Гарантия на автомобиль по закону

Гарантийный ремонт автомобиля

Производитель не обязан устанавливать гарантийный срок на свой товар, но как правило, на автомобили такой срок устанавливается.

Гарантийный срок – это период, в течение которого в случае обнаружения в автомобиле недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя о бесплатном ремонте или соразмерном недостатку уменьшении покупной цены, а при наличии существенного недостатка – также требования о замене автомобиля или возврате уплаченных за него денег.

Если в течение гарантийного срока в автомобиле обнаружена поломка, нужно без промедления обратиться либо к изготовителю, либо в уполномоченную им официальную сервисную организацию с требованием гарантийного ремонта. Желательно требование заявить в письменном виде в двух экземплярах.

Сроки гарантийного ремонта автомобиля

В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон № 2300-1) недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме.

По Закону № 2300-1, срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.

Если продавец также является и уполномоченной сервисной организацией, то в договоре купли-продажи он часто навязывает выгодное ему условие о том, что недостатки устраняются в 45-ти дневный срок. Однако, это условие действительно только при осуществлении гарантийного автомобиля в этом сервисе и не распространяется на ремонт у других официалов.

Часто при наличии выбора между несколькими официальными дилерами потребители предпочитают купить у ближайшего – это оправданно только при отсутствии в договоре купли-продажи условия о 45-ти дневном сроке для ремонта. Если же такое соглашение есть, покупать нужно у любого дилера, только не у того, у которого планируется и удобнее всего обслуживать автомобиль.

Итак, при наличии выбора, куда сдать в гарантийный ремонт автомобиль, выбор стоит остановить на официальном сервисе, с которым нет письменного соглашения о сроках гарантийного ремонта, поскольку в этом случае ваш автомобиль должны отремонтировать незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для устранения его недостатка с учетом обычно применяемого способа. То есть автомобиль может находиться в ремонте по гарантии ровно столько, сколько нормо-часов требует ремонт в соответствии с заводской документацией. То есть, максимальный срок гарантийного ремонта, равен необходимому минимальному времени для устранения недостатка. Определить этот срок легче после ремонта – достаточно посмотреть в итоговом заказ-наряде сколько нормо-часов фактически занял ремонт – это и есть максимальный срок для ремонта автомобиля.

Почему это так важно? Да потому что за каждый день просрочки этого самого срока официальный сервис должен вам заплатить неустойку в размере 1% от стоимости автомобиля! Более того, нарушение сроков гарантийного ремонта является основанием для расторжения договора купли-продажи автомобиля или его замены на новый. Именно так! Можно покататься на автомобиле 3 года гарантийного срока или 99 из 100 тысяч гарантийного пробега, сдать автомобиль в гарантийный ремонт, а при его просрочке (как и при наличии прочих просрочек в прошлом) вернуть 100% его стоимости или заменить без доплаты на новый.

Любой уполномоченный на гарантийный ремонт сервис обязан принять у вас автомобиль и устранить его недостатки. При этом, защищая свои интересы, он может попытаться навязать вам письменное соглашение о 45-ти дневном сроке ремонта. Запомните – вы не обязаны соглашаться, настаивайте на сроках, предусмотренных статьей 20 Закона № 2300-1. Важно понимать, что соглашение о сроках ремонта – не обязательно отдельный документ, это может малозаметная строчка в заказ-наряде или акте приема-передачи автомобиля или в ином документе, оформляемом при сдаче автомобиля в гарантийный ремонт. Если увидите такую строку – зачеркните ее и рядом напишите: «с данным сроком не согласен, требую ремонт провести в сроки, установленные статьей 20 Закона Закон № 2300-1 и поставьте свою подпись. Сделайте так на обоих экземплярах этого документа.

Часто сервис старается не оставить у потребителя важных документов, которые позволят ему потом отстаивать свои права. Делается это либо при сдаче автомобиля в гарантийный ремонт, когда у его владельца даже нет ни одного документа, что он сдал автомобиль в ремонт, либо (что чаще) при выдаче автомобиля из ремонта. В этом случае потребитель отдает свой экземпляр наряд-заказа в подтверждение прав на автомобиль, но при возврате автомобиля эти документы ему не возвращают под разными предлогами, самым частым из которых является тот, что это документы остаются в сервисе в доказательство того, что именно вы забрали автомобиль из ремонта. Старайтесь не попасться на эти уловки официалов! Чтобы забрать автомобиль из ремонта достаточно предъявить документы на право управления им и удостоверение личности. Дабы исключить возможность изъятия у вас ваших экземпляров документов о ремонте, сделайте заранее их копии, которые и предъявляйте в сервис.

Имейте в виду, что статья 20 Закона № 2300-1 не только устанавливает обязанность немедленного гарантийного ремонта автомобиля, но и гарантирует предоставление очень важных сведений о таком ремонте. Так, при выдаче автомобиля из гарантийного ремонта сервис обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.

Это важно, в том числе и для продления гарантийного срока на автомобиль, поскольку он продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием о гарантийном ремонте автомобиля до дня выдачи его по окончании ремонта.

Как правило, сервис по окончании ремонта выдает новый итоговый заказ-наряд, в котором указываются указанные выше данные. Иногда они вписываются от руки в первоначальный заказ-наряд. Главное, чтобы были указаны все сведения и чтобы они соответствовали действительности, потому что другой, излюбленной уловкой официалов, является искажение сроков устранения недостатка – даты сдачи автомобиля в ремонт или выдачи из ремонта искажаются, дабы создать видимость того, что ремонт занял меньше времени, чем фактически. Поэтому, добившись указания всех обязательных по закону сведений о ремонте, внимательно проверьте правильность известных вам данных, в том числе о датах.

Начало исчисления сроков гарантийного ремонта автомобиля

С какого времени начинает течь срок для гарантийного ремонта? С момента предъявления требования о ремонте, но не ранее момента фактической передачи автомобиля в ремонт. Часто нам навязывают ожидание в очереди дня, когда автомобиль можно сдать в гарантийный ремонт. Это не в ваших интересах. Вы не обязаны записываться, заранее предупреждать о приезде и т.п. Вы имеете право приехать в рабочие часы официального сервиса и потребовать незамедлительно приступить к гарантийному ремонту автомобиля – в этом случае момент обращения с требованием о его ремонте и момент его передачи в ремонт будут совпадать.

Просто приезжайте в любой удобный вам официальный сервис и настаивайте на незамедлительном принятии у вас автомобиля в ремонт. Единственная законная очередь – это очередь в самом сервисе у стойки гарантийного инженера.

Вам будут говорить, что у них нет места, все подъемники заняты и т.п. – не обращайте внимания. В ответ скажите, что ремонт должен в силу статьи 20 Закона № 2300-1 начинаться незамедлительно, а за каждый день просрочки ремонта сервис должен будет вам должен заплатить неустойку в размере 1% в день от стоимости автомобиля, а если не заплатит добровольно, то суд помимо этого еще взыщет штраф в размер 50% общей суммы иска. Предложите написать на вашем письменном требовании гарантийного ремонта все их аргументы и указать там же дату предлагаемого приезда для сдачи автомобиля в гарантийный ремонт. Если они это сделают, то это уже само по себе будет не только основанием для неустойки, но и для требования о замене автомобиля или возврате уплаченных за него денег.

Авто на гарантии: вернуть деньги или добиться ремонта

Авто на гарантии: вернуть деньги или добиться ремонта

Если новая машина оказалась с дефектом, надо выбирать – ремонт, возврат денег или обмен. Потребовать замену или деньги в течение 15 дней можно из-за любой мелочи, например, неработающего стеклоподъемника. Если две недели прошли, то можно воспользоваться гарантийным ремонтом. Дилеры могут отказывать из-за тюнинга, аварии или использования некачественного топлива, но если это никак не связано с поломкой, то отказ незаконный. Юристы объяснили, когда из-за ржавчины на кузове получится вернуть всю стоимость машины и что будет, если дилер затянет с ремонтом.

Вы купили машину из салона, но она оказалась с неполадкой. Закон дает 15 дней, чтобы вернуть деньги, требовать такую же машину, но новую (ст. 18 закона о защите прав потребителей «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»). Или купить другую в этом же салоне, а цену пересчитать (например, доплатить недостающую сумму). При этом неважно, насколько серьезным окажется недостаток: правом можно воспользоваться, даже если не работает стеклоподъемник или не включается обогрев зеркал.

Гарантийный ремонт: что нужно знать

Можно обратиться к дилеру, чтобы авто бесплатно отремонтировали. Со дня покупки владелец может рассчитывать на бесплатный гарантийный ремонт. На каждый новый автомобиль дилер дает гарантию. Она зависит от производителя. Например, у BMW – 2 года. Большинство производителей ограничивают гарантию не только количеством лет, но и километражем. В основном это 100 000 км пробега (например, у Chery, Chevrolet, Ford, Honda, Lada и других). Некоторые дают гарантию на кузов от сквозной коррозии: Audi и Ford – 12 лет, а у отечественных авто – вдвое меньше. Если гарантию не установил сам производитель, то, согласно ст. 19 закона о защите прав потребителей, этот срок будет 2 года.

Гарантия означает, что ремонт будет бесплатным, если поломка произошла по вине производителя: из-за заводских дефектов или некачественной сборки. В сервисной книжке завод-изготовитель прописывает детали гарантии и условия, при которых владельцу ТС могут отказать в гарантийном ремонте. Как правило, это нарушение правил эксплуатации автомобиля, например, если обслуживание и ремонт проводились не у официального дилера. Скорее всего, не отремонтируют бесплатно машину, если на кузове просто появилась ржавчина, а не «сквозная коррозия», как обычно прописывают в документах.

Гарантии можно лишиться, если вы решили отремонтировать машину сами, а потом что-то сломалось, или после тюнинга. Еще одна из частых причин отказа – использование некачественного топлива. Но часто это просто уловка, говорит Галина Гамбург, руководитель практики имущественных и обязательственных отношений Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × . Эксперт рассказывает, что у нее в практике был такой случай. Водителю отказали в гарантийном ремонте, потому что он якобы использовал плохой бензин. Доказать, что причина дефекта не связана с топливом, удалось только на втором круге дела, проведя повторную экспертизу. Вячеслав Балдин, адвокат АБ Адвокатское бюро Asterisk Адвокатское бюро Asterisk Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (споры mid market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) 21 место По выручке × , резюмирует, что если качество топлива, тюнинг или авария не повлияли на производственный недостаток, то дилер (продавец) обязан произвести гарантийный ремонт.

Так, Роман Громов* купил у ООО «Динамика Архангельск Митсубиши» новую машину, а через несколько месяцев попал в аварию. Страховая решила, что автомобиль не подлежит восстановлению, но Громов ее починил и продал. На тот момент авто еще было на гарантии. Новый владелец Иван Карпенко* проводил техническое обслуживание у официального дилера, но когда у машины сломался двигатель, ему отказали в ремонте, ведь машина была в ДТП (негарантийный случай).

Карпенко провел независимую экспертизу, которая подтвердила, что авария и отказ двигателя никак не связаны, проблема носит производственный характер. Тогда он отремонтировал машину в другом сервисе, а затем обратился с иском к ООО «Динамика Архангельск Митсубиши» о взыскании 500 000 за ремонт, 62 000 руб. за эвакуацию, 16 000 руб. за оценку, 5000 руб. за моральный вред. Первая инстанция иск удовлетворила, апелляция решение «засилила». Дело дошло до ВС, который с нижестоящими судами согласился (№ 1-КГ19-13).

Пока действует гарантия, бремя доказывания лежит на продавце. Это он должен объяснить, почему возникшая неисправность не является производственным дефектом. Причем доказательства отсутствия вины производителя должны быть бесспорными, говорит Балдин. Если экспертиза говорит о том, что недостаток мог возникнуть по различным причинам, то суд должен разрешить дело в пользу покупателя. Так произошло по делу № 88-581/2020.

Если с гарантийным ремонтом затянули

Время, за которое дилер должен исправить поломку, ограничено. На ремонт по гарантии ему дается 45 дней (согласно п.1 ст.20 закона о защите прав потребителей «Устранение недостатков товара изготовителем»). Если этот срок прошел, то недостаток признается существенным. Тогда по закону о защите прав потребителей можно отказаться от договора купли-продажи, требовать возврата денег или обмена автомобиля. Нужно учитывать, с какого времени дилер рассчитывает 45-дневный срок, потому что на практике с этим возникают проблемы, особенно если машину надо транспортировать в другой город.

Срок устранения недостатков исчисляется с момента предъявления требований о ремонте, а не фактической доставки товара в ремонтную организацию.

Анастасия Гурина, адвокат АБ S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 1 место По выручке на юриста 18-20 место По количеству юристов 3 место По выручке Профайл компании ×

Так, в 2013 году Виктор Максимов* купил автомобиль Hyundai у ООО «Флагман» за 1,6 млн руб. Импортером был ООО «Хенде Мотор СНГ». Гарантия на машину составила 5 лет или 120 000 км пробега (что наступит раньше). В 2015 году Максимов обнаружил недостатки лакокрасочного покрытия, а потом пришел в негодность и двигатель.

  • 15 июля Максимов направил претензию об устранении поломок импортеру
  • 17 августа ТС эвакуировали в сервисный центр
  • 28 августа Максимову сообщили, что все сделали
  • 31 августа он приехал в сервисный центр, чтобы забрать машину, но выяснилась, что она еще на ремонте
  • 3 сентября машину вернули владельцу

После этого общество защиты прав потребителей и граждан «Гражданская позиция» в интересах Максимова обратилась с иском к ООО «Хендэ Мотор СНГ». Они просили заменить машину, взыскать неустойку (25 000 руб.), штраф и компенсацию морального вреда (100 000 руб.). Первая инстанция и апелляция сочли, что дилер уложился в 45-дневный срок, так как его надо считать с того дня, как авто забрали на ремонт. Их поправил ВС. Он указал, что считать нужно было с 15 июля, тогда получается 51 день. ВС вернул спор на новое рассмотрение в апелляцию (дело № 32-КГ16-31). Рассмотрев дело повторно, суд решил обязать «Хендэ Мотор СНГ» заменить Максимову автомобиль на такой же, а еще взыскать неустойку, штраф и компенсацию морального вреда – всего почти 620 000 руб. (дело № 33-1630).

Когда еще можно вернуть деньги или обменять авто

Если в гарантийном ремонте владельцу авто отказали или гарантия просто закончилась, то можно вернуть деньги или обменять авто в пределах срока службы машины (указывает производитель в сервисной книжке; если не установил, то 10 лет по ЗоЗПП) . Помимо нарушения сроков ремонта (о котором выше), это возможно в случаях, если:

  • недостаток существенный;
  • товар нельзя использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней из-за неоднократного устранения недостатков.

Критерии существенности указаны в постановлении Пленума ВС от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», п. 13:

  • недостаток нельзя устранить;
  • расходы и потраченное время будут несоразмерны;
  • обнаружено несколько дефектов или они повторно появились уже после ремонта.

Существенными суды признают неполадки, например, с автоматической коробкой передач. Аркадий Паромный* приобрел авто у ООО «ТК 103». После покупки начались проблемы (дело № 33-43192/2018). Машина дергалась, когда трогалась с места, набирала обороты, но не ускорялась. Тогда Паромный обратился к официальному дилеру для диагностики. Она показала неисправность коробки. Считая эту поломку существенной, Паромный обратился в автосалон, где купил машину, с претензией, чтобы вернуть деньги. Ему отказали. Тогда он направил иск к ООО «ТК 103». Первая инстанция ему отказала, но апелляция признала поломку КПП существенной и удовлетворила иск частично, взыскав в пользу покупателя деньги за машину, расходы на представителя и штраф (суммы вымараны из акта).

Неисправность двигателя тоже считается существенным недостатком. В KIA CEED Игоря Волохова* обнаружили производственный дефект катушки зажигания четвертого цилиндра. В итоге суды взыскали с дилера стоимость автомобиля, а также расходы на экспертизу и представителя, неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Всего 1,7 млн руб. (дело № 33-7626/2018).

Расторгнуть договор купли-продажи можно и из-за ржавчины, но если она появляется вновь и вновь. Олег Дьяков* в 2013 году купил у ООО «Авто-Спектр» KIA Sorento. Ему дали гарантию на машину 5 лет. Спустя два года на иномарке появились следы коррозии, по требованию Дьякова автомобиль подкрасили. Но через год ржавчина опять появилась. Тогда собственник обратился с претензией о возврате денег за машину к дилеру, а затем в суд. Две инстанции решили, что раз недостаток вновь проявляется, то его можно признать существенным. Они взыскали с ООО «Авто-Спектр» в том числе и стоимость автомобиля (дело № 33-21597/2018).

Если же говорить о том, является ли недостаток существенным, то тут важен вывод суда, устранимый он или нет. Этот вывод, скорее всего, будет основан на заключении эксперта. Если отремонтировать можно, то будет приниматься во внимание длительность и стоимость работ, а также то, появляется ли поломка вновь.

Галина Гамбург, руководитель практики имущественных и обязательственных отношений Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. ×

На практике бывает, что потребителям отказывают из-за несущественности недостатка. Так, Владислав Губкин* купил Ниву в «АвтоАвангард» за сумму около 500 000 руб. Спустя девять месяцев (а гарантия была два года) собственник пожаловался в автосалон на постоянно уменьшающийся уровень жидкости кондиционера, он хотел, чтобы специалисты это исправили. Но во время проверки никаких неисправностей обнаружено не было. Проблема повторялась, поэтому покупатель еще раз обратился в сервисный центр «АвтоАвангарда». И только на этот раз специалисты выявили дефект – негерметичность трубопровода. Губкин устал от того, что новая машина ломается, поэтому он попросил «АвтоАвангард» заменить машину на другую. А получив отказ, обратился в суд. Дело дошло до Верховного суда, который решил, что неполадку кондиционера никак нельзя признать существенным недостатком, то есть компания не обязана заменить машину (дело № 29-КГ20-3-К1).

Купил автомобиль с рук, но он сломался, пока еще действует гарантия (ситуация № 6)

Купил автомобиль с рук, но он сломался, пока еще действует гарантия (ситуация № 6)

Разве гарантией может пользоваться не только первый собственник автомобиля?

Вы купили машину у автовладельца, но она сломалась, пока гарантийный срок еще не истек. В таких ситуациях часто спрашивают: «А можно пользоваться гарантией, если я не первый собственник машины, купил ее у физического лица и она уже была с пробегом?»

Если вы думаете, что раз приобрели авто не в салоне, то не имеете права пользоваться гарантией – выдыхайте. Гарантия распространяется на всех покупателей (ниже будут примеры из судебной практики, которые это подтверждают). Но вам важно знать историю обращения с автомобилем. Может, до вас его неправильного эксплуатировали, и именно поэтому он сломался. В таком случае гарантия не поможет вернуть машину – об этом читайте в подготовленной мной инструкции по возврату автомобиля в течение гарантийного срока.

Если же вы только планируете купить автомобиль с пробегом на гарантии с рук, для минимизации рисков проверьте отметки о прохождении всех плановых ТО в сервисной книжке, расспросите об установке дополнительного «неродного» оборудования и запасных частей. Подробные рекомендации вы найдете в указанной выше инструкции – в ней рассказано о том, что нужно знать о гарантийном автомобиле и как себя вести, чтобы не лишиться возможности его вернуть.

Суды – о правах потребителей при использовании б/у товаров

1. Граждане, использующие для личных бытовых нужд товары, которые им были отчуждены другими гражданами, пользуются всеми правами потребителя, в том числе правами, предусмотренными ст. 18 Закона о защите прав потребителей.

(Пункт 8 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (утв. Президиумом ВС РФ 26 апреля 2017 г.)).

2. Гражданин, на законном основании использующий товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому такой товар был отчужден другим гражданином, пользуется правами потребителя, если законом не предусмотрено иное.

Как установил Верховный Суд Республики Мордовия, требования истца были основаны на том, что переданный ему ответчиком автомобиль имел существенные недостатки, препятствовавшие использовать его по назначению.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей в случае обнаружения в технически сложном товаре недостатков по истечении 15 дней со дня передачи такого товара потребителю его требования об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы либо о его замене товаром этой же марки (модели, артикула) или таким же товаром другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению в случаях обнаружения существенного недостатка товара, нарушения установленных данным законом сроков устранения недостатков товара либо невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Нижестоящие суды доводы истца о наличии в автомобиле существенных недостатков не исследовали, как и остальные обстоятельства дела. Отказ в иске был основан лишь на неверном толковании положений Закона о защите прав потребителей и ошибочном выводе об отсутствии у истца прав потребителя по отношению к ответчику. Верховный Суд отменил состоявшиеся судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

(Постановление Президиума Верховного Суда Республики Мордовия от 5 апреля 2018 г. по делу № 4Г-71/2018).

(О том, почему возврат автомобиля может оказаться очень выгодным, и о других распространенных ситуациях, когда автовладельцы хотят отказаться от недавно купленной машины, – читайте в публикации «Можно ли вернуть автомобиль в салон?»)

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий