Кто виноват при въезде в открытую дверь автомобиля

Содержание

ДТП с открытой дверью: кто виноват и работает ли ОСАГО в этом случае?

Автомобиль останавливается. Распахивается дверь. И вдруг эту самую дверь бьет другая машина. Подобные случаи довольно часты. А значит, возникающие по этому поводу вопросы весьма актуальны. В свою очередь, вопросы довольно серьезные. Кого признают виновным в столкновении: открывшего дверь или в нее влетевшего? Работает ли страховка ОСАГО в этом случае? А как оформить такое происшествие? Ответы на эти и другие вопросы узнаете прямо сейчас.

С чего начнем? Конечно же, с начала. В представленном перечне вопрос «А как оформить такое происшествие?» можно считать первостепенным. Однако для правильного ответа следует, как говорится, пойди дальше и копнуть глубже. А именно — выяснить, является ли случившееся дорожно-транспортным происшествием, либо же речь идет о банальном повреждении имущества. Вот с этого и начнем.

Что такое ДТП

Понятие дорожно-транспортного происшествия четко прописано в главном нормативно-правовом документе для каждого водителя — Правилах дорожного движения. Согласно пункту 1.2 ПДД, дорожно-транспортным происшествием признается событие с участием двигавшейся по дороге машины, обернувшееся ранением или гибелью людей либо имущественным ущербом.

Это определение подтверждается и Федеральным законом № 196-ФЗ (Законом о безопасности дорожного движения) от 10 декабря 1995 года, статья 2 которого содержит абсолютно такую же формулировку.

Получается, что речь идет о ДТП, если:

  • одна машина ехала, а вторая стояла с распахнутой дверью, что и стало причиной аварии;
  • в результате инцидента пострадали люди и (или) имущество.

Другими словами, если автомобиль стои́т, затем открывается дверь, которая царапает (или которую царапает) проезжающий транспорт — это однозначно ДТП.

Но ситуации бывают разные. Случается, что обе машины, ставшие участниками аварии, никуда не двигались. То есть водитель или пассажир одного автомобиля распахнул дверь и задел другое авто. Таким образом, речи о движении транспортного средства нет. А оно, это самое движение, указано ранее как один из ключевых факторов ДТП. И получается, что подобная ситуация не является дорожно-транспортным происшествием.

Однако так получается отнюдь не всегда. И чтобы это оценить по достоинству, давайте снова обратимся к Правилам дорожного движения.

Прежде всего, речь о термине «дорожное движение». Согласно пункту 2 ПДД, дорожным движением называют любые общественные отношения, возникающие в ходе пассажирских и грузовых перевозок по дорогам. А доро́гой, согласно тому же пункту 2 ПДД, является любое покрытие, предназначенное для движения транспорта.

В соответствии с Правилами дорожного движения, двигающиеся по дорогам транспортные средства останавливаются перед светофорами и пешеходными переходами, для высадки/посадки пассажиров, погрузки и разгрузки. А еще часто и подолгу могут простаивать в пробках. Всё это происходит на дорогах. И всё это называется технической остановкой транспортного средства.

Так вот. Если в процессе такой остановки у стоящей машины открывается дверь, которая царапает другую машину, то подобное событие также является дорожно-транспортным происшествием, ибо в этом случае обе машины являются участниками дорожного движения.

А теперь выясним, кто будет виновен в ДТП с участием двери: открывший ее либо в нее врезавшийся. И снова можно сказать о том, что обстоятельства бывают разные. И виновники — тоже.

Дверь царапает стоящую машину

В этой ситуации виновником призна́ют того, кто открыл дверь. Хотя конкретные обстоятельства также различаются. Вот ряд примеров.

Ситуация первая. На светофоре либо в дорожной пробке стоят два автомобиля. Вдруг распахивается дверь и царапает рядом стоящую машину. Напомним, что в этом случае оба транспортных средства являются участниками дорожного движения, поэтому случившееся — это ДТП. Виновником призна́ют того, кто открыл дверь. Заметим, что событие возникло в момент технической остановки. Это значит, что пункт 12.7 ПДД, запрещающий создавать помехи открытием двери при обычной остановке или стоянке, тут не действует, поэтому санкция по части 1 статьи 12.19 Административного кодекса, предусматривающая штраф 500 рублей, не применима.

Ситуация вторая. Открывшаяся дверь царапает соседнее авто на парковке. Виноват тот, кто распахнул дверь. Впрочем, никакой технической остановки тут нет, поэтому случившееся не является дорожно-транспортным происшествием. В этой ситуации фиксацией обстоятельств и нанесенного ущерба занимается уже участковый, а не инспекторы ГИБДД.

Ситуация третья. На движущемся автомобиле пассажир, не дождавшись остановки, открывает дверь, которая бьет стоящий автомобиль. Это совершенно точно ДТП. Виновником становится пассажир, поскольку он нарушил пункт 5.2 Правил дорожного движения, запрещающий открывать двери на ходу. И формально ему грозит штраф 300—500 рублей по статье 12.17 Административного кодекса, однако в реальности по ней привлекут только в случае умышленного причинения вреда, что нужно еще доказать (ну, или пассажир сам это признает). Впрочем, подобное обстоятельство не отменяет обязанности пассажира возместить причиненный вред, как это предписано статьей 1064 Гражданского кодекса.

В изложенных выше ситуациях аварии происходят при открытии двери только одного автомобиля. Но бывает и так, что двери распахиваются у двух машин одновременно. Причем оба транспорта в этот момент стоя́т. Получается, что машины ударились в буквальном смысле дверями. Здесь вина обоюдная. И это не ДТП. И схема возмещения ущерба тут максимально простая: взаимная оплата расходов на ремонт.

Мы рассмотрели случаи, когда распахнутая дверь царапает другое авто. А теперь посмотрим на эти события с другой стороны: открытую дверь стоя́щей машины бьет проезжающий мимо транспорт.

Открыл дверь и получил

Такой случай более традиционный. Не сказать, что более частый, но более традиционный. В том смысле, что речь идет о двери автомобиля как очевидной помехе. Другими словами, открытая дверь мешает проезду остальных машин.

Здесь виновником также является тот, кто открыл дверь, ибо такие действия нарушают пункт 12.7 ПДД. Нужно уточнить, что речь идет о внезапном открытии двери. И водители других автомобилей просто не успевают среагировать, поскольку не могли предвидеть столь внезапной помехи на дороге.

Поэтому открывшего дверь однозначно призна́ют нарушителем. И многочисленная судебная практика (например, дело № 1123/2019 от 16 июля 2019 года) подтверждает наши выводы.

Впрочем, бывает, что дверь открылась не только что, а довольно давно. И в таком виде машина стои́т уже продолжительный срок. А потом вдруг дверь подвергается «атаке» другого транспортного средства. И тут уже вина водителей может быть обоюдной.

Очевидно, в этой ситуации виноват водитель машины, у которой была открыта дверь, поскольку такое транспортное средство явно мешает другим участникам движения, нарушая тем самым пункт 12.7 Правил дорожного движения.

В то же время, виноват и водитель машины, протаранившей открытую дверь. Почему? Потому что не соблюдал боковой интервал, нарушив тем самым пункт 9.10 ПДД. За это частью 1 статьи 12.15 Административного кодекса предусмотрено финансовое наказание в размере 1500 рублей.

Впрочем, практика по таким эпизодам в подавляющем большинстве случаев склоняется к обвинению лишь одного участника — водителя «распахнутой» машины. И такому водителю, создавшему помехи другим автомобилям, грозит штраф 2000 рублей (согласно части 4 статьи 12.19 Административного кодекса), если это случилось в регионе; на территории Москвы и Санкт-Петербурга санкция возрастает до 3000 рублей (в соответствии с пунктом 6 статьи 12.19 КоАП).

Правда, есть шанс оспорить штрафное постановление, доказав, что дверь была открыта длительное время и на протяжении всего этого периода не мешала транспорту двигаться. Неценимую помощь тут могут оказать видеозаписи с камер наблюдения и, конечно, свидетельства очевидцев. В теории нельзя исключать и заявления самого́ «въехавшего» водителя о том, что именно он «не углядел». Однако в реальности вероятность такого раскаяния ничтожно мала.

Взаимоотношения с мотоциклистами и велосипедистами

Речь о том, что при столкновении автомобилей из-за распахнутой двери ущерб, как правило, имущественный, а вот авария с участием велосипедистов (самокатчиков, мотоциклистов) чревата более тяжелыми последствиями, поскольку они рискуют своим здоровьем.

Учитывая это обстоятельство, давайте рассмотрим типичные случаи и выясним, кого призна́ют виновным.

Ситуация первая. В открытую дверь влетает велосипедист. Нарушитель — тот, кто открыл дверь. И он обязан возместить ущерб, причиненный здоровью пострадавшего. И если виновником стал водитель, то его страховая компания в рамках ОСАГО оплачивает расходы на лечение. А в том случае, когда дверь открыл пассажир, то именно он и будет платить велосипедисту — согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса.

Ситуация вторая. Виновником наезда признан велосипедист, нарушивший ПДД. Однако при столкновении он получил травмы. В такой ситуации у водителя все равно появляется обязанность по возмещению ущерба здоровью велосипедиста, поскольку автомобиль, согласно статье 1079 Гражданского кодекса, — это источник повышенной опасности (а велосипед таковым не является). Опять же, если автомобилист заключил договор ОСАГО, то возмещать ущерб будет страховая компания. Если нет, то платить придется из своего кошелька. К слову, в такой ситуации у водителя есть право требовать от велосипедиста возмещения ремонта поврежденного автомобиля — в добровольном или судебном порядке.

Повторимся, что вина в подобных случаях может быть обоюдной. Открывший дверь авто поплатится за помехи, созданные остальным участникам движения, в том числе велосипедистам, самокатчикам и мотоциклистам. Они же, в свою очередь, могут быть привлечены за езду между рядами (несоблюдение пункта 9.7 ПДД) и другие нарушения Правил дорожного движения.

Ваши действия при аварии с открытой дверью

Они совершенно аналогичны любому «бездверному» дорожно-транспортному происшествию. И потому порядок действий четко известен — он прописан пунктами 2.5–2.6.1 ПДД.

Итак, в случае ДТП с открытой дверью вы:

  • немедленно останавливаете машину (если в момент аварии она двигалась);
  • ставите авто на «аварийку» и выставляете «треугольник» (красно-оранжевый знак аварийной остановки);
  • при наличии пострадавших оказываете им помощь, затем вызываете скорую и ГИБДД (в экстренных случаях доставляете в больницу на собственном транспорте, после чего сразу возвращаетесь к месту аварии);
  • фиксируете место ДТП — делаете фото и видео таким образом, чтобы видны были светофоры, знаки, дорожная разметка и вывески;
  • пробуете отыскать очевидцев и найти видеозаписи камер наблюдения;
  • дожидаетесь приезда сотрудников Госавтоинспекции либо участкового (в зависимости от характера происшествия).

Как правило, в случае мелких ДТП участники могут не вызывать наряд, а, составив схему происшествия и подписав ее, самостоятельно отправиться к ближайшему посту ДПС или отделению ГИБДД для оформления. К таким мелким ДТП относятся, помимо прочего, аварии с открытой дверью.

Можно ли воспользоваться европротоколом для оформления аварии?

Да, но только в определенных случаях.

Согласно статье 11.1 Закона об ОСАГО (Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года), упрощенным порядком оформления ДТП (иначе именуемым европротоколом) участники аварии вправе пользоваться в том случае, когда одновременно соблюдаются несколько условий:

  • столкнулись только два транспортных средства (не меньше и не больше);
  • оба участника происшествия имеют страховку ОСАГО (таким образом, велосипедисты и самокатчики отпадают);
  • сумма ущерба не превышает 100 000 рублей, а если участники не имеют разногласий по обстоятельствам аварии, то возможная компенсация вырастает до 400 000 рублей.

Повторимся: только при одновременном выполнении указанных выше условий можно заполнить европротокол (извещение о дорожно-транспортном происшествии) и не вызывать ГИБДД.

К слову, если дверь была открыта пассажиром, то оформление европротокола также невозможно. Точнее, это невозможно при наличии у пассажира полиса ОСАГО на другую машину, поскольку гражданскую ответственность в отношении этого автомобиля он не застраховал. Поэтому страховщик не будет возмещать за него ущерб.

А теперь о страховых случаях — подробнее.

Авария с дверью: это страховой случай?

В общем, да. Но исключения тоже есть.

Напомним, что, в соответствии со статьей 1 Закона об ОСАГО, страховым случаем признается ситуация, когда страховщик обязан возместить ущерб, который причинил клиент при использовании транспорта.

Эта же статья поясняет, что под использованием транспорта понимается его эксплуатация, в ходе которой машина ездит по дорогам и прилегающим территориям.

В то же время пунктом 12 Постановления Пленума Верховного суда № 58 от 26 декабря 2017 года отмечено, что ездой на машине ее эксплуатация не ограничивается — она включает в себя и сопутствующие действия, которые связаны с ездой.

Кроме того, вспомним пункт 1.2 ПДД, где дорожным движением называют любые общественные отношения, возникающие в ходе пассажирских и грузовых перевозок по дорогам.

Теперь переводим всё вышеизложенное с юридического на русский. И заключаем, что дверь авто, открытая для высадки или посадки пассажира, также является элементом дорожного движения. Следовательно, авария с открытой дверью является страховым случаем.

Такой вывод совершенно справедлив, однако не лишен исключений. Бывает, что причина распахнутой двери — мощный ветер. И подобная ситуация оказывается неожиданностью не только для проезжающих автомобилистов, но и для водителя «распахнутой» машины.

Впрочем, вне зависимости от степени удивления, удар открытой ветром дверью — это уже не страховой случай. Да, водитель не виноват, пассажир тоже ни при чем — во всем виновата природная стихия. И вот потому, что вины водителя как клиента страховой компании нет (а следовательно, нет и страхового случая), страховщик на законных основаниях откажется компенсировать ущерб. И тогда возмещение ущерба производится потерпевшим через суд — на основании статьи 1064 Гражданского кодекса.

Еще раз о штрафах

В заключение озвучим законодательные санкции, которыми чреваты дорожно-транспортные происшествия с участием открытой двери.

Отметим, что ответственность грозит не за аварию как таковую, а за нарушение Правил дорожного движения со стороны водителей и пассажиров. И размер такой ответственности напрямую связан с последствиями ДТП.

Когда водитель, остановившись, собственноручно открывает дверь, которую затем бьет другое транспортное средство, то он раскошеливается на 3000 рублей, если ДТП случилось на территории Санкт-Петербурга или Москвы (согласно части 6 статьи 12.19 КоАП), либо выплачивает государству 2000 рублей, если авария произошла в любом другом регионе страны (в соответствии с частью 3 статьи 12.19 Административного кодекса).

Если в ситуации выше дверь открыл пассажир, то ему грозит 500-рублевый штраф согласно части 1 статьи 12.19 КоАП (впрочем, может отделаться и предупреждением, хотя это маловероятно) либо финансовое наказание в размере 1000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.30 Административного кодекса.

В случае причинения легкого вреда здоровью виновника ждет «вилка» наказаний: от штрафа 2500–5000 рублей до лишения прав на 12–18 месяцев согласно части 1 статьи 12.24 Административного кодекса.

Если пострадавшему причинен вред средней тяжести, наказание также может быть двояким: от штрафа 10 000–25 000 рублей до лишения прав на полтора-два года в соответствии с частью 2 статьи 12.24 КоАП.

В том случае, когда «дверная» авария поставила под угрозу жизнь пострадавшего или привела к его смерти, виновник подлежит ответственности уже по Уголовному кодексу. Согласно статье 264 УК, диапазон возможных наказаний достаточно широк: от ограничения свободы максимальным сроком 3 года до 15-летнего размещения в колонии — в зависимости от количества пострадавших и тяжести причиненного вреда.

Практика свидетельствует, что суд в подавляющем большинстве случае признает виновным именно того, чьей рукой была открыта дверь. А нюансы, связанные с тем, когда это было сделано — за мгновение до столкновения либо задолго до аварии, — чаще всего не имеют особого значения при вынесении вердикта.

ДТП и открытая дверь машины: является ли ДТП, кого вызывать и кто виновен?

Невнимательность при открытии дверей автомобиля может привести к аварии с последующим возмещением ущерба. Ситуация очень распространённая – водитель или пассажир стоящей машины резко распахивает дверь, в которую врезается другое авто. Такие эпизоды – ни что иное, как созданием помех. Виноватым обычно признают того, кто резко открыл дверь, поскольку он нарушил п. 12.7 ПДД. В других ситуациях нарушителем могут признать водителя движущегося ТС. Например, если дверь была распахнута давно, но едущий водитель попросту её не заметил, хотя должен был следить за боковым интервалом. Также возникают сложности с отнесением события к страховому случаю. Бывает, что страховые отказывают в возмещении по ОСАГО. Но это незаконно и судебная практика тому подтверждение. Давайте разберёмся, как трактуются эпизоды с открытием двери машины, считается ли это ДТП, кто виноват, всегда ли покрывает ущерб полис ОСАГО и как правильно оформлять такие происшествия?

Открывая дверь, задел другую машину – является ли это ДТП?

И начнём мы с ответа на главный вопрос, а именно – считается ли столкновение с открытой дверью машины ДТП, или это обычное повреждение имущества? Разъяснения по этому поводу можно найти в ПДД. Но давайте по порядку!

Вначале выясним, что является ДТП по закону 2022 года. Определение понятию можно найти как в ФЗ «О БДД», так и в Правилах дорожного движения:

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Таким образом, чтобы отнести событие к ДТП требуется одновременное выполнение вышеперечисленных условий:

  • один автомобиль двигался, а из второго открылась дверь – в результате чего произошёл удар,
  • машина участвовала в этом событии,
  • зафиксирован ущерб транспортным средствам, их грузам, иному имуществу, а также здоровью или жизни людей.

Как видно, если водитель или пассажир стоящей машины задел дверью ехавший автомобиль, в результате чего был нанесён имущественный ущерб – это классическое ДТП.

Но что, если оба ТС не ехали, а стояли на месте? На первый взгляд кажется, что это уже не является ДТП, ведь отсутствует важное условие для этого события – движение транспортного средства. Однако тут не всё так однозначно…

В законе есть ещё один интересный термин – «дорожное движение». Давайте процитируем, как он звучит в ПДД:

Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

В свою очередь, дорогой признаётся полоса земли или искусственного покрытия (асфальта), предназначенная для движения транспортных средств.

Следовательно, ДТП могут возникать при следующих действиях:

  • дверь открылась из машины, стоящей на светофоре, в пробке, перед «зеброй»,
  • в процессе посадки или высадки пассажиров,
  • при погрузке или, наоборот, разгрузке грузов.

Все эти процессы с участием ТС считаются «технической остановкой». Если столкновение с дверью авто произошло при подобных событиях, то речь также идёт о ДТП.

А вот если в результате удара в распахнутую дверь никто не получил повреждений, данное событие нельзя причислить к дорожно-транспортному происшествию. Ведь одним из условий ДТП является вред имуществу. Нет царапин, сколов, трещин, вмятин и других повреждений транспортных средств – это не авария, и водители могут разъехаться без оформления происшествия.

ПДД о происшествиях с открытой дверью машины

Кто виноват в ДТП с открытой дверью машины?

В эпизодах с помехой автомобилю всегда есть виновный. Чаще всего это тот, кто не убедился в безопасности своих действий и распахнул дверь машины. При этом вину в ДТП могут возложить не только на водителя, но и на пассажира.

Но также встречается обоюдная вина. В таких случаях нарушителем признают и того, кто ехал, не соблюдая ПДД, и того, кто вразрез с положениями тех же ПДД открыл дверь ТС на проезжей части или на парковке. Давайте разбираться что к чему!

Ударил дверью рядом стоящий автомобиль

Произойти такое столкновение может при разных обстоятельствах. Соответственно, виновность также будет отличаться.

Рассмотрим основные ДТП с дверью стоящей машины:

  • Если оба авто ждут зелёного сигнала светофора или стоят в пробке, то они участвуют в дорожном движении. И когда открывшаяся дверь одного ТС ударяет стоящий рядом автомобиль, виноватым будет тот, кто её открыл. Но поскольку речь идёт о «технической остановке», то п. 12.7 ПДД о нарушении правил стоянки и остановки не работает, и штрафа быть не должно.
  • Если дверью повреждена соседняя машина где-нибудь на парковке, то вина снова ложится на того, кто её распахнул. Но это уже не ДТП, а обычный дорожный инцидент. Фиксировать обстоятельства произошедшего и нанесённый ущерб предстоит с помощью участкового, а не инспекторов ГИБДД.
  • Когда один автомобиль с распахнутой дверью находится в движении и задевает стоящую машину – это считается аварией. Виновным признают ехавшего на автомобиле. Ну или пассажира, если тот открыл дверь во время движения, нарушив п. 5.2 ПДД.

Однако для установления вины пассажира в ходе административного дела требуется установить его личность и добровольное признание вины. Если человек уйдёт с места ДТП и его не найдут в течение 2 месяцев, то дело просто закроют. Соответственно, взыскивать ущерб придётся в судебном порядке. А для этого собирать доказательства виновности пассажира.

Одновременно открыли из разных машин

Похожая ситуация, но только с участием водителей или пассажиров обоих стоящих машин. Результат – удар одной двери об другую.

Кто будет виноват?

Если двери открывались параллельно, и в точке соприкосновения «поцеловались», мы имеем дело с обоюдной виной. Но при этом ДТП такая ситуация не считается. Поэтому с возмещением ущерба всё просто – водители оплачивают друг другу ремонт.

Но если дверь одной машины уже была открытой, и в это время в неё открылась дверь соседнего ТС, виновным признают того, кто совершил открытие последним. Ему же придётся возмещать ущерб от своих действий.

ДТП с открытой дверью - кто виноват

В дверь въехал другой автомобиль

Это более классический случай. И здесь мы имеем дело с помехой участникам дорожного движения. То есть помехой считается распахнутая дверь, перегораживающая путь другим транспортным средствам.

Нарушителем, а значит и виновником ДТП, признают открывшего дверь авто. В его действиях прослеживается нарушение пункта 12.7 ПДД:

Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.

То есть это ситуация, когда дверь открывается внезапно, а водитель движущейся машины не может предвидеть столкновения. При таком раскладе к ответственности привлекут распахнувшего дверь стоящего ТС. На это указывает, в том числе, и судебная практика 2022 года.

Из пояснений третьего лица Трефилова С.А. и показаний свидетеля фио1 следует, что водитель автомобиля Ниссан Альмера не мог предвидеть опасности со стороны припаркованного на проезжей части автомобиля. Пассажир автомобиля ВАЗ открыла дверь внезапно, когда транспортные средства – участники ДТП, поравнялись друг с другом.

Но бывает и по-другому. Дверь стоящего авто была открыта заранее и находилась в таком состоянии длительное время. Затем в неё въезжает другая машина. И это тот случай, когда возможна обоюдная вина:

  • водителю машины с открытой дверью – за то, что он создал помеху движению других автомобилей (п. 12.7 ПДД),
  • въехавшему водителю – за несоблюдение бокового интервала для безопасного движения (п. 9.10 ПДД).

Однако на практике 2022 года чаще всего признают виновным водителя машины с распахнутой дверью. Чтобы избежать этой участи, ему предстоит доказать, что дверь была открыта давно и не создавала никому помех в движении. Помочь в этом могут записи с уличных камер, показания очевидцев. Ну или заявление от въехавшего другого водителя, что это он сам её не заметил. Конечно, встретить такое чистосердечное признание в наши дни крайне сложно.

Въехал велосипедист/самокатчик/мотоциклист

Если в ДТП с машиной повреждения наносятся «железу», то велосипедисты, водители самокатов и мотоциклов рискуют своим телом. Отсюда возникают ситуации с вредом здоровью и даже жизни людей, а это грозит лишением прав.

Давайте посмотрим, кто виноват в таких ДТП:

  • Открытой дверью сбили велосипедиста, самокатчика, ехавшего на роликовых коньках или пешехода – виновным признаётся открывший такую дверь, ему и возмещать ущерб здоровью пострадавших. И если за водителя лечение оплатит страховая по ОСАГО, то пассажиру придётся платить из своего кармана в рамках п. 1 ст. 1064 ГК РФ.
  • Даже если в наезде виноват велосипедист, но сам при этом пострадал – водитель всё равно обязан возместить ущерб его здоровью, поскольку владеет источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ). Но при этом может также потребовать от велосипедиста оплатить ремонт ТС – добровольно или через суд.
  • Когда в дверь авто въезжает мотоциклист, действует общий порядок возмещения ущерба здоровью в рамках ОСАГО. Конечно, если ответственность водителя машины застрахована. Иначе ему предстоит оплачивать лечение пострадавшего из своего кармана.

Здесь также возможна обоюдная вина. Тому, кто открыл дверь машины – за создание помех другим участникам дорожного движения, а велосипедисту или самокатчику – за езду между рядами или иные нарушения ПДД.

Открывая дверь, задел ехавшего велосипедиста

Что делать, если произошло ДТП с открытой дверью?

То же, что и при обычной аварии.

Требования к участникам ДТП расписаны в п. 2.5 – 2.6.1 ПДД. Поэтому, если ваш случай подпадает под критерии дорожно-транспортного происшествия, то вы должны:

  • остановить транспортное средство, не трогаться с места,
  • поставить машину на «аварийку», а затем выставить знак аварийной остановки (красно-оранжевый треугольник),
  • убедиться, что в ДТП нет пострадавших или погибших – в противном случае оказать им первую медицинскую помощь, вызвать скорую и сотрудников ГИБДД,
  • параллельно следует зафиксировать место происшествия, сделать фото и снять видео, с привязкой ДТП к местности (светофорам, разметке, знакам, вывескам и т.д.),
  • поискать очевидцев и камеры видеонаблюдения,
  • ожидать приезда инспекторов ГИБДД или участкового.

Обычно при мелких авариях, коей является ДТП с открытой дверью, дежурные направляют участников происшествия оформляться на ближайший пост ГАИ или в отделение ГИБДД.

Можно ли оформить такую аварию по европротоколу?

Да, но не всегда.

Упрощённый порядок оформления ДТП применяется в строго определённых законом случаях. Европротокол возможен лишь при одновременном соблюдении следующих условий из ст. 11.1 ФЗ Об ОСАГО:

  1. Столкновение двух автомобилей (если есть третья повреждённая машина – то нужно вызывать ГАИ),
  2. У обоих участников аварии имеются действующие полисы ОСАГО,
  3. Повреждения получили только автомобили – ни люди, ни иное имущество не пострадало,
  4. Стоимость восстановительного ремонта оценивается в 100 тысяч рублей, а при отсутствии разногласий по поводу виновности в ДТП и фиксации аварии через мобильное приложение – в пределах лимита в 400 тысяч рублей.

Лишь при совпадении всех обязательных условий водители могут обойтись без вызова ГИБДД, и заполнить извещения о ДТП для своих страховых. В иных случаях придётся сообщать о происшествии в Госавтоинспекцию.

Обратите внимание, что если дверь открыл пассажир, то европротокол оформлять уже нельзя. Даже если пассажир имеет полис ОСАГО (на другой автомобиль), его гражданская ответственность по отношению к этой машине не застрахована. Следовательно, страховая не возместит ущерб за такого пассажира.

Является ли ДТП с дверью страховым случаем?

Да. Но нужно смотреть на обстоятельства и особенности происшествия.

страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату;

В этом же в разделе видим, что использование ТС – это эксплуатация транспортного средства, связанная с движением авто в пределах дорог. Однако Верховный Суд указал, что эксплуатация предполагает не только езду на машине.

Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности.

Ну и еще раз вспомним, что пункт 1.2 ПДД относит к дорожному движению совокупность общественных отношений, связанную с перемещением людей и грузов в пределах дорог. То есть открытие двери с целью посадки или высадки пассажира – вполне подходит под определение «дорожное движение», а значит ДТП с открытой дверью – это страховой случай.

Однако есть исключения. Иногда дверь распахивается под воздействием сильного ветра, и тут же ударяется о другой стоящий или проезжающий рядом автомобиль. Увы, но такая ситуация уже не будет страховым случаем. Вины водителя или пассажира нет, повреждения получены от воздействия природной стихии, чья ответственность не застрахована по ОСАГО (без шуток). Ввиду этого ущерб потерпевшим возмещается в рамках ст. 1064 ГК РФ.

Страховой случай с открытой дверью машины и ДТП

Выплатит ли страховая по ОСАГО?

Если случай признан страховым – выплатит.

Но ещё раз заострим внимание, что страховая покрывает ущерб по ОСАГО только за водителя, который ранее был застрахован. Если виновным в ДТП с дверью признан пассажир, то ему и отвечать перед владельцем повреждённой машины.

Однако на практике 2022 года страховые могут отказать в возмещении ущерба от таких ДТП даже водителям. Впрочем, такие отказы не имеют ничего общего с законом. Если вы угодили в аварию с открытой дверью, но страховщик отказывает в выплате, обжалуйте его решение. К счастью, сейчас есть положительная судебная практика по таким делам.

Вот выдержка из одного судебного решения:

Учитывая положения ст.1 Закона об ОСАГО высадка пассажира с нарушением требования Правил дорожного движения, является основанием для установления наступления страхового случая как основания для страховой выплаты.

Ну а если виноват пассажир, то ему придётся оплачивать ремонт обоим водителям: и тому, кто врезался в открытую дверь, и тому, дверь чьей машины пострадала в аварии.

Какие штрафы за ДТП с дверью?

Административные штрафы налагаются не за сам факт ДТП, а за несоблюдение водителями и пассажирами отдельных положений Правил дорожного движения. Размеры наказаний зависят от последствий аварии.

Кто виноват в ДТП с воротами или забором при наезде или закрытии/открытии?

Авария с наездом на забор или открытыми воротами

Если с ситуациями при авариях на дороге всё чаще всего предельно понятно, то в случае с ДТП с забром, створками ворот и иными хозяйственными сооружениями зачастую возникает много вопросов, и не всегда виновник оказывается настоящим, а потерпевшему удаётся взыскать возмещение – по меньшей мере полноценное и справедливое. В этой статье мы рассмотрим, что делать при таких происшествиях, и что говорит законодательство 2022 года о виновности и обязанности оформления документов.

Можно ли не оформлять такое ДТП?

Если вы попали в аварию с любым сооружением в виде ворот или забора, либо зданием и вообще объектом, то первое, что необходимо сделать – вызвать сотрудников ГИБДД и оформить такое ДТП. Даже если виновный сразу предлагает оплатить причинённый вред.

Зачем же вызывать полицию при согласии на возмещение стоимости ущерба? А затем, что в этом случае перед вами виновный в такой аварии предлагает понести гражданскую ответственность. Но от этого ваша административная ответственность никуда не девается, если вы в данном ДТП – водитель автомобиля.

Как мы знаем, в нашей стране действуют 2 интересующих нас нормативных акта: Гражданский кодекс и КоАП РФ. И если первый обязывает причинившее вред лицо полностью возместить нарушенное право потерпевшего лица, то второй предусматривает наказания за нарушения, в результате которого такой вред причинён. И будьте уверены, если ДТП произошло, то нарушения в любом случае будут – как минимум, универсально приписываемое сотрудниками нарушение пункта 10.1 ПДД.

Если ДТП с наездом на ворота или, наоборот, на автомобиль воротами не оформлено, а водитель оставил место происшествия, то его могут наказать по части 2 статьи 12.27 КоАП с длительным сроком лишения прав и большим штрафом. И, обратите внимание, ДТП по определению считается любое событие с участием авто, при котором нанесён материальный ущерб или в котором пострадали или погибли люди.

Поэтому, если произошла авария, то ваши первые действия следующие:

  1. немедленно остановиться и не перемещать ни автомобиль, ни сами ворота и забор, если те не угрожают причинить больше повреждений или не создают дальнейшую опасность,
  2. включить «аварийку»,
  3. выставить знак аварийной остановки (безусловно, находитесь вы на дороге ворота с забором стоят в поле, и вы в них въехали либо те упали, открылись или закрылись в вашу машину),
  4. позвонить в полицию по номеру 102 либо в дежурную часть, если вы знаете номер, и ожидать приезда сотрудников.

Оформление ДТП с воротами

Если есть пострадавшие или погибшие люди

Разумеется, если в аварии пострадали люди, то в первую очередь необходимо вызвать скорую помощь. Но внимательно оцените характер увечий. Помните, что если формально ДТП будет оформлено как с пострадавшими, то будет 2 негативных последствия:

  • для виновника будет жёстче наказание, независимо от того, кто виноват – владелец забора или водитель, вплоть до уголовной, если вред здоровью судмедэкспертизой будет признан тяжким или результатом ДТП станет смерть людей,
  • для потерпевшего, даже при незначительном вреде здворовью пострадавших, время получения возмещения может затянуть до года и более, пока не будут закрыты все расследования (административное и/или уголовное).

Наезд на забор – что делать?

Если вы именно въехали в чужой забор (обратите внимание, даже если в свой, то оформлять ДТП по Правилам всё равно нужно), то виновность в этом происшествии лежит на вас.

Но есть и хорошие новости в этом – если ваша автогражданская ответственность застрахована, то собственник забора получит возмещение в полном объёме в пределах страховой сумммы 400 тысяч рублей, обратившись в вашу страховую компанию по ОСАГО. Правда, стоимость страховки в следующем периоде для вас из-за этого возрастёт, но с большой долей вероятности меньше, чем стоимость забора.

И в ДТП с наездом на забор особенно важно, чтобы оно было оформлено сотрудниками – без этого потерпевшему просто не выплатят. И поэтому что делать в первую очередь? Верно, обязательно вызвать полицию для оформления!

И всё это работает аналогично с ущербом любому другому имуществу:

  • припаркованному автомобилю,
  • самому зданию дома, сарая, гаража или любого другого сооружения,
  • декоративным постройкам,
  • домашним животным или скоту,
  • и даже высаженным во дворе растениям.

Въехал в здание на машине

Если ГИБДД отказывается оформлять

Но в 2022 году бывают случаи, когда сотрудники полиции отказываются выезжать на место ДТП по той причине, что это не дорога, а прилегающая территория, и потому их компетенция здесь не действует.

Это в корне не верно, так как сам принцип действия ПДД распространяется на всю территорию России, вне зависимости от наличия дорог (пункт 1.1 ПДД), а, если машина изначально съехала с дороги, совершив наезд на забор, не справившись с управлением, к примеру, то здесь есть чёткое нарушение Правил, и полиция обязана на это реагировать (пп. 7.3 Административного регламента, введённого Приказом №664).

В этом случае ваши действия могут быть следующие:

  1. потребовать сообщить вам входящий номер вашего устного заявления,
  2. позвонить в дежурную часть и сообщить об отказе выезжать сотрудников ГИБДД, сообщив входящий номер,
  3. если и это не решит проблему, то можете вызвать местного участкового для оформления документов о ДТП.

По результату у потерпевшего на руках должны быть:

  • постановление, вынесенное в отношении виновника, либо соответствующее определение (если приезжали сотрудники ГИБДД,
  • сведения о ДТП (может быть другое название, но должно содержать все данные о происшествии, включая ФИО участников, данные автомобиля, место и время происшествия, его обстоятельства, информация о страховке водителя),
  • информация о вашей страховке – сообщите ему название страховой компании, где вы покупали полис, серию и номер полиса (хотя, эти данные также должны быть указаны в сведениях о ДТП).

У меня нет страховки

В этом случае водителю придётся оплачивать нанесённый забору ущерб из собственного кармана. И сделать это лучше всего, договорившись с владельцем сооружения без суда, так как в противном случае при выигрыше в суде с вас взыщут издержки, которые могут включать услуги представителя, госпошлину при её оплате и другие расходы истца.

Если вы добровольно выплачиваете сумму ущерба, то обязательно возьмите об этом расписку либо запишите передачу денег на видео, оглашая, за что, в какую дату и время и в какой сумме вы передаёте средства.

Если скрылись с места ДТП

Здесь разделим порядок действий для водителя и владельца забора.

Водителю, чтобы избежать административной ответственности за оставление места происшествия, достаточно не попасться инспекторам ДПС в течение срока давности привлечения к ответственности, который составляет 3 месяца с даты происшествия.

При этом, следует учесть следующие обстоятельства:

  • даже если вас вызовут в полицию для дачи показания, вы можете указать, что за рулём были не вы (если, конечно, же по камерам очевидно не удастся доказать вашу причастность), а другой человек, и на основании статьи 51 Конституции РФ отказаться свидетельствовать против себя и своих близких,
  • последствий за неявку в отделение для вас не никаких,
  • но если дело дошло до суда, то судья может назначить принудительный привод.

Обратите внимание, всё вышеуказанное подразумевает административное преследование. Если в ДТП с наездом на забор пострадали люди (в том числе пассажиры вашего авто или пешеходы), то здесь ситуация другая, и просто скрываться вряд ли поможет.

Для владельца забора тоже есть хорошие новости. Вам достаточно идентифицировать машину, и не обязательно устанавливать водителя. Требуется также, чтобы у собственника автомобиля было действующее ОСАГО. В этом случае вы сможете получить возмещение.

Наезд на забор – скрылись с места ДТП

Что делать в первую очередь при таком ДТП:

  1. вызвать полицию для возбуждения дела,
  2. выяснить, попало ли происшествие в объектив камер (видеорегистраторы свидетелей, камеры наружного наблюдения, в том числе ваших соседей),
  3. если камеры принадлежат организациям или госорганам, подать письменное ходатайство в ГИБДД, где возбуждено административное расследование, об истребовании видеозаписей, при этом, желательно предварительно попросить хозяев камер сохранить запись,
  4. попытатья «по свежим следам» от аварии найти автомобиль, вызвать ГИБДД и сфотографировать повреждения – главная задача здесь – доказать причастность именно этого авто к вашему ДТП.

Сколько стоит забор?

Порядок определения размера ущерба для возмещения виновником можно определить по имеющимся у вас чекам на стройматериал (например, профлист) и документам о проведённых работах по его монтажу.

Если таких документов нет, то придётся заказывать экспертизу, где специалист посчитает, сколько элементов повреждено, и затем по среднерыночны ценам документально подтвердит размер вреда. До экспертизы ремонтировать забор нельзя.

Это всё, разумеется, актуально, если вам не удастся договориться с водителем-виновником без суда.

Кто виноват в ДТП с воротами?

Тот, кто причинил ущерб, как бы абсурдно это ни звучало:

  • если на ворота наехал автомобиль, то вина лежит на водителе, и что делать в таком случае, описано полностью идентично ДТП с забором выше, когда виновен автолюбитель,
  • если створка открылась произвольно, то виноват ответственный за их эксплуатацию и техническое состояние (должностное лицо в организации или хозяин ворот, если это частная территория),
  • если кто-то открывал эти створки и ударил чужую машину, то ответственность лежит именно на нём,
  • а когда и авто двигалось, и ворота открывались/закрывались, то здесь может быть и обоюдная вина, однако, такие дела следует рассматривать в контексте, чьё нарушение конкретно привело к аварии и удалось бы избежать ДТП при отсутствии одного из предполагаемо виновных действий (например, если авто влетело в ворота на большой скорости, то уже не имеет значения, двигались ли их створки – происшествие в любом случае бы произошло).

Виновность и стоимость забора или ворот

Если автомобиль припарковался слишком близко

ПДД предписывают не затруднять и не загораживать въезды и выезды (пункт 12.4). Тем не менее, даже если кто-то открывал ворота, либо они приводятся в действие автоматически, то это не имеет значения. Ответственность, согласно судебной практике 2022 года, лежит именно на воротах.

Это так, потому что суды действуют примерно следующим образом при выяснении виновости: если бы вместо припаркованного в нарушение ПДД автомобиля там был не нарушающий ничего человек, то удалось бы избежать вредных последствий? Нет, не удалось бы. Вот и ответ на наш вопрос.

Что делать?

Увы, но в данном случае, когда вина лежит на владельце ворот, ОСАГО для водителя не работает, потому что этот вид страхования работает в отношении ответственности перед другими при виновности в ДТП. А в данном случае водитель не виновен.

Поэтому требовать возмещения придётся в общегражданском порядке – с ответственного за его причинение. Для этого, в первую очередь, нужно также обязательно вызвать полицию и оформить происшествие. Без документов о ДТП суд с большой долей вероятности не примет правильное для вас решение. Аналогично забору для этого подойдёт и участковый.

Далее либо устно, либо письменным требованием попытайтесь договориться о возмещении вам ущерба. Для оценки здесь подойдёт любой жестянщик из автосервиса, который огласит стоимость ремонта автомобиля.

Если «полюбовно» договориться не удалось, то придётся заказывать экспертизу повреждений. Это платная услуга, но проигравшиая сторона возмещает стоимость в суде. Для оценки вреда следует воспользоваться среднерыночными расценами, а не Единой методикой ОСАГО – в этом случае стоимость запчастей будет больше.

Далее вам нужно подать досудебное требование с приложением результатов экспертизы. И в случае отказа в удовлетворении требования в разумный срок (10-20 дней, которые также указываются в «досудебке») подавать в суд по месту регистрации ответчика.

Можно ли оформить европротокол?

Нет. Одно из условий для оформления без сотрудников ГИБДД – если не причинено вреда иному имуществу, кроме автомобилей, а само происшествие произошло с участием 2 и более машин.

Поэтому, если вы решите разойтись с европротоколом, то в любом случае потерпевший не получит возмещение по ОСАГО.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий