Выписали требование за тонировку – можно ли и как его аннулировать и убрать с базы?
Требование, равно как и предписание о тонировке незаконны в 2022 году. Об этом мы писали ранее с законодательными аспектами и тонкостями, почему именно так происходит. И, хотя на практике водителей продолжают арестовывать за его неисполнение, несмотря на незаконность, объяснить, как его убрать, отменить, обжаловать – в целом избавиться от требования за тонировку не так-то просто. Ведь изначально этот документ неправомерен, поэтому и прекращение требования также может быть обусловлено рядом незаконных движений. Всё же существует некоторая практика ГАИ в этом вопросе, позволяющая его обнулить. И давайте обо всём по порядку!
Три рабочих способа снять требование о тонировке в 2022 году
Итак, у нас есть главная задача – избежать последствий выписывания требования в виде административного ареста до 15 суток. И здесь, чтобы понять, как аннулировать требование о прекращении условий, влекущих правонарушение, следует сразу указать на важные тонкости формального статуса такого документа.
О его законности многие автоюристы спорят уже далеко не первый год. Мы придерживаемся мнения, что требование о тонировке всё же не основано на законе в 2022 году и неправомерно. Статья 1.6 КоАП РФ указывает, что лицо не может быть привлечено к ответственности и мерам обеспечения, если правила такого привлечения не соответствуют двум постулатам:
- возможность привлечения должна быть установлена законом,
- должен быть предусмотрен порядок привлечения.
И, если требовать прекращения правонарушения полицейский имеет право, согласно части 1 статьи 13 ФЗ О полиции, то порядок выписывания такого требования ни в одном нормативно-правовом акте не определён. Кроме того, сотрудник ГИБДД вправе требовать только прекращения противоправных действий. А такие действия априори прекращены в рамках остановки автомобиля. Ведь состав правонарушения образует не сама тонировочная плёнка на стекле, а управление с несоответствующей светопропускаемостью.
В целом, вы можете прочитать максимально подробно об этом в нашей соответствующей статье. А ещё есть законное административное предостережение.
Тем не менее, на практике его активно выписывают. А в судебной практике 2022 года водителей активно сажают за невыполнение «законного» требования за тонировку. Вот пример одного из многих подобных судебных постановлений. Поэтому нам от формальной незаконности от этого не легче.
И ещё один важный факт: фактически требование – это не наказание и не постановление о правонарушении. Это также не мера обеспечения по её определению КоАП. Это скорее якобы письменно закреплённое реализованное право полицейского требовать прекращения нарушения. Однако, фактически материализуют его (то есть заносят в базу данных и/или выписывают письменно) для того, чтобы затем – при следующей остановке вашего автомобиля – увидеть, что какой-либо инспектор ДПС уже ранее требовал удалить тонировку. Но вы не послушались. И посадить водителя под арест.
Исходя из этого, возможны три пути и, соответственно, три относительно рабочих способа снять требование, которые практикуются в 2022 году. Почему относительно? Потому что именно с этим документом, порядок реализации которого не закреплён письменно, можно устанавливать свои правила отмены – эдакое самоуправство, узаконенное судебной практикой.
Вот эти способы.
- Удалить тонировку. Разумеется, это самый рабочий и действенный способ убрать требование о тонировке из базы данных ГАИ. То есть фактически вы тем самым, выполните это предписание. Но не за этим, вероятно, вы пришли в данную статью.
- Дождаться срока истечения требования и в это время либо удалить плёнку, либо не ездить на машине.
- Оспорить штраф за тонировку или требование без него.
Давайте теперь подробнее рассмотрим последний способ – именно он интересует многих автолюбителей.
Можно ли обжаловать требование и как?
Да, можно. Однако, главная проблема здесь в том, что, так как письменное требование не предусмотрено законодательством 2022 года, то и порядок подачи жалобы на него не регламентирован.
Поэтому логичнее было бы обжаловать не предписание, а само постановление со штрафом за тонировку. Если первое в отношении вас признают незаконным, то и второе отменяется автоматически. Как можно требовать устранения нарушения, если самого нарушения не было?!
А как можно оспорить штраф? Практически всегда на одном самом перспективном основании – если замер тонировки был сделан не в соответствии с законодательством. Ведь к наказанию водители привлекаются не за само наличие тонировки, а за недостаточную светопропускаемость. И её процент установлен чётко – 70%. Поэтому её значение на конкретном транспортном средстве нужно определить, и только потом можно привлечь водителя к ответственности.
А теперь самое главное! Часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ указывает на то, что если доказательства (правонарушения) получены незаконным путём, то они не могут быть приняты к рассмотрению в деле.
Как итог, получаем, что если нарушены правила замера тонировки, то определённая светопропускаемость не может быть достоверной. А любые сомнения в виновности лица трактуются в пользу лица. И само постановление со штрафом должны отменить. А вместе с ним можно устраняется требование о тонировке.
Тем не менее, не всё так просто в этом вопросе. Дело в том, что обжаловать само постановление не так просто. Точнее, подать жалобу вы можете легко и потратить минимум сил на это. Однако, успех этого дела часто бывает сомнителен.
Проблема в том, что суды обычно активно поддерживают сотрудников ГИБДД в таком вопросе, как тонировка. И, несмотря на наличие данных об ошибках в споре доказательств, выносят решения в пользу законности как самого штрафа, так и требования. Следовательно, снять последнее не удаётся.
Суд критически относится к доводам жалобы Григорьева А.С. о том, что превышение норм затемнённости боковых стекол его автомобиля при проверке прибором сотрудником ОГИББДД было установлено ввиду незнания сотрудником инструкции по его использованию, неправильных действий при его применении. Заявителем на судебном рассмотрении не доказано, что ДД.ММ.ГГГГ боковые стекла его автомобиля соответствовали нормам технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Его утверждения, что данные технической проверки, изложенные в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, опровергаются повторным измерением, проведенным 9 июня, не убедительны, так как указанные данные от ДД.ММ.ГГГГ обоснованы расценены инспектором ОГИБДД как исполнение требования о прекращении противоправных действий. Представленными доказательствами со стороны ОГИБДД ОМВД РФ по Ибресинскому району опровергнуты утверждения заявителя о неумении инспектора ОГИБДД пользоваться измерителем светопропускания света «Тоник»; установлено, что прибор сертифицирован, имеет надлежащие пломбы и допущен к использованию в срок до ДД.ММ.ГГГГ, о чем указано также в обжалуемом Григорьевым А.С. постановлении. Утверждения Григорьева А.С. о том, что при проведении измерения боковых стекол инспектором ОГИБДД нарушались требования инструкции по применению измерителя светопропускания стекол на судебном рассмотрении также ничем не подтвердились. В воспроизведенной им суду фрагменте видеозаписи также не усматривается каких-либо нарушений, допущенных инспектором ОГИБДД. На судебном рассмотрении заявитель Григорьев А.С. также не подтвердил изложенные в письменной жалобе утверждения, что действиями инспектора ФИО2 в ходе измерения стекол нарушались его права и применялись какие-либо неправомерные действия.
В целом, основные ошибки во всех этих решениях судебной практики заключаются в том, что водители ссылались на нарушение ГОСТа при измерении светопропускаемости тонировки. А нужно ссылаться на условия (погоду, влажность, загрязнённость стёкол и так далее) в инструкции к прибору. Поэтому перед подачей жалобы изучите её, легко найдя в интернете. Почти всегда замер производится прибором «Тоник». В любом случае, у вас в копии постановления должно быть указано средство измерения.
И предлагаем подробнее ознакомиться со статьёй про правила замера тонировки, которые помогут обжаловать штраф и снять требование.
Кроме того, ознакомьтесь с другими возможными способами обжаловать постановление по иным основаниям, кроме правил измерения. Возможно, это будет ваш случай. Как мы упомянули выше, именно оспаривание самого штрафа является лучшим способом прекращения требования о тонировке. А ниже мы рассмотрим менее перспективные, но всё же способы.
Можно и подать жалобу на само требование!
Тем временем, вы можете оспорить непосредственно само предписание, не трогая при этом штраф. Вот только нужно будет максимально алгоритмично и последовательно изложить вопрос незаконности этого.
Так, например, один из судей в одном из решений указал буквально следующее:
Вопрос о законности требования об устранении обстоятельств, послуживших совершению административного правонарушения, которое [ДД.ММ.ГГГГ] вынесено и вручено инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России [Адрес] [ФИО 1], рассмотрению и оценке в рамках КоАП РФ по настоящему делу не подлежит, что не лишает права оспаривать его в ином порядке, предусмотренном законодательством.
В общем, здесь главная тонкость в том, что никаким законодательством, как мы уже писали выше, обжалование требование о тонировке не предусмотрено, увы.
Тем не менее, моно воспользоваться стандартным способом. Просто написать жалобу в то подразделение ГИБДД, которое вынесло постановление на имя начальника этого подразделения. Только не подавайте онлайн-обращение – формально по закону жалобы таким способом не рассматриваются.
И здесь сразу отметим, что перспектива такого действия достаточно облачная. Ведь ГИБДД не только напрямую заинтересовано в выписывании требований. Более того, сам начальник и отдаёт инструкции выписывать их в отношении водителей. И тут как нельзя кстати подходит фраза «рука руку моет». Поэтому отменить требование о тонировке таким образом маловероятно. Однако, попытаться всё же стоит.
Сколько суток можно ездить до вступления в силу предписания?
Это написано в самом документе, если вы его получали на руки.
Если вам его не дали (например, вы отказались от подписи, и сотрудник ГИБДД тоже решил повредничать), то, как правило, срок на исполнение требования составляет 10 суток. Но это по понятным причинам ничем не закреплено. Поэтому ездить с тонировкой до вступления в силу требования вы всё-таки будет на свой страх и риск.
Выписали требование – сколько мне вообще нельзя тонироваться?
Второй важный и нерешённый вопрос – срок давности требования. И здесь есть два распространённых варианта ответа на него:
- 3 месяца как срок давности привлечения к ответственности, рассматриваемой судами,
- бесконечно, так как нигде такой срок не прописан и не регламентирован.
Мы склоняемся к последнему варианту, но есть и иные мнения. Почему и на чём основаны такие сроки, вы можете узнать в нашей специальной статье.
И как посмотреть по базе, есть ли у меня вообще требование?
Увы, никак. База эта также не закреплена законодательно. И даже если закреплена, то информацию её вам никто предоставлять не обязан. Есть практика попыток обращения водителей в ГАИ для запроса данных об этом. И есть практика преимущественно отказов.
Можно ли убрать требование, если я удалю плёнку и покажу машину в ГАИ?
И этот вопрос также открытый. Ведь речь идёт о том, что вы удалите тонировку, а затем снова её наклеите. Иначе зачем вообще снимать требование за тонировку – пусть себе висит, ведь вы уже никогда не затонируетесь снова!
Формально, удалив плёнку со стёкол автомобиля, вы выполнили требование сотрудника ГИБДД. То есть порядок действий здесь прост:
- после того, как вы получили требование, отправляетесь удалять тонировку и обязательно берёте чеки и иные документы о соответствующих работах в автосервисе (если делаете это не самостоятельно),
- далее отправляетесь в ГИБДД показывать машину – и здесь главная тонкость: вам могут вообще отказать его смотреть и замерять светопропускаемость. и будут правы – опять же, ничем данная обязанность в ГАИ не закреплена.
Есть и второй вариант.
- После удаления плёнки делаете фотоснимки автомобиля без тонировки так, чтобы было видно госномера и VIN-номер.
- Затем вам нужно распечатать эти фото и приложить к письму, где в самом тексте пишете примерно следующее: «Во исполнение требования о прекращении условий, влекущих правонарушение № такой-то от такой-то даты и времени, выписанное в отношении такого-то водителя, управлявшего таким-то автомобилем (марка, модель и номер) сообщаю о том, что тонировочная плёнка, повлёкшая событие правонарушения, устранена. Прошу Вас аннулировать указанное требование в отношении меня«.
- Письмо отправляете почтой заказным письмом обязательно с уведомлением о вручении и описью вложений.
- И затем есть формальная возможность снова затонировать машину. И самое главное – обязательно возить с собой бумагу с почты с отметкой о вручении как доказательство того, что вы исполнили требование.
Можно поступить и проще, конечно – отправляете эти фото в онлайн-обращении в ГИБДД с аналогичным текстом. Но тогда доказательств вручения у вас нет будет – только идентификационный номер обращения, распечатанный на бумаге.
Впрочем, этот способ является по сути лазейкой, позволяющей якобы избавиться от требования о тонировке. И инспекторы, конечно же, это тоже знают. И кто вам сказал, что «условия, влекущие правонарушение», которые указаны в требовании – это именно одна и та же плёнка на вашем авто. Речь идёт о самом факте несоответствующей светопропускаемости. Поэтому и новая плёнка будет неисполнение такого требования и не снимет его.
Можно ли отменить требование, если я буду возить бумаги из автосервиса об удалении плёнки?
Здесь всё ровно то же самое. Да, документы из СТОА об устранении тонировки – это доказательство исполнения требования, возможно. Однако, это чаще всего на практике 2022 года плохой способ убрать требование, потому как с вас требуют не удалить плёнку, а именно ездить со стёклами с соответствующей Техрегламенту светопропускаемостью.
Поэтому воз и ныне там – аннулировать требование таким образом можно попытаться, но о перспективности данного действия можно только гадать.
Как грамотно избежать наказания за тонировку
Представим ситуацию, что ИДПС остановил Вас, представился и назвал причину остановки — нарушение правил по допуску ТС к эксплуатации п. 7.3.
Попросите у него удостоверение. Предъявить его по первому требованию участника дорожного движения обязывает п.2.4 ПДД. Перепишите его данные и № нагрудного знака, чтобы потом знать на кого писать жалобу если он что то нарушит. А нарушит он многое.
Тогда Вы передаете ему документы (Свидетельство о регистрации и вод. удостоверение), помните документы ИДПС имеет право принимать без каких либо обложек, поэтому всю книжку под документы давать не стоит. ИДПС может выкрасть например у Вас талон ТО, а потом скажет, что Вы его не давали…
Параллельно с этим говорите, что с нарушением Вы не согласны, тк Ваш автомобиль полностью исправен и удовлетворяет все технические условия — о чем свидетельствует талон ТО. Покажите.
А также на основании статьи 51 конституции, Вы отказываетесь свидетельствовать против себя.
Когда он завладеет Вашими доками, то сразу скажет — «В машинку пройдемте». Помните — в машинку ходить Вы не обязаны. Скажите ему — составляйте протокол, а я тут посижу. Я всегда так делаю, чтобы он понял, что бегать вокруг него я не собираюсь, я полностью владею ситуацией. А его данные у меня есть на случай чего.
Тогда, он уходит. Подождите минут 5-10. Посмотрите, что он будет делать. Есть вероятность, что он пробьет Вас по штрафам и отпустит. Нет? Выходим. Закрываем стекла и закрываем на сигналку. Кстати, если Вы увидите, что ИДПС направился к Вам с прибором, то сделайтетоже самое.
Идем к ним. Встаем у патрульного автомобиля у двери водителя. Чтобы он ощущал дискомфорт. (Всем же не удобно разговаривать с ИДПС сидя, ведь он стоит. Так и хочется выйти из машины, чтобы общаться на одном уровне…). Тогда он скажет — присаживайтесь (ему то неудобно, что Вы смотрите на него сверху), а Вы скажите — спасибо, я тут постою, ну что как там протокол?
Допустим у них есть прибор и они собираются замерить Вашу тонировку. Подходите к машине (она у Вас закрыта). Им чтобы измерить пленку, нужно, чтобы Вы приопустили стекла — но самое интересное делать этого Вы не обязаны!
Отвечаете — Дк вот автомобиль, замеряйте.
Они — Откройте, начинают дергать ручки. Закрыто
Вы — Это моя частная собственность, я не буду Вам открывать авто, тк опасаюсь, что Вы мне туда подкинете запрещенные предметы.
Для того, что бы заставить Вас открыть двери авто, ИДПС по закону обязан составить еще один протокол — протокол досмотра ТС (27.9 КоАП). Но наши ИДПС настолько безграмотны, что почти наверняка не догадаются до этого.
Нет замера — нет штрафа.
Допустим, Вам попался не ИДПС, а Робокоп. И он догадался, что нужно составить еще один протокол (досмотра), а после чего он уже имеет право открывать и закрывать двери Вашего авто пока не устанет…
Тогда! Не забываем о свидетелях.
Свидетель — лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного, административного, гражданского или арбитражного дела, и которое вызвано для дачи показаний.
И так помимо всего прочего, для того чтобы совершить замер, осуществить досмотр ИДПСу нужны понятые. А для составление протокола об АПН ему нужны свидетели.
Тогда он останавливает еще одну машину и говорит водителю. — Видишь тонировку на его стеклах? «Свидетель» говорит — вижу. Все давай права, я тебя оформлю как свидетеля. Вы ничего не говорите ему, пускай вписывает.
А сами знайте. Что свидетелем в данном деле об АПН, может вялятся только тот человек, который видел, что это Вы управляли ТС, что Вы ехали, а потом остановились!
У ИДПС в голове часто происходит подмена понятий понятой и свидетель. Остановленный водитель, может быть понятым при досмотре и замере стекол, но ни как не свидетелем.
А что видел наш «свидетель»? Он видит только тонированные стекла на ТС и он даже не может знать Вы ли его владелец, ехали ли Вы либо еще кто то другой. И тем более не может судить о том соответствуют ли они ГОСТу.
Автомобиль с тонированными стеклами — не правонарушение. А вот езда на таком авто — Да. Помните об этом, если ИДПС будет заставлять Вас ободрать пленку.
Более, того такие действия ИДПС по внесению заведомо ложных данных в протокол (он то лучше Вас должен понимать, кто может быть свидетелем, а кто нет) могут быть расценены как служебный подлог (Статья 292. УК РФ) и злоупотребление служебных полномочий (Статья 285. УК РФ)
Также почти наверняка ИДПС не объяснит Вам ни ваши права и обязанности ни права и обязанности свидетеля. А особенно, он не объяснить свидетелю ответственность за дачу ложных показаний.
Итак завершающий штрих.
Протокол составлен. Свидетель (как только ИДПС переписал его данные) уже уехал.
Вы пишите свое объяснение в специальной на то графе либо на отдельном листе, который ИДПС обязан приобщить к материала дела (о наличии дополнительных листов указывается в графе объяснения
Пишите следующие:
С нарушением не согласен, светопропускаемость стекол моего автомобиля полностью соответствует ГОСТу 5727-88. О чем свидетельствует талон ТО, который я ИДПС предъявил. Также вписанный в протокол свидетель, не мог видеть факт АПН, тк был остановлен за долго после остановки моего ТС. И по существу видел только припаркованный на обочине автомобиль не может подтвердить или опровергнуть, кто находился за рулем и находился ли вообще. Свидетель по факту АПН пояснить ничего не может.
На основании статьи 24.4 КоАП ходатайствую об опросе свидетеля.
Учитывая изложенные мною Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении на основании статьи 24.5. КоАП дело по АПН подлежит прекращению.
Далее еще из КоАП:
24.4 КоАП
2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Иными словами после того как Вы это написали. ИДПС должен опросить свидетеля. А как он это сделает если свидетель уже уехал?
Решение об отказе тоже должно иметь объективные на то причины, а учитывая факт ложного свидетеля, решение об отказе вряд ли возможно.
После чего. Вы явитесь в указанный Вам срок в отдел разбора ГИБДД и вероятнее всего штраф вам отменят, учитывая ворох нарушений. Если нет, то весь изложенный материал в течении 10 дней направьте в прокуратуру либо суд.
ps
Кто то скажет — дофига делов, проще штраф заплатить. Хотите платите, но я не буду…
Можно ли и как ездить тонированным, не получить штрафы и арест?
За излишне затемнённые стёкла автомобиля в 2022 году можно получить не только штраф, который, к слову, не очень то и большой, но и сесть на административный арест и даже остаться без регистрационного учёта машины. Последние являются следствием применённого постановления о нарушении, и напрямую вытекают из него. Поэтому рабочий способ ездить тонированным, каким бы он ни был, должен заключаться либо в обжаловании постановления, либо в невозможности привлечения к ответственности изначально. Но возможно ли без штрафов передвигаться с тонировкой сегодня и что для этого нужно делать? Расскажем это в статье.
Самое важное – законодательная сторона
Можно долго спорить о том, насколько угрожает тонировка безопасности дорожного движения и какую общественную опасность несут слишком тёмные стёкла, а также справедливо ли существующее в 2022 году ограничение по светопропускаемости, однако, факт остаётся фактом – законоисполнительная власть борется именно с этим правонарушением особенно тщательно и бескомпромиссно.
Для понимания того, как остаться безнаказанным, нужно знать, что именно запрещено на сегодня и какие наказания ждут водителей, решивших скрыться от общественности.
- Пункт 7.3 Основных положений ПДД регулирует, что обзорность водителя ограничивать нельзя. Однако, можно использовать тонировку с определённой минимальной светопропускаемостью, ссылаясь при этом на ГОСТ. И это некоторая недоработка Правил на сегодняшний день. Ниже становится понятно, почему.
- На самом деле, действующим законодательным актом, ограничивающим эту светопропускаемость, в 2022 году является Техрегламент Таможенного союза. Именно он устанавливает, что для передней «полусферы» плёнка вместе со стеклом должна пропускать не менее 70% света.
- И, наконец, действующий КоАП в своей части 3.1 статьи 12.5 предусматривает штраф за тонированные стёлка в размере 500 рублей, прямо ссылаясь вовсе не на ПДД и не ГОСТ, а именно на указанный выше регламент.
Выше мы писали про арест и аннулирование регистрации автомобиля. Они также практикуются сегодня, и основания их просты.
Арест за невыполнение требования
Мы уже ранее писали о том, что, помимо штрафа за тонировку, инспектор ДПС чаще всего выписывает некое требование о прекращении условий, влекущих правонарушение. Проще говоря, если на вашем автомобиле плёнка пропускает менее 70% света, то всякий раз, когда вы управляете им, это обстоятельство непременно влечёт нарушение, потому как окна стоящей на месте машины можно хоть фанерой заколотить – наказывается именно управление как общественно небезопасное деяние.
И вот за неисполнение такого требования автолюбителя могут посадить в тюрьму:
- когда вас ловят в первый раз с тонировкой, то выписывают те же 500 рублей и плюс бумажку, носящую гордое название «требование»,
- если вас остановят во второй раз, и стёкла вашей машины всё ещё будут тонированы, то сотрудник ГИБДД на основании статьи 19.3 КоАП РФ (реже, на основании ст. 19.4) везёт уже в суд, который назначает наказание, предусмотренное нормой этой статьи: ещё один штраф 500-1000 рублей либо административный арест до 15 суток.
Скажем сразу, что чаще всего назначается именно арест – вероятно, для показательности другим водителям о таком общественно опасном нарушении.
Мы также писали о том, почему оно не совсем законно. Вот только подавляющему большинству водителей от этой незаконности не будет легче просто потому, что оперировать буквой закона не имеет смысла, ведь даже Верховный суд оставляет в силе постановления о назначении наказания.
Прекращение регистрации
А вот это дополнительное наказание уже может быть вполне законным. Дело в том, что плёнка по сути своей является компонентом транспортного средства, которое устанавливается с условием, влекущим запрещение эксплуатации. Это можно прямо вынести из самого раздела ПДД, содержащего в пункте 7.3 с требованием к светопропускаемости, название которого и заключает в себе регулирование конструкции автомобиля.
В свою очередь, статья 18 вкупе с частью 1 статьи 20 ФЗ-283 предписывает, что регистрация машины может быть аннулирована, если обнаружатся изменения конструкции, не подкреплённые разрешительным документом ГИБДД.
Можно ли ездить тонированным?
Исходя из самого определения нормативных документов выше следует понять, что да, тонировка в принципе не запрещена, и у формально есть отсутствие нарушения в 2 направлениях:
- если автомобиль стоит и никуда не двигается, то вы можете хоть заклеить все окна абсолютно непрозрачной плёнкой,
- но если вы ездите на машине, то можно тонироваться при условии, что светопропускаемость обеспечивается не менее 70% для лобового и передних боковых стёкол.
И это единственный рабочий способ ездить даже без штрафа за это. Разумеется, при отсутствии постановления о нарушении лицо нельзя привлечь и к дополнительным мерам наказания – аресту или прекращению учёта машины.
Но многих автолюбителей такая норма по понятным причинам не устраивает. Поэтому давайте рассмотрим распространённые рабочие способы.
Как не получать наказания за тонировку?
Однако, учтите, что все эти лазейки подойдут не для всех и не содержат стопроцентной возможности ездить тонированным. Кроме того, все они основаны на законодательстве 2022 года, поэтому никаких незаконных лазеек предусмотрено не будет.
Также отметим тот факт, что пытаться избежать штрафа даже не стоит – 2 единственных возможности это сделать описаны выше: не ездить на автомобиле либо обеспечить светопропускаемость выше 70%.
Обжаловать постановление об аресте
Здесь главная цель – не столько избежать ареста как такового, сколько сложить положительную судебную практику и привлечь к ответственности должностных лиц, действующих вне рамок закона.
Выше мы приводили постановление Верховного суда, который практически узаконил практику арестов за невыполнение требования о снятии плёнки. Но есть и обратное судебное решение того же Верховного суда. А ранее мы также описывали, почему эти требования незаконны.
Это очень сложный путь, и далеко не факт, что вообще его можно назвать рабочим. Но, создав прецедент, можно повернуть практику вспять в сторону незаконности такой меры наказания, как арест за условие, влекущее к нарушению.
Речь идёт о Постановлении ВС РФ №11-АД19-28 от 11 октября 2019 года. В нём прямо не содержится слов о незаконности ареста, однако, по тексту нормативного акта судья указал на то, что эксплуатация транспортного средства прекращена в момент остановки водителя инспектором. Поэтому нарушение уже устранено.
Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют о том, что после предъявленного сотрудником полиции требования об устранении неисправности, при которой эксплуатация транспортного средства запрещена, эксплуатация транспортного средства с нанесённым на стёкла недопустимым тонировочным покрытием Артемьевым А.Г. не осуществлялась.
Приводя данный судебный акт в качестве довода к своей защите, а также такие факты, как:
- отсутствие регламента по требованиям, а потому незаконность письменного требования,
- невозможность доказать сотрудником ГИБДД того факта, что плёнка не была устранена и наклеена снова,
- незаконность требовать от водителя прекратить условия, влекущие нарушение, в принципе, так как в законе О полиции регламентировано право инспектора лишь требовать прекращения нарушения, а никаких не условий,
- прекращение управления на момент вынесения этого требования, а вместе с тем и нарушения как такового,
даёт законные основания для признания административных арестов незаконными.
Но ещё раз отметим, что это долгий и сложный путь. Вначале вам придётся пройти все инстанции при обжаловании до Верховного суда.
Автоматическая электронная тонировка
Это уже более реальный способ ездить тонированным даже без штрафов. Но он не является законным, потому как налицо в любом случае нарушение. Просто обнаружить его инспектору будет сложнее (но всё ещё возможно, что влечёт за собой ещё большее наказание, об это ниже).
Речь идёт об электронной тонировке, которая осветляется простым нажатием кнопки. Таким образом, сотрудник ГИБДД на момент произведения замера светопропускаемости уже будет работать с определённо не менее чем 70 процентами. Следовательно, и наказать за это будет невозможно.
Ваша задача заключается лишь в том, чтобы снимать на видео процесс замера, дабы избежать наказания. Зачем это нужно?
Дело в том, что замер, в отличие от, к примеру, освидетельствования на опьянение, не требует отдельного протоколирования и привлечения понятых или обязательности видеозаписи со стороны полицейского. Потому в постановлении о нарушении инспектор может просто указать, что светопропускаемость по результатам замера была ниже 70%, либо вовсе привлечь по части 1 статьи 12.5 КоАП за предметы или покрытия, ограничивающие обзорность.
Но и этот способ не на 100% рабочий. Ведь инспектор ДПС тоже не дурак. Он видел, что окна вашей машины в движении были явно темнее, чем когда вы остановились и нажали кнопку. Это позволит ему сделать вывод о том, что вы пытаетесь одурачить его и законодательство в целом.
Это, в свою очередь, даёт тому основания провести досмотр транспортного средства с целью обнаружить скрытые объекты (быстроснимаемую плёнку, кнопку для отключения тонировки – он ведь изначально не знает, что конкретно привело к осветлению стёкол). Найдя всё это, он потребует включить затемнение и произведёт замер с ним.
Ну и главное – стоимость автоматической тонировки. Она довольно высока, и не каждый автовладелец сможет вытянуть такую сумму. Цены начинаются в среднем от 30 тысяч рублей.
Растонироваться и снова затонироваться
Ещё один рабочий способ не получить арест за плёнку, однако, далеко не стопроцентный.
Ключ его заключается в том, что инспектор, выписывая требование, полагает, что требует напрямую удалить тонировку. Что вы и делаете – только не забудьте сохранить документы: чек, акт выполненных работ из СТО о снятии плёнки.
Это достаточно плохой способ, но назовём его «условно рабочим», потому как на практике в 2022 году он нередко даёт плоды в виде избежания наказания.
Вот только причина, почему он не может быть действенным, примитивна – сотрудник ГИБДД требует вовсе не просто удалить тонировку, а «устранить условия, влекущие нарушение». Если он поймал вас снова с плёнкой, хоть и новой, эти условия не устранены, потому требование, логично, не исполнены.
Обжаловать постановление
И снова речь о жалобе. Но в этот раз на постановление о самом штрафе за тонировку – по части 3.1 статьи 12.5.
Дело здесь в том, что, как мы указали выше, административный арест за невыполнение требования и аннулирование регистрации прямо вытекают из другого нарушения. То есть сначала обнаруживается и формализуется само правонарушение – излишняя тонировка, а уже потом на этом основании от вас требуют удалить плёнку.
На практике 2022 года есть минимальный срок, который должен быть дан на выполнение требования – 10 суток. Он взят из срока вступления в силу постановления. А штраф только тогда становится законным, когда такое постановление вступило в силу. Требовать от лица устранить условия, влекущие нарушение, без права этого лица обжаловать штраф, незаконны и несправедливы.
И вот этот срок вступления в силу мы можем отсрочить – путём обжалования. Таким образом, нам нужна лишь формальность – подать жалобу, можно даже не указывать основания для отмены штрафа. Это даст отсрочку вступления в силу до того момента, пока высшее должностное лицо или суд, рассматривающие ваше заявление, не примут решение и не пройдут новые 10 суток для вступления их в силу.
И до этого момента вы можете ездить тонированным. Другое дело, что, опять же, никто не говорит о законности – одно дело, вышеописываемые нами рассуждения на эту тему в рамках законности такого действия. Другое дело – доказать это сотруднику, остановившему вас и увидевшему в базе наличие требования на вас.
Тем не менее, на практике этот способ ездить тонированным некоторое время после первого штрафа работает, хотя и не всегда. Как обжаловать штраф, мы описали в специальной статье с бланками и образцами заявлений.
Кроме того, есть всё же шанс отменить и само постановление. Инспекторы, делая свою работу ежедневно и монотонно, нередко забывают или нарочно упускают из вида обязательные процессуальные действия. А их отсутствие ставит под сомнение виновность водителя. Следовательно, вероятность отменить постановление, хотя и не высока, но есть. Самое главное – вам даже не обязательно указывать на конкретные процессуальные нарушения сотрудников ГИБДД, это должно сделать рассматривающее дело лицо.