитель, соответственно, должен:
- управлять транспортным средством с числом пассажирских мест 8 и более;
- передвигаться по определенным и согласованным с властями маршрутам;
- соблюдать расписание и график движения, утвержденный муниципалитетом;
- сажать и высаживать пассажиров в предусмотренных маршрутом и ПДД местах;
- миновать все контрольные пункты по маршруту следования.
При этом режим движения транспорта не оказывает влияния на исчисление льготного стажа. Транспорт может работать в экспрессном, полуэкспрессном или обычном режиме. Главное, чтобы более 80% рабочего времени водитель работал именно на городском маршрутном транспорте. Следовательно, на льготную пенсию могут рассчитывать водители пригородных автобусов, если не менее 80% маршрута приходится на городские перевозки.
Записки фельдшера
Обращаются к Вам коллектив МУЗ «Станции скорой медицинской помощи» г. Комсомольска-на-Амуре. С 2008 года обращались во все инстанции местного самоуправления: главе города, главному прокурору, начальнику горздравотдела, министру здравоохранения Хабаровского края с просьбами организовать нашу работу в соответствии с законами
вынуждают работать с грубейшими нарушениями трудового законодательства РФ и Конституции РФ непосредственно руководство МУЗ «ССМП» и настоящим учредителем по Уставу — администрацией г.
Какими документами подтверждается спецстаж
Документальное подтверждение права на досрочный выход на покой необходимо для определения, распространяется ли досрочная пенсия водителей автобусов на заявителя. К подтверждающим документам относятся:
- приказ о назначении на работу водителем, с указанием конкретных условий (водитель регулярного городского транспорта и т.п.);
- путевые листы, которые являются неотъемлемой частью «бюрократии» пассажирских транспортных предприятий;
- коллективные договоры, ведомости на оплату и прочие документы, подтверждающие фактический спецстаж и содержащие полезные для ПФР сведения.
Законодательство в медицине
В силу специфики отрасли многие вопросы, касающиеся урегулирования трудовых правоотношений в здравоохранении, вызывают массу вопросов у проверяющих, да и у самих работников здравоохранения. Одним из таких вопросов является предоставление работникам дополнительных отпусков в зависимости от занимаемой должности или типа учреждения, в котором они работают.
Один из вопросов, который возникает у работников кадровых и экономических служб органов управления и учреждений здравоохранения, а также у различных проверяющих, — сохраняется ли порядок предоставления трехдневного дополнительного оплачиваемого отпуска таким работникам, как участковые врачи-терапевты, педиатры, персонал выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи и т.
Какая пенсия устанавливается
Несмотря на льготный возраст обращения за пенсионным содержанием, гражданину устанавливается страховая пенсия, аналогичная пенсии по старости. Следовательно, расчет размера ежемесячного содержания страховой пенсии производится исходя из накопленных пенсионных баллов. Формула довольно простая:
П = ФВ + ИПК х Сипк
- П – рассчитываемая пенсия;
- ФВ – фиксированная выплата в размере 5 334,19 руб. (в ценах 2019 года);
- ИПК – пенсионные баллы, начисленные гражданину за работу;
- Сипк – цена 1 пенсионного бала, установленная на 2021 год в размере 87,24 руб.
Если водитель формировал накопительную часть пенсии, он также сможет также претендовать на ее получение. Законодательством предусмотрено несколько вариантов ее получения:
- Пожизненного – сумма накоплений разделяется на ожидаемый период выплат (252 месяца в 2021 году, 258 месяцев с 2021 года);
- Срочно – сумма разделяется на определенное количество месяцев (но не менее 120);
- Единовременно – если накоплена незначительная сумма, которая при срочной выплате составила бы 5% и менее от назначаемой страховой пенсии.
Отдых работника при смене 24 часа
Есть организации и предприятия, в которых работники работают посменно, причем график сменности бывает сутки через трое, а рабочая смена составляет 24 часа. Многие задаются вопросом: «Полагаются ли мне перерыв и отдых для сна? Какова должна быть их продолжительность?» Давайте попробуем разобраться, какой же должен быть отдых работника при смене 24 часа.
Согласно ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Куда обращаться
Выход на пенсию водителей общественного транспорта осуществляется путем подачи в ПФР соответствующего заявления. Обратиться за назначением пенсионного содержания можно:
- лично, в Клиентскую службу Фонда;
- через МФЦ;
- через интернет, на едином портале государственных услуг или на сайте ПФР.
Законодательством допускается обращение за пенсионным содержанием через доверенное лицо. Представитель, подающий заявление от имени водителя, обязан предоставить удостоверение лично и должным образом составленную и заверенную доверенность.
В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.
Отпуска работникам скорой помощи
Я работаю в скорой помощи фельдшером по приему вызовов с суточным графиком работы. Не могу найти нормы отдыха в рабочее время, т.е. сколько времени мне можно отдыхать и через какие промежутки времени работы за время рабочих суток?
Нормы перерывов для отдыха в рабочее время определены в Трудовом кодексе РФ, статье 108 «Перерывы для отдыха и питания». Здесь сказано, что в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
С 1 июня в Петербурге будет работать меньше бригад скорой помощи
С 1 июня в Петербурге ежедневно будут выходить на линию меньшее количество бригад «Скорой помощи», чем обычно. Об этом с возмущением сообщили «Доктору Питеру» читатели от имени сотрудников ГССМП. Чем вызвано сокращение машин и с какой целью оно проведено, объясняет заместитель главного врача ГССМП Леонид Ушаков.
— Леонид Васильевич, нам пишут: «Приказом комитета по здравоохранению с 1 июня в СПб сокращает 32-35 машин скорой! Это же геноцид.
Разъяснило некоторые нюансы оплаты труда водителей выездных бригад.
Оплата труда водителя, работающего в выездной бригаде территориального медицинского объединения центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, осуществляется в соответствии с приказом Минтруда и Минздрава «Об упорядочении условий оплаты труда работников учреждений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения» (далее
В штатных расписаниях должностные оклады (тарифные ставки) работникам устанавливаются с учетом повышений. В соответствии с пп. 2.4.4 Условий, водителям санитарных автомобилей месячные тарифные ставки (оклады) повышаются на 20%. Перечень автомобилей, отнесенных к санитарным, утвержден приказом Минздрава от 02.10.2000 г. № 232. Согласно этому перечню, к спецсанитарным транспортным средствам относятся: скорая медицинская помощь; неотложная медицинская помощь; реанимационный; оперативный медицины катастроф; оперативно-спасательный чрезвычайных ситуаций; специальные перевозки (трупов, анатомических материалов).
Как указано в пп. 4.5.3 Условий, водителям устанавливается ежемесячная надбавка за классность к тарифной ставке (окладу) в следующих размерах:
- водителям II класса — 10%;
- водителям I класса — 25%.
Такая надбавка устанавливается за фактически отработанное водителем время к тарифной ставке (окладу), определенного в соответствии с пп. 2.1–2.2 Условий, без учета повышения за управление санитарным транспортом.
В случае если водитель работал в ночное время (с 22.00 до 06.00) производится доплата в размере 50% часовой тарифной ставки за каждый отработанный час в ночное время. Перечень должностей и подразделений, за работу в которых производится указанная доплата, утверждается руководителем учреждения по согласованию с профсоюзом. Доплата за работу в ночное время начисляется на должностной оклад с учетом повышения.
В соответствии с пп. 3.4.4 Условий, руководители учреждений по согласованию с профсоюзом могут устанавливать ненормированный рабочий день для водителей легковых и санитарных автомобилей, автомобилей скорой помощи с доплатой 25% тарифной ставки за отработанное время. Доплаты устанавливаются к должностному окладу с учетом повышения.
Работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени водителю в повышенном размере не оплачивается, а компенсацией за ненормированный рабочий день является предоставление дополнительного отпуска продолжительностью до 7 к. д. по списку должностей, работ и профессий, определенных колдоговором.
Поэтому для водителей, которые задержались на выезде и отработали свыше нормальной продолжительности рабочего времени, применяется такой вид компенсации, как доплата к тарифной ставке (окладу) за ненормированный рабочий день. Доплата за ненормированный рабочий день не может предоставляться водителю выездной бригады, для которого в соответствии со ст. 61 введен суммированный учет рабочего времени.
На досрочное установление страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда имеют право водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Социальный пакет
1. Выплата заработной платы работнику по месту выполнения им работ либо перечисления на указанный работником счет в банке каждые полмесяца в сроки, указанные в коллективном договоре.
2. Оплата больничного листа в зависимости от страхового стажа работы, но не более максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, предусмотренного законодательством.
3. Предоставление ежегодных оплачиваемых очередных отпусков:
- всем работникам ГУП «Мосгортранс» — 28 календарных дней;
- инвалидам, работникам ВМО — один календарный месяц;
- молодежи до 18 лет — 31 календарный день;
- педагогическим работникам — до 56 календарных дней в зависимости от стажа.
4. Предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков с оплатой 100% среднего заработка, в том числе:
- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда — 12 рабочих дней в расчете на 6-дневную рабочую неделю водителям автобусов и электробусов регулярных пассажирских маршрутов;
- работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- за ненормированный рабочий день.
5. Предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением (при получении образования соответствующего уровня впервые) в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и успешно обучающихся в этих учреждениях.
6. Выплата стипендии ученикам водителей автобуса и электробуса в период обучения.
7. В поощрение работникам, внесших большой личный вклад в достижение положительных результатов хозяйственной деятельности, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
- выплачиваются денежные премии;
- вручаются нагрудные знаки, почетные грамоты, дипломы;
- лучшие работники заносятся на Доску почета;
- другие поощрения.
8. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации.
9. Предоставление пенсии на льготных условиях за работу на регулярных городских пассажирских маршрутах водителям автобусов и электробусов, работающим на регулярных городских пассажирских маршрутах при достижении возраста:
- мужчинами — 55 лет (при стаже работы 20 лет);
- женщинами — 50 лет (при стаже работы 15 лет).
10. Предоставление льготной пенсии отдельным категориям работников согласно Списку № 2 производств, работ, профессий с вредными и (или) опасными условиями труда.
11. Проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров водителей и работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.
Дополнительные социальные льготы и льготы, предусмотренные иными соглашениями, локальными нормативными актами
12. Приобретение проездных документов на наземный пассажирский транспорт (автобус, электробус, трамвай).
13. Оплата путевок (из средств предприятия, фонда развития социальной сферы, горкома профсоюза и средств филиалов) в летние оздоровительные лагеря (ведомственные) в размере до 90% от их стоимости.
14. Организация для работников горячего питания на конечных станциях (где это предусмотрено маршрутным расписанием) и в столовых на территории филиалов.
15. Частичная или полная оплата путевок на базы отдыха и в пансионат с лечением ГУП «Мосгортранс» в пределах имеющихся средств.
16. Полная оплата путевок на санаторно-курортное лечение для работников предпенсионного и пенсионного возраста.
17. Частичная или полная оплата путевок на отдых, экскурсии, посещение культурно-массовых и спортивных мероприятий, проведение корпоративных вечеров отдыха в пределах имеющихся средств.
18. Обеспечение корпоративной одеждой контролеров пассажирского транспорта и водителей, работающих на регулярных городских (пригородных) пассажирских маршрутах, на заказных и школьных перевозках.
19. Обеспечение детей и внуков работников бесплатными билетами на детские новогодние представления или новогодними подарками.
Досрочное назначение пенсий водителям автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах
К одной из профессиональных категорий граждан, имеющих право на досрочное установление страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, относятся граждане, работающие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Мужчины по достижении 55 лет и женщины 50 лет приобретают право на получение пенсии, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет — соответственно для мужчин и женщин.
Досрочная пенсия таким работникам назначается, если они постоянно в течение полного рабочего дня осуществляют перевозки на регулярных городских маршрутах. К данному виду перевозок относятся регулярные маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), выполняемые автотранспортными средствами с двигателем, предназначенным для перевозок пассажиров с числом мест для сидения (помимо водителя) более 8.
К регулярным пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. В этом случае автобус должен отправляться в рейс по расписанию, своевременно следовать через все промежуточные контрольные пункты и прибывать на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений. Указанные сведения могут содержаться в таком документе, как паспорт на маршрут. В паспорте на маршрут указана вся информация, которая свидетельствуют о принадлежности маршрута к регулярному городскому (в черте города) или же к маршруту, не относящемуся к таковому, например, пригородный маршрут.
Работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным, обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы. При этом правом на льготное пенсионное обеспечение такие водители будут пользоваться только при условии документального подтверждения постоянной и полной занятости (не менее 80% рабочего времени) на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Водитель приступает к работе на основании путевого листа. Формы путевых листов, в том числе для автобусов, разработаны и утверждены Госкомстатом. На оборотной стороне путевого листа имеются реквизиты для заполнения: время отправления (по графику и фактически) и время прибытия (по графику и фактически), на основании которых можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц. Рейс считается выполненным без нарушения расписания, если автобус отправился в рейс точно по расписанию, своевременно проследовал все промежуточные контрольные пункты и прибыл на конечный пункт маршрута по расписанию с учетом допустимых отклонений. По данным путевых листов считывается отработанное время водителя.
При отсутствии путевых листов как документа, на основании которого можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц, необходимо представить справки с предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
Стоит учесть, что маршрутные таксомоторные перевозки не относятся к регулярным пассажирским перевозкам, а являются специальными, так как для них не устанавливается регулярность. В этой связи водителям автобусов, работающих в режиме маршрутных таксомоторных перевозок, оснований для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение не имеется.
Не имеют права на пенсионные льготы водители, работающие на пригородных, междугородних, специализированных маршрутах, а также водители, выполняющие заказные перевозки пассажиров по маршрутам, не относящимся к регулярным городским, либо водители ведомственного транспорта, осуществляющие перевозку работников предприятия.
Размер досрочной трудовой пенсии по старости работникам автомобильного транспорта определяется по общим правилам. Он зависит от продолжительности общего трудового стажа и заработка до 1 января 2002 года, общей суммы страховых взносов, поступивших в ПФР за застрахованное лицо после 1 января 2002 года на лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования.
Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, в том числе водителям автобусов, троллейбусов, трамваев, занятым на регулярных городских пассажирских маршрутах, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011г. № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости «.