Три возможных варианта классификации автомобилей для «налога на роскошь»
На днях подписали закон о поднятии порога налога на роскошь до 10 млн рублей для автомобилей.
Эксперты автомобильного маркетплейса Банкавто предложили альтернативные варианты классификации «роскошных» машин. Эффективнее разделения по стоимости может быть разделение по мощности двигателя или брендам и моделям.
Вариант 1: разделение по стоимости
Новая «граница роскоши», которой очертили все машины, дороже 10 миллионов, мера вынужденная и даже долгожданная. Прежняя планка в 3 миллиона, действующая с 2014 года, давно потеряла актуальность. Тогда за эти деньги покупали суперкары. Теперь в бюджет размером 3 млн рублей едва умещаются обыкновенные семейные кроссоверы.
На фоне перманентного роста ценников, активно продолжающегося с 2020 года, Минпромторг ежегодно обновлял перечень моделей, попадающих под «налог на роскошь», старясь по возможности успевать за быстро меняющимся рынком.
Но в последней редакции списка все равно значатся BMW 3 серии, KIA Mohave, Volkswagen Touareg, Škoda Kodiaq, оказавшиеся в заложниках нестабильного курса нацвалюты, но никак не претендующие на лавры Ferrari и Lamborghini. С учетом обострившегося дефицита из-за приостановки работы целого ряда международных концернов, и космического роста ценников из-за волатильности курса рубля в ближайшем будущем «роскошной» могла стать половина оставшегося в салонах автопарка.
Поэтому тянуть с выведением машин дешевле 10 миллионов рублей из-под налога на роскошь больше было нельзя.
Поменять правила налога предлагали давно. Сначала планку хотели увеличить на миллион, потом в два раза — до 6 миллионов рублей. В итоге Госдума отодвинула этот порог с приличным запасом. Однако есть нюанс. Увеличивать планку роскоши можно бесконечно, например, раз в пять лет переписывая границу дополнительного налога. Этого хватит до очередного глобального роста рынка, после которого в сознании людей снова обновится представление о ценах. Схема рабочая, но не единственная.
Вариант 2: разделение по мощности двигателей
Альтернативный вариант с классификацией автомобилей по мощности, за «излишки» которой можно взимать дополнительный сбор, оставили без внимания, а зря. Мощность двигателя — величина более постоянная, чем изменчивые цены. Новые автомобили с пятью сотнями лошадей под капотом были дорогими и в далеком 2014-ом, и сейчас. Действительно роскошные авто, тем более суперкары всех мастей, вообще никогда не скромничали в объемах, в то время как бюджетный сегмент остается в рамках более-менее постоянного количества лошадиных сил.
Получается, что коэффициент, связанный с мощностью, более избирательный, стабильный и совершенно не зависит от скачков цен. Похожая классификация используется и при расчете транспортного налога.
Логично, что чем мощнее авто, тем больше должен быть налог, особенно с учетом пропорционально растущего уровня вредных выбросов. Так, например, для автомобилей, мощность двигателя которых превышает 400 лошадиных сил, должен быть введен повышающий коэффициент при расчете налога на роскошь в дополнение к транспортному.
Вариант 3: разделение по брендам и моделям
Напрашивается и третий довольно логичный вариант — объявить «роскошными» отдельные бренды, и за все машины конкретных марок установить повышающий коэффициент. Вспомним задачу налога: нагрузить дополнительным сбором владельцев автомобилей люкс-сегмента. То есть соотносить налог естественнее было бы с маркой, а не со стоимостью авто. Bentley не станет выпускать бюджетные седаны, а Bugatti — доступные купе. Они останутся в особом статусе независимо от цены, которая, конечно, в любом случае будет более чем высокой.
Таким образом, формальное разделение на категории по стоимости автомобиля можно заменить на классы по маркам и моделям. Бюджетные бренды, например, LADA, оставить с одним транспортным налогом. Марки подороже стоит разделить по модельному ряду: BMW 1 серии — не роскошь, а вот 7 серия точно к ней относится. Наиболее дорогие бренды, такие как Porsche или Maserati, можно целиком отнести к разряду «подналоговых».
Кроме того, хорошо было бы сделать и градацию повышающей ставки внутри этих новых категорий. Например, в категории наиболее роскошных брендов пониженный коэффициент будет у «дорогой, но не слишком» BMW X7, повышенный у машин однозначно дорогих — Bentley Bentayga и Lamborghini Urus. При такой системе классификации налог сможет максимально правильно реализовать свой первоначальный замысел.
«Шкода», «Митсубиси», «Пежо» — за какие автомобили надо платить налог на роскошь
Если вы вдруг присматриваете себе в 2021 году новенький «Ситроен», или «Мазду», или какой-то еще автомобиль бюджетной вроде бы марки, будьте осторожны. Проверьте – не покажетесь ли вы нашему государству таким богатым человеком, которому не грех заплатить в казну повышенный транспортный налог? Чтобы считаться роскошной, машине надо стоить больше 3 миллионов рублей, а в эту категорию из-за постоянного подорожания теперь попадает много моделей бюджетных марок.
В этом материале подробно разберем:
- за какие автомобили надо платить налог на роскошь
- какие бюджетные машины подпадают под понятие «роскошь»
- сколько лет нужно платить дополнительный транспортный налог
- коэффициент налога на роскошные авто в зависимости от цены
- какие премиальные машины не считаются роскошными
- надо ли платить налог на автомобиль дороже 3 миллионов рублей, но купленный со скидкой
Список роскошных автомобилей от Минпромторга
На сайте Минпромторга опубликован список автомобилей, за которые надо платить налог на роскошь. Он содержит почти 1400 машин, представленных на российском рынке – это не только отдельные марки и модели, но и каждая фиксированная комплектация.
Перечень роскошных автомобилей, то есть машин дороже 3 миллионов рублей, не окончательный – он будет продолжать пополняться в течение всего года. Ведь на рынок будут выводить новые поколения и рестайлинговые модификации. С каждым обновлением машины дорожают, так как становятся более продвинутыми и хорошо оснащенными, а значит, многие модели перешагнут «роскошный» рубеж. И инфляция также способствует расширению списка.
Volvo S60. Фото Matador.tech
В списке, разумеется, представлены почти все модели премиальных брендов с разным уровнем оснащения:
- 78 модификаций Audi
- 145 BMW
- 8 Cadillac
- 16 Genesis
- 6 Infiniti
- 162 Jaguar
- 9 Jeep
- 288 Land Rover
- 293 Mercedes-Benz
- 39 Porsche
- 76 Volvo
- 44 Bentley
- 11 Lexus
- 31 Maserati
- 28 Aston Martin
- 21 Ferrari
- 18 Lamborghini
- 3 Bugatti
- 14 Rolls-Royce
Lexus RX. Фото Matador.tech
В этом перечне нет ничего неожиданного. Дорогие автомобили премиальных или даже люксовых марок. Странно, что в список роскошных машин не включен Aurus Senat – вероятно, потому, что продажи гражданской версии пока так и не стратовали. Но при ценеот 22 миллионов рублей его особый статус для ФНС очевиден.
Какие бюджетные машины подпадают под налог на роскошь
А вот посмотрите на этот список авто с повышенным транспортным налогом.
- 1 Citroen
- 3 Chevrolet
- 2 Ford
- 3 Mazda
- 1 Chrysler
- 1 Honda
- 5 Kia
- 15 Toyota
- 8 Nissan
- 6 Skoda
- 9 Subaru
- 24 Volkswagen
Разумеется, речь не идет о народных Citroen С4 или Kia Rio. У французского бренда под определение «роскошный» попала топовая версия минивэна SpaceTourer Business Lounge XL, которую действительно не назовешь бедной. Богачами с роскошными автомобилями могут считать себя покупатели Kia K900 – это действительно модели на грани Genesis, а также большой Mohave и модный Stinger.
У «Мазды» роскошным получился большой кроссовер CX-9, у Subaru – «Атубеки» и WRX STI. У «Фольксвагена» — богатые версии «Туарегов» и Multivan.
Opel Zafira Life. Фото Matador.tech
И все же присутствие «Ситроенов, «Шкод» (слишком шикарными для российского правительства оказались топовые «Кодиаки»), «Ниссанов» (дорогие версии кроссоверов) и т.д. может оказаться неприятным сюрпризом для автовладельца, который в декабре найдет уведомление о повышенном транспортном налоге.
В списке пока не значатся, но наверняка будут облагаться доплатами такие модели:
- Opel Zafira Life в топовых версиях – соплатформенник «Ситроена»
- Hyundai Palisade
- Mitsubishi Pajero Sport
Сколько лет надо платить налог на роскошь
Постойте, а что тут делает Honda Pilot, который в России уже не продается, как и Ford Explorer?
А вот это чуть ли не самая неприятная особенность налога на роскошь.
В зависимости от марки и модели ТС налог на роскошь выписывается собственнику на срок от года до пяти лет владения. То есть за какую-то машину повышенный налог надо будет заплатить лишь один раз, а за какую-то – выплачивать в течение двух и более. Даже если модель ушла с российского рынка.
Но есть и утешительные нюансы. Доплачивать в казну за вроде бы скромный (а на самом деле роскошный!) Fortuner от «Тойоты» надо меньше, чем за Rolls-Royce. Потому что власти позаботились о различных коэффициентах, которые все же определяются ценой машины. Ведь ценник в 3 000 990 рублей не сравнить с 25 миллионами.
Коэффициент налога на роскошные авто в зависимости от цены
Для машин, которые чуть ли не случайно попали из категории обычных в роскошные, доплата более-менее приемлема – повышенный коэффициент составляет 1,1, то есть доплата составит одну десятую от обычного транспортного налога. Роскошью такая машина считается в течение трех лет со дня выпуска.
За автомобили дороже 5 миллионов рублей налог на роскошь выплачивается в течение 5 лет с даты производства. Коэффициент – 2, то есть транспортный налог платится в двойном размере.
Самый большой налог на роскошь – в тройном размере – налагается на автомобили дороже 10 миллионов рублей до достижения 10-летнего возраста.
Какие премиальные машины не считаются роскошными
В списке роскошных машин представлены Kia и Volkswagen, зато некоторых премиальных моделей там нет. Автопроизводители стараются предусмотреть комплектации, которые не перешагивают порог в 3 миллиона рублей. Поэтому обойтись без переплат можно даже при покупке премиальной машины.
Роскошными автомобилями в 2021 году НЕ СЧИТАЮТСЯ:
- Audi A4
- Audi A5
- Audi Q3
- BMW 2 серии
- BMW 3 серии
- BMW X1
- BMW X2
- Infiniti Q50
- Jaguar XE
- Lexus ES
- Lexus UX
- Lexus NX
- Mercedes-Benz A-Класс
- Volvo S60
- Volvo XC40
Конечно, речь идет о базовых версиях. Уже на среднем уровне оснащения эти машины перешагивают заветный порог и становятся роскошью, а не средством передвижения.
Как не платить налог на роскошь за премиальный автомобиль? Приобретать подержанную машину, ориентируясь на его ценовую категорию. Так, трехлетняя «Ауди» бизнес-класса роскошью в глазах государства уже не выглядит.
Audi Q7 разных годов выпуска. Фото Matador.tech
Надо ли платить налог на автомобиль дороже 3 миллионов рублей, но купленный со скидкой
А вот новая машина – другое дело. ФНС специально прояснила коварный момент со скидками и акциями.
Автомобиль дороже 3 миллионов рублей будет облагаться налогом на роскошь, даже если при покупке цена его оказалась ниже из-за специальных предложений в автосалоне.
При расчете налога используется произведение налоговой базы (мощность двигателя) и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента в зависимости от года выпуска машины. Налоговики учитывают не цену сделки, а информацию о средней стоимости конкретного автомобиля.
Почему не стоит занижать стоимость автомобиля в договоре купли-продажи
Недавно мы разобрались, кому нужно отчитываться в налоговую при продаже автомобиля и как можно сэкономить на налогах. Однако многие автовладельцы при продаже машины хотят сэкономить еще сильнее, а потому занижают ее стоимость в договоре купли-продажи. Обычно «занижаются» радикально – до суммы менее 250 тысяч рублей, чтобы полностью избежать возможной уплаты налога. Зачастую доходит до абсурда: в народе бытует мнение, что реальную стоимость автомобиля в договоре пишут только дураки, а умные люди всегда указывают 10 тысяч рублей, чтобы сэкономить деньги и время на подаче налоговых деклараций. А сравнительно недавно появившийся налог на роскошь добавил еще один соблазн: занизить стоимость купленной дорогой машины, чтобы избежать уплаты повышенного транспортного налога. На самом же деле вторая идея – полное заблуждение, а первая может сослужить крайне дурную службу. Давайте разберемся, почему.
Чтобы понять, почему занижение стоимости машины обычно не имеет смысла, нужно понимать, как вообще работает схема налогообложения при продаже машины. Подробно мы разобрались в этом в отдельном материале, так что здесь кратко повторим самое главное. Во-первых, не нужно подавать декларацию и платить никаких налогов тем продавцам, которые владели автомобилем более 3 лет. Стоимость продажи при этом никакой роли не играет: можно продать машину хоть за миллион, можно даже продать ее дороже, чем купил, и все равно этот доход не будет учтен. Во-вторых, при продаже машины, которой вы владели менее 3 лет, нужно подавать декларацию независимо от стоимости продажи. То есть, даже если написать в договоре 10 тысяч рублей, декларацию по форме 3-НДФЛ с этой суммой все равно нужно подать в налоговую, а за непредставление информации грозит штраф. Ну а в-третьих, при продаже машины, которой вы владели менее 3 лет, налог платить придется только в том случае, если она была продана дороже, чем куплена. Из этих трех пунктов можно сделать простой вывод: если вы владели автомобилем менее 3 лет и продаете его дешевле, чем купили, то в занижении суммы в договоре нет никакого смысла, ведь декларацию подавать все равно придется, а платить подоходный налог – нет. Так что предложение продавца написать в договоре 10 тысяч, потому что «все так делают», говорит лишь о его слабой правовой осведомленности, а если такое предлагает покупатель, это может указывать еще и на то, что он перекупщик.
Со случаями, когда занижать цену машины в договоре бессмысленно, мы разобрались. Однако даже если какая-то из сторон заинтересована в фальсификации стоимости, второй стороне соглашаться на это не стоит. Обычно занизить стоимость хочет продавец, а покупатель в этом случае может получить проблемы.
Во-первых, подписав договор с заниженной стоимостью, покупатель попадает в ловушку с ценой будущей продажи, и чем выше реальная стоимость машины, тем хуже для него. Ведь для того, чтобы не платить налог при последующей продаже этого автомобиля, надо либо продать его дешевле, чем купил, либо уложиться в лимит по налоговому вычету – 250 тысяч. И если машина дорогая, то придется искать покупателя, который тоже будет согласен на занижение ее стоимости в договоре. То есть, один раз указав фиктивную цену в договоре, этот порочный круг придется продолжать до бесконечности, если только какой-то из владельцев не проездит на машине более 3 лет. На первый взгляд, проблема невелика: покупателя обычно можно убедить подписать договор «по дешевке». Но если покупатель попадется принципиальный, то сделка будет сорвана. Не стоит также думать, что при продаже «удешевленной» машины можно просто «нарисовать» договор, по которому она якобы была куплена, и затем указать уже реальную стоимость. При регистрации автомобиля в ГИБДД копия настоящего договора с указанием заниженной цены не только остается в ведомстве, но и передается в налоговую службу. Так что даже если предыдущий продавец не узнает о махинациях с договорами, обман может всплыть в налоговой, а это чревато проблемами вплоть до обвинения в мошенничестве. А еще машину с заниженной стоимостью вряд ли удастся сдать в трейд-ин: организации обычно совершенно не заинтересованы в серых схемах и уж тем более – в уплате повышенного налога с разницы между «невероятной» ценой покупки и реальной ценой продажи.
Во-вторых, занижение цены машины для покупателя – это еще и риск остаться без разницы между реальной стоимостью и суммой, указанной в договоре. Такое возможно, если у купленного автомобиля обнаружатся проблемы: например, залог, арест, запрет на регистрационные действия, поврежденные или перебитые номера кузова и так далее. Обычно в таком случае обманутый покупатель может обратиться в суд и потребовать от продавца расторжения сделки. Но вернется покупателю ровно та сумма, что указана в договоре купли-продажи, а при занижении цены разница осядет в кармане у продавца. Например, купив кредитную машину в залоге за 500 тысяч, но указав в договоре 250, покупатель останется и без машины (ее заберет банк, которому она принадлежит), и без 250 тысяч (они останутся у продавца).
Однако возможна и совсем уж абсурдная, казалось бы, ситуация, когда при занижении цены может пострадать не покупатель, а продавец машины. Так, если при продаже автомобиля он подпишет договор с заниженной суммой до передачи денег, то покупатель может в судебном порядке добиться продажи машины именно за ту сумму, что указана в подписанном договоре. А попытка доказать, что стоимость была занижена, и признать сделку ничтожной, скорее всего, будет обречена на провал.
Напомним: так называемый налог на роскошь – это повышающий коэффициент транспортного налога, который распространяется на автомобили дороже 3 миллионов рублей и варьируется в зависимости от конкретной стоимости. Однако стоимость автомобиля в договоре купли-продажи не имеет прямого отношения к обязанности платить повышенный налог: перечень автомобилей, которые стоят более 3 миллионов и подлежат дополнительному налогообложению, определяется государством. Список обновляется ежегодно, а найти его можно на сайте Минпромторга – например, вот список на 2021 год. В этом году в него попали даже некоторые версии автомобилей Skoda, Citroen и Peugeot. Таким образом, пытаться занижать стоимость дорогой машины при покупке бессмысленно: все автомобили, для которых средняя стоимость государством определена на уровне от 3 миллионов и выше, включены в список, так что повышенный транспортный налог придется платить вне зависимости от суммы в договоре.