Инспектор дпс требует открыть капот в чем подвох и что делать водителю

Обязан ли водитель открывать багажник инспектору ГИБДД?

У инспектора ГИБДД есть право проверять не только водителя, но и его автомобиль. Также ему предоставлено право требовать от граждан тех или иных действий/бездействия, если это делается в рамках охраны правопорядка. Но все его указания должны быть прописаны в законе, хотя, иногда сотрудники забывают, что они законоисполнительная и правозащитная власть, а не законодательная. Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять багажник и обязан ли водитель его открывать по требованию инспектора? Давайте разбираться!

Когда ДПС может проверить багажник?

В любых случаях, когда это требуется для соблюдения охраны правопорядка. Размыто? Сейчас разберёмся! Вот только уточним, что сотруднику ГИБДД незачем проверять сам багажник – речь идёт о более конкретны процедурах. Таковыми могут быть:

  • проверка перевозимого груза в багажнике автомобиля (именно проверка самого багажа),
  • сверка номеров компонентов или агрегатов машины,
  • проверка на наличие запрещённых вещей (это не то же самое, что проверка груза).

Для каждой из этих процедур предусмотрена соответствующая административная процедура. Все такие процедуры закреплены в законодательстве – в данном случае либо в КоАП, либо в Административном регламенте, вводимым в действие Приказом №664.

Таким образом, проверка багажника инспектором ГИБДД разрешена, но только в рамках определённых процедур, которые закреплены в правовых актах. И для каждой из этих процедур потребуется составление документов.

Как Вы уже догадались, речь идёт о досмотре или осмотре транспортного средства. Но как их отличить и какие документы для этого потребуются?

Требование инспектора ДПС открыть для проверки багажник машины

Требование открыть багажник – это досмотр или осмотр?

Может быть и тем, и другим. Несмотря на то, что в большинстве информационных источников Вы, скорее всего, прочитаете, что проверка багажника – это исключительно в рамках досмотра, на самом деле, это далеко не так, и за ошибки в теоретической информации практически можно «залететь» на все 15 суток за невыполнение законного требования сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ).

Между тем, отличия этих двух процедур в контексте требования открыть для проверки багажник достаточно весомые, хотя довольно просты и понятны. От них зависит то, какие документы должны составляться, что дозволено инспектору ДПС в рамках этой процедуры и какие формальности должны быть соблюдены.

Осмотр

Осмотр – это визуальное обследование машины. Цели осмотра прямо не определены нигде, но есть основания для его проведения, и к ним относятся:

  1. ориентировки,
  2. признаки несоответствия груза документам,
  3. необходимость сверки маркировок.

И вот именно последний пункт так или иначе может обязать водителя открыть багажник своего автомобиля инспектору. Фактически, если Вы по требованию этого не сделаете, то Вы препятствуете законным действиям сотрудника ГИБДД.

Но проверка груза в багажнике как основание для Вас уже не действует, если Вы едете как обычный гражданин, а не перевозите груз как организация с соответствующими сопроводительными документами.

Что касается ориентировки, то здесь и вовсе всё очень непрозрачно. Дело в том, что её наличие Вы никак не опровергнете, так как она может быть устной и не обязательно должна быть регламентирована на бумаге.

Багажник автомобиля

Но практически это не значит, что Вы обязаны классически выйти из машины и открыть по требованию инспектора багажник, демонстрируя ему всё, на что тот укажет, и объясняя происхождение тех или иных предметов. Помните, что в рамках осмотра проверяется только маркировка. В багажниках большинства моделей машин никаких маркировок вовсе нет – VIN-номер указывается под капотом, на пороге или других местах кузова, в число которых багажник почти никогда не входит. Маркировка фары и подавно не может находиться в багажнике.

Тем не менее, если сотрудник ГИБДД требует открыть багажник для поиска такой маркировки, отказывать ему нельзя. Но и прямой задачи распахнуть крышку багажника перед Вами не стоит. Вам нужно лишь не препятствовать этому – дёрнуть рычаг открывания багажника, например.

И, наконец, самое важное! В рамках проведения осмотра должен быть составлен акт осмотра – письменно с подписью инспектора. Правда, нигде не написано, что этот документ должен составляться перед осмотром, а не во время него или после. Также для осмотра не требуются ни понятые, ни видеозапись.

Досмотр

А вот в рамках досмотра инспектор имеет уже полное право полноценно исследовать Ваш багажник. Вы (и пассажиры), при этом, обязаны выйти из машины и не препятствовать досмотру.

У досмотра есть свои основания, и они почти аналогичны причинам осмотра. Вот только досмотр – более сложная процедура, и инспектору при ней дозволено гораздо больше в действиях внутри багажника Вашего автомобиля. Но и процессуальных действий для сотрудника тоже больше:

  • должен быть составлен протокол досмотра с обязательным указанием в нём предписанных данных; при этом, аналогично осмотру, его нет обязанности составлять непосредственно перед досмотром, хотя фактически невозможно его составить во время или после, так как туда вписываются понятые (при их наличии);
  • должны быть привлечены двое понятых или применяться видеозапись досмотра.

Проверка багажника авто в рамках досмотра

Из дозволенного инспектор ДПС может полноценно исследовать багажник: перемещать вещи в нём, поднять коврик и заглянуть под него. При этом, он не имеет права нарушать конструктивную целостность багажника (может открутить и вытащить запаску, но не может разбирать обшивку, например), а также открывать сумки и вскрывать другие вещи в багажнике (это уже является досмотром личных вещей, и для этого составляется отдельный соответствующий протокол досмотра личных вещей).

Как это применять на практике?

На самом деле, всё просто. Представим стандартную ситуацию: Вас остановил сотрудник ГИБДД, изучил документы и в приказном тоне говорит Вам открыть багажник. Ваша задача здесь, выяснить сразу, требование это или просьба. Спросите прямо об этом инспектора. На просьбу можно отказать, а требование должно быть регламентировано основаниями и подкреплено актом осмотра или протоколом досмотра.

Инспектор ДПС требует открыть капот: в чем подвох, и что делать водителю?

Проверка документов у водителей на дорогах не вызывает вопросов в законности. Осмотр двигателя авто в такой ситуации нельзя назвать ординарным событием. Но если инспектор ДПС требует открыть капот, то в чем здесь подвох, и что делать в такой ситуации? Знание своих прав и полномочий правоохранителей поможет автолюбителям сберечь время, деньги и нервные клетки.

Оговоримся сразу: инспектор ГИБДД имеет полное право остановить машину и потребовать открыть капот. Однако для этого он должен иметь законное основание.

Взаимодействие водителя и сотрудника ГИБДД

В интернете множество противоречивой информации о том, как должен вести себя водитель при встрече с гаишником. Многие автолюбители пытаются «качать права», не имея на то оснований. Есть и другая крайность – испуганный водитель. Они готовы дать обыскать не только авто, но и личные вещи, полагая, что представитель закона имеет на это право. Ни первое, ни второе поведение не будет правильным.

Взаимодействие водителя и сотрудников ГИБДД на дороге регулирует закон. Приказ МВД России от августа 2017 года за № 664 утвердил административный регламент, в котором подробно изложены права и обязанности обеих сторон.

Полицейский имеет право остановить машину в следующих случаях:

  • при нарушении водителем ПДД;
  • для проверки документов, если есть основания подозревать водителя, пассажиров иди ТС в причастности к совершению действий, которые нарушили законы РФ;
  • для проверки авто на предмет угона, если есть ориентировка на аналогичную марку машины;
  • для опроса водителя иили пассажиров как свидетелей ДТП, преступления;
  • чтобы попросить оказать помощь пострадавшим в ДТП или сотрудникам правоохранительных органов (например, попросить быть понятыми).

Без веской причины остановить машину, чтобы посмотреть под капот, нельзя.

В случае законной проверки, согласно регламенту (п. 93.1) сотрудник ДПС имеет право дополнительно провести:

  • сверку идентификационных номера двигателя (кузова) с документами на авто;
  • соответствие технического состояния машины предъявленным документам и требованиям безопасности;
  • осмотр или досмотр (а это принципиально разные действия) автомобиля, его «внутренностей», личных вещей водителя и его самого.

Инспектор уполномочен вежливо попросить водителя выйти из машины, объяснив основания. Водитель, в свою очередь, имеет право визуально контролировать манипуляции правоохранителей, проводить фото и видеосъемку.

Обратите внимание! Водитель не обязан покидать авто, но он может согласиться на это или выйти по своей инициативе. Принудительное выдворение из-за руля возможно только под протокол и при наличии веских оснований.

В ином случае действия сотрудника ГИБДД можно квалифицировать как самоуправство (ст. 19.1 КоАП).

Осмотр или досмотр автомобиля?

Осмотр автомобиля проводится снаружи на предмет повреждений внешней его части. Водитель при этом может не выходить из авто, а инспектор не обязан составлять протокол или объяснять мотивацию его проведения. Двери машины, капот и багажник открывать не нужно.

Досмотр – это почти обыск, но без нарушения конструкции авто. Проводится под протокол, с участием двух понятых или с видеофиксацией. При досмотре от водителя требуется обеспечить свободный доступ в салон (в том числе и к личным вещам), в багажник, под капот. Сверка идентификационных номеров ТС относится к досмотру, поскольку влечет за собой доступ гаишника к «внутренностям» авто.

Что делать, если инспектор просит открыть капот?

Итак, вас остановили на дороге и просят открыть капот для осмотра. В этом случае водитель должен:

  • Убедиться, что перед ним человек, имеющий полномочия и находящийся при исполнении. Закон обязывает инспектора ГИБДД представиться, предъявить удостоверение и сообщить причину остановки. Если этого не произошло, то вежливо попросите у гаишника документы.
  • Поинтересуйтесь, с чем связана просьба осмотреть детали ТС. Законным основанием может быть ориентировка на угон авто, которое совпадает с вашим по модели.

Если действия сотрудника ДПС не вызывают подозрений, то открыть капот вы можете не выходя из салона (рычагом). Если возникли сомнения в обоснованности происходящего, лучше проконтролировать процесс лично, снимая все на камеру.

В чем может быть подвох?

У большинства водителей работа сотрудников ГАИ нареканий не вызывает. Но исключения бывают их всякого правила.

Как недобросовестный инспектор может использовать открытый капот в неправомерных целях:

  • владельцам старых авто могут предъявить претензии в некорректной работе двигателя (или иных частей) машины;
  • заявить о нечитаемом номере двигателя, даже если водитель его несколько раз почистил и протер.

В обоих случаях инспектор вправе отстранить автолюбителя от управления и направить машину на штрафстоянку. Расчет на то, что угроза оплаты эвакуатора, потерянное время побуждает автолюбителя «решить вопрос на месте». Именно этого и добивается недобросовестный сотрудник.

Инспектор ДПС требует открыть капот: в чем подвох, и что делать водителю?

Недавно мы с супругом поехали на дачу, и наш автомобиль остановил сотрудник ГИБДД. За рулем сидел муж, все документы у нас были при себе, поэтому мы без всяких проблем все необходимое предоставили сотруднику. И тут он попросил моего мужа открыть капот. Я езжу уже больше 10 лет, но такое требование я встречаю впервые. Тем более, что никаких правил мы не нарушали, и трезвое состояние мужа тоже никаких особых сомнений вызывать не должно. В итоге инспектор сверил вин номер автомобиля с указанным в документах и отпустил нас. Меня такая проверка заинтересовала, и мне стало интересно, в чем тут подвох.

Законодательство

Все взаимоотношения между сотрудником ГИБДД и водителем строго регламентированы законодательством. Поэтому каждый должен их соблюдать. Основные правила, права и полномочия каждого прописаны в Административном регламенте. И п. 93.1. данного документа дает право инспектору попросить водителя из автотранспорта для проверки номеров агрегатов и кузова. Данная информация содержится в техническом паспорте машины, а также в СТС, которое должен иметь при себе каждый водитель.

Проверка

Инспектор осуществляет проверку этих номеров таким же способом, как проводится проверка при постановке автомобиля на учет. Это делается с целью выявления угнанных машин на дорогах.

Интересный факт заключается в том, что законодательством установлен определенный перечень причин, по которым водитель может быть остановлен инспектором. И такой причины в этом регламенте напрямую не перечислено. Поэтому инспектор не может изначально вас остановить для этой цели. Если, конечно, у него нет специальной ориентировки на аналогичную марку автомобиля. Но сами правила предоставляют право сотруднику во время остановки водителя также попросить осуществить проверку номеров.

В чем подвох?

А теперь представьте, хочется ли инспектору во время своей работы постоянно просить открыть водителей открывать капот, протирать грязь с номеров и сверять длинные номера с документами автомобиля. Большинство водителей говорят, что если вас попросят открыть капот, то ожидайте, что на этом проверка вашего автомобиля не закончится.

Читая комментарии по поводу данной причины остановки, я нашла несколько схожих ситуаций:

  1. Инспектор после открытия капота часто придирался к какой-нибудь неисправности. Особенно часто это касалось старых советских автомобилей и древних иномарок. Инспекторы могли «докапаться» и к выхлопной системе, и к работе двигателя, и еще ко многим неисправностям, по причине которых транспортное средство не должно передвигаться по дороге. Разумеется, в старом автомобиле легко найти к чему придраться.
  2. Другие водители рассказывали о том, что если номер кузова оказывался грязным, а погодные условия не позволяли полноценно его почистить, сотрудник ГИБДД даже пытался эвакуировать транспортное средства на штрафстоянку в качестве сомнительного до выяснения всех абстоятельств. Но в дальнейшем он проверял номера кузова в самом салоне и отпускал водителя.

В нашем случае с супругом автомобиль у нас был пятилетней давности, поэтому придраться здесь было особо не к чему. Но и вдобавок к капоту инспектор предложил провести досмотр багажника. На что мой муж предложил ему сначала найти понятых, которые будут присутствовать при этом мероприятии. Инспектору, видимо, стало лень с нами связываться, и он нас отпустил. Но факт остается фактом. Предложение открыть капот редко заканчивается именно этим осмотром.

Что делать?

Если инспектор решил устроить вам полную проверку, можно создать инспектору некоторые сложности:

  1. Попросите сотрудника ГИБДД назвать вам пункт законодательства, согласно которому водитель должен открыть капот. Вполне вероятно, что вы, как водитель, можете не знать о своей обязанности, поэтому сотрудник ГИБДД должен вас убедить и доказать вам, что он действительно имеет право. Но если инспектор начнет нести что-то невнятное, вы можете почувствовать себя на высоте. Хотя вряд ли это полностью освободит от обязанности открывать капот.
  2. После предложения открыть капот, предложите инспектору найти двух понятых, которые должны участвовать при досмотре автомобиля. Эта обязанность закреплена в ст. 27.9. Причем поиском понятых должен заниматься инспектор, а не водитель. Тут возникает вопрос, является ли открытие капота досмотром. В законе сказано, что понятые нужны при нарушении конструктивной целостности автотранспорта. А соответственно, открытие крышки капота подходит под это понятие. Если же инспектор настаивает, что это будет осмотром, а не досмотром, то объясните ему, чтобы он не путал данные понятия. Так как визуальный осмотр не включает необходимость водителя производить какие-либо манипуляции с автомобилем. Поэтому он может любоваться капотом снаружи, сколько ему вздумается.
  3. Также в регламенте прописывается, что инспектор может предложить водителю выйти из ТС для сверки номера авто. А соответственно, это право прошения не является обязанностью водителя. Поэтому вы, как водитель, можете только дернуть рычаг, чтобы открыть капот. А все остальные действия должен проводить инспектор сам. Но далеко не многие инспекторы захотят пачкать руки об чужие грязные капоты.

Создание таких препятствий не дает вам стопроцентную гарантию, что вам не придется открывать капот и проходить сверку номеров. В этом случае вы должны понимать, что общение с инспектором может затянуться намного дольше, чем это вышло бы при обычной проверке. Но, раз практика показывает, что открытие капота — это один из предлогов, чтобы провести более полную проверку транспортного средства, то надеяться на скорое продолжение дороги тоже не стоит. Более подробно вы можете узнать об этом в представленном видео.

Заключение

В любом случае, когда вас останавливает инспектор, вы не должны показывать ему, что нервничаете, хотя волнение обычно присутствует у каждого водителя. Не хочется лишний раз получить штраф за незначительно нарушение. Поэтому я советую общаться с инспектором на доброжелательной волне. А также рекомендую:

  1. Если вас остановили, обязательно попросите первым делом документы инспектора. В последнее время на дорогах действует очень много мошенников. В том числе случаются случаи, когда злоумышленники использовали их форму. К тому же сотрудник сразу сделает вывод о том, что вы тоже дотошный водитель и просто так с вами лучше не связываться.
  2. Предоставьте свой комплект документов. Помните, что выходить из машины вы не обязаны. Поэтому лучше сидите за рулем.
  3. Если вам предложат пройти проверку номеров с открытием капота обязательно попросите пригласить понятых. Их должно быть двое. И искать их вы не должны. Это обязанность инспектора. Не соглашайтесь проводить проверку без них. Вполне вероятно, что если он не найдет понятых, инспектор просто вас отпустит.
  4. Помните, что сотрудник ГИБДД не имеет проверять ваши сумки. Это считается досмотром. Поэтому для этого также должны присутствовать понятые и должен составляться специальный протокол. При этом досмотр должен проводиться сотрудником того же пола, что и сам водитель. Поэтому девушки имеют право отказать мужчине инспектору в личном досмотре.
  5. Не соглашайтесь поднимать капот, пока инспектор не начнет составлять соответствующий протокол.

Если ваши права будут нарушаться, звоните полицию, и сообщайте о том, что на определенном участке дороги конкретный сотрудник от вас требует что-то в нарушение закона. Пусть приезжают дополнительные наряды ГИБДД и разбираются с произволом инспектора. Также вы всегда можете обратиться за юридической помощью к адвокату.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий