Дополнительный отпуск водителей автобусов

Особенности предоставления дополнительного отпуска водителям

Транспорт по умолчанию считается источником повышенного риска, поэтому режим занятости и отдыха для профессии водитель особенно важен. Необходимо тщательно контролировать соответствие рабочего времени шоферов нормам, предусмотренным ТК РФ.

Могут ли они претендовать на дополнительные дни отпуска впридачу к ежегодному обычному? На каких условиях допотпуск предоставляется работодателем? Как оформляется эта процедура? Рассмотрим подробнее.

Регулирующие законодательные акты

Особенности режима занятости и свободного времени водителей регламентируются в следующей государственной документации и внутренних актах организаций:

  • Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года №298/П-22 в редакции от 29 мая 1991 года «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»;
  • ст. 69, 116, 213 ТК РФ об особенностях труда работников транспорта и порядке предоставления дополнительных отпусков;
  • Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 года №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»;
  • отраслевое соглашение;
  • локальное Положение о дополнительных отпусках, принимаемое непосредственно в организации;
  • трудовой договор водителя, где прописаны моменты, касающиеся предоставления основного и дополнительного отпусков.

Какими могут быть дополнительные отпуска

В официальных государственных документах не оговариваются конкретные профессии, для которых оплаченный отпуск не исчерпывается основным ежегодным. ТК РФ и другие источники лишь указывают на определенные категории трудоустроенных людей, которым полагается дополнительный отпуск. Должность водителя чаще всего подпадает сразу под несколько возможных категорий, входя в соответствующие списки и упоминаясь в статьях Трудового кодекса. Добавочные отпускные дни гарантированно получат сотрудники, в данном случае водители:

  • занятые трудом с тяжелыми, вредными, опасными условиями;
  • переведенные на ненормированный рабочий день;
  • трудящиеся в условиях, признанных особыми, то есть оказывающими влияние на психоэмоциональное состояние;
  • чье место работы находится на Крайнем Севере и районах с приравненными условиями.

Это обязательные требования законов, но у работодателей есть еще и возможности увеличить свободные от работы дни еще и по иным причинам:

  • за солидный стаж работы водителем (на усмотрение руководства, но должен составлять не менее полугода);
  • работодательской инициативой (просто по желанию нанимателя).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Работодатель вправе установить своим водителям дополнительный отпуск просто по своей воле и финансовым возможностям, если это входит в противоречия с требованиями ТК РФ, отразив это в локальных нормативных актах. Во внутренних актах разрешено утверждать сроки отпусков, отличающиеся от положенных в законодательстве, но только в большую сторону. Если наличествует профсоюз, его мнение необходимо учесть.

Общие правила предоставления добавочных отпусков

Дополнительный отпуск – это время, предусмотренное для отдыха в придачу к дням основного оплачиваемого отпуска, предоставляемое в течение года по признанным законом основаниям. Такой вид отпуска практически не отличается от общепринятого ежегодного в отношении особенностей предоставления. Однако существуют важные моменты, на которые следует обратить внимание.

  1. Больше, чем положено. Дни допотпуска входят в отпускные дни сверх длительности обычного ежегодного отдыха. Таким образом, в течение года водитель получит в свое распоряжение больше отпускных дней, чем стандартные 28.
  2. Когда вам угодно. Добавочные дни могут быть присоединены к любой части основного отпуска или быть взяты отдельно. Их можно переносить на следующий год (кроме отпуска за вредные условия, его надо отгулять исключительно в рабочем году).
  3. Гуляем по частям? Можно дробить дополнительные отпуска, так же как и основные. Обязательное правило – одна из частей должна составить не менее 2 недель. Если отпуска объединялись, их можно делить произвольно. Например, основной отпуск в 28 дней и дополнительная неделя могут быть разбиты на 2 части: в 20 и 15 дней или иначе.
  4. Отработай хотя бы полгода. Как и основной, дополнительный отпуск нужно заработать, проведя за рулем на пользу предприятию непрерывно не менее 6 месяцев. Хотите уйти в отпуск раньше? Это возможно либо авансом, либо пропорционально времени, которое вы отработали.
  5. А если не отдыхалось? Водитель, не использовавший полагающиеся ему дополнительные отпускные деньки, обязательно получит за них денежную компенсацию, если надумает уволиться.
  6. Выпали праздники. Нерабочие дни, оказавшиеся в числе добавочных отпускных, не учитываются, считаются только рабочие. При написании заявления на отпуск нужно не упустить этот момент, правильно посчитав и указав дату выхода на работу.

Виды водительских дополнительных допотпусков

Рассмотрим особенности дополнительного оплачиваемого времени для отдыха водителей по различным основаниям.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! Так как должность водителя подпадает сразу под несколько оснований, то для определения отпуска выбирается одно, по которому положено наибольшее количество дней.

Дополнительные дни «за вредность»

Работа водителя, к сожалению, предусматривает много факторов отрицательного воздействия на здоровье труженика:

  • физические нагрузки (на мышцы и органы восприятия);
  • эмоциональные стрессы;
  • дыхание загазованным воздухом;
  • вибрация;
  • тяжелый микроклимат на рабочем месте ­– за рулем и др.

Все это позволяет отнести эту профессию к вредным, тяжелым и опасным видам занятости, она входит в упоминающийся выше Список. А таким категориям работников гарантируется дополнительный отпуск. Закон устанавливает его минимальную длительность в 7 рабочих дней, но работодатель может по своему усмотрению увеличить этот срок.

Условие о данном виде добавочных отпускных дней должно быть внесено в трудовой договор водителя при трудоустройстве, а также отмечено в коллективном договоре, отраслевом соглашении.

Допотпуск за ненормированность рабочего дня

Данный режим может быть в ряде случаев установлен:

  • водителям легковых авто (кроме таксистов);
  • водителям экспедиций в полевых условиях.

Если водитель получил в трудовой договор такую характеристику режиму своего труда, ему гарантирован дополнительный отпуск не менее 3 дней, если большее количество не предусмотрено локальными актами. Причем эти дни он вправе отгулять, даже если в течение рабочего года ему ни разу так и не привелось превысить обычный режим занятости.

В отпуск, потому что особенные

Установлен ряд профессий «с особенными условиями труда», к ним относится и водительская. Этой категории выделят еще 3 дополнительных дня «от щедрот» государства, если перед этим в данной отрасли отработано непрерывно 3 и более года.

Водители на Севере

Эта категория тружеников также имеет право на дни отдыха в плюс к основному отпуску. Закон добавляет 24 рабочих дня для водителей Крайнего Севера и 16 дней – для шоферов, работающих в приравненных к нему районах.

Водители скорой помощи

«Медицинские» водители имеют особый статус как входящие в Список профессий с вредными условиями труда. В разделе «Здравоохранение» этого списка указаны минимальные продолжительности отпусков для разных категорий водителей:

  • скорой помощи – 6 дней;
  • если водитель одновременно является и санитаром, то 12 дней;
  • если это работа на психиатрической «Скорой помощи» – дополнительных 30 дней;
  • непрерывный трехлетний стаж в данной отрасли – 3 дня.

Особенности учета оплаты дополнительных отпусков

Поскольку данные дни отдыха относятся к оплачиваемым, расходы на их оплату закономерно уменьшат базу налога на прибыль.

Особенности рабочего времени и времени отдыха работников автомобильного транспорта

Особенности рабочего времени и времени отдыха водителей должны быть закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка, а если условия работы отличаются от общеустановленных – в трудовом договоре в качестве одного из его обязательных условий

1. Рабочее время водителей

Важно! Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Рабочее время водителя включает:
а) время управления автомобилем;
Важно! Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

Важно! На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

Важно! Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%.
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.
Продолжительность работы накануне выходных и нерабочих праздничных дней, а также в ночное время (с 22:00 до 06:00) сокращается на 1 час.

Важно! К работе в ночное время не допускаются:
— беременные женщины;
— работники, не достигшие возраста восемнадцати лет.

Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет, а также опекуны детей указанного возраста, родитель, имеющий ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в случае, если другой родитель работает вахтовым методом, а также работники, имеющие трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в период до достижения младшим из детей возраста четырнадцати лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.

Продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов следующим категориям водителей:

  • водителям, осуществляющим междугородние перевозки, – в случае необходимости дать возможность доехать до соответствующего места отдыха;
  • водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, при суммированном учете рабочего времени – по согласованию с профсоюзом (при наличии);
  • водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях – если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Важно! Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются двое и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени.

Важно! Суммированный учет рабочего времени с учетным периодом продолжительностью один месяц устанавливается в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Важно! Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
Водители могут привлекаться к сверхурочным работам на общих основаниях (см. памятку «Сверхурочная работа»).

Важно! При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением следующих оснований привлечения к сверхурочной работе:
— при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
— для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Исключение составляют случаи, когда вводятся специальные меры в сфере экономики, а Правительство Российской Федерации установило особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах.

Важно! Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части.

Важно! Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

Важно! Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания.
Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Важно! Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей.

В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.

Важно! Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

Важно! При разделении рабочего дня (смены) на две и более части рабочего дня один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.

Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

2. Время отдыха водителей

Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Видами времени отдыха являются:

  • перерывы в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
  • нерабочие праздничные дни;
  • отпуска.

Важно! Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при наличии) или по соглашению между работником и работодателем.

Важно! Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
Важно! При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии – иным представительным органом работников.
Важно! На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов.
Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха.
Важно! В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов.
Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли по крайней мере два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.
Важно! Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 45 часов.
При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в общем порядке (см. памятку «Привлечение к работе в выходные и праздничные дни»).
Важно! При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.
Водители имеют право на ежегодные оплачиваемые (основные и дополнительные) и неоплачиваемые отпуска в случаях, предусмотренных законодательством (см. памятки «Порядок предоставления дополнительного отпуска», «Отпуск без сохранения заработной платы», «Время отдыха», «Предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска»)

Дополнительный отпуск: кому положен и на сколько дней

Каждый год сотрудники, которые заключили с работодателем трудовой договор, могут брать оплачиваемый отпуск на 28 дней (ст. 115 ТК РФ). Но этот срок может быть увеличен на дополнительный отпуск, если они (ст. 116 ТК РФ):

  • заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • имеют ненормированный рабочий день;
  • работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • имеют особый характер работы;
  • в иных случаях, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Рассмотрим самые распространенные основания для дополнительного отпуска подробнее.

Ненормированный рабочий день

Ненормированный день — это режим, при котором сотрудники по распоряжению работодателя эпизодически выполняют работу за пределами установленной продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

Компании сами устанавливают перечень должностей с ненормированным днем в коллективном договоре, соглашениях или локальных нормативных актах (ст. 101 ТК РФ). А в трудовом договоре прописывают факт ненормированного рабочего дня (ст. 57 ТК РФ).

Сколько дней дополнительного отпуска положено

Минимальная продолжительность отпуска за ненормированный рабочий график — три календарных дня. Но работодатель может дать сотруднику больше времени на отдых, если пропишет это во внутренних документах компании для каждой должности.

Стаж работы в ненормированном режиме не имеет значения для дополнительного отпуска (письмо Роструда от 24.05.2012 № ПГ/3841-6-1). И даже если в течение всего года сотрудника ни разу не привлекли к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени, дополнительный отпуск ему положен (письмо Минтруда от 13.10.2020 № 14-2/ООГ-15911), при условии, что его должность входит в перечень должностей с ненормированным днем.

Вредные и опасные условия труда

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Дополнительный отпуск дают сотрудникам, которые трудятся во вредных условиях 2, 3 или 4 класса. Уровень для конкретного рабочего места определяют во время специальной оценки условий труда (СОУТ). Ее проводят раз в пять лет.

Сколько дней дополнительного отпуска положено

За работу во вредных и опасных условиях труда сотруднику положено не менее 7 календарных дней отдыха дополнительно к основному отпуску (ст. 117 ТК РФ). Большее количество дней может быть установлено картой спецоценки, отраслевым соглашением, коллективным договором, локальным нормативным актом.

Этот отпуск предоставляется в зависимости от стажа работы во вредных (опасных) условиях (ст. 121 ТК РФ, Письмо Роструда от 18.03.2008 № 657-6-0):

  • больше 11 месяцев — отпуск нужно дать в полном объеме;
  • меньше 11 месяцев — продолжительность отпуска следует пересчитать пропорционально отработанному времени.

Стаж работника — это количество полных месяцев, которые он отработал во вредных условиях. Определить его можно по такой формуле:

Стаж = фактически отработанные во вредных условиях дни в году / среднемесячное количество рабочих дней в году.

Пример расчета стажа для дополнительного отпуска за вредность и его продолжительности

Разберем расчет дополнительного отпуска за вредные условия труда на примере.

Колосов И. И. в 2021 году провел 20 дней на больничном, два — в командировке и уже полностью отгулял основной отпуск в 28 дней.

1. Находим среднемесячное количество рабочих дней

В 2021 году — 247 рабочих дней. Их делим на 12 месяцев в году и получаем среднемесячное количество рабочих дней: 247 рабочих дней / 12 месяцев = 20,5 рабочих дней

2. Определяем количество дней, фактически отработанных во вредных условиях

Из общего количества рабочих дней вычитаем все рабочие дни, когда сотрудник болел, был в командировке и отпуске. Для этого из периода больничного и основного отпуска нужно вычесть выходные дни.

Для Колосова И. И. расчет фактически отработанных во вредных условиях дней будет выглядеть так: 247 рабочих дней — 2 дня командировки — 14 дней больничного (20 — 6 дней выходных, которые на него выпали) – 20 дней основного отпуска (28 — 8 дней выходных, которые на него выпали) = 211 отработанных дней.

3. Находим количество полных месяцев работы во вредных условиях

Для этого общее количество отработанных во вредных условиях дней делим на среднемесячное количество рабочих дней: 211 дней / 20,5 дней = 10,2 месяца.

Когда в результате подсчетов получается нецелое число, его нужно округлить по правилам математики: если десятая часть меньше 0,5, месяц не засчитывают, больше 0,5 — считают за целый. Исходя из этой логики округляем 10,2 и получаем 10 полных месяцев.

4. Считаем, сколько дней дополнительного отпуска положено работнику

Для этого воспользуемся такой формулой:

Дни доп. отпуска = Продолжительность отпуска за вредность / 12 месяцев × Количество полных месяцев, отработанных во вредных условиях — Отгулянные дни доп. отпуска за вредность

Для Колосова работодатель установил 12 дней отпуска за вредность, поэтому расчет будет следующим:

Дни доп. отпуска = 12 дней / 12 месяцев × 10 отработанных месяцев — 0 дней отгулянного отпуска = 10 дней отпуска.

Если бы Колосов трудился во вредных условиях 11 месяцев и больше, то дополнительный отпуск «за вредность» ему нужно было бы посчитать в полном размере, т.е.12 дней.

Особый характер работы

Перечень работников, которым можно предоставить дополнительный отпуск за особый характер работы, а также его срок и условия определяет Правительство РФ (ст. 118 ТК РФ). Что именно понимать под «особым характером работы», в законе не указано. Есть лишь частные примеры, которые опубликованы в постановлениях. Например, дополнительный отпуск за особый характер работы задокументирован для:

  • работников территориальных органов и работников, командированных в Чеченскую Республику (Постановление Правительства РФ от 31.12.1994 № 1440);
  • врачей общей практики и их медицинских сестер, которые трудятся непрерывно в этих должностях больше трех лет (Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588).
Сколько дней дополнительного отпуска положено

Зависит от конкретных условий и документов, которые их регламентируют. Например, работникам, командированным в Чеченскую республику, положено дополнительно два календарных дня за каждый полный месяц работы, а врачам общей практики — три календарных дня в год.

Работа в условиях Крайнего Севера

Перечень районов Крайнего Севера РФ и приравненных к нему территорий дан в Постановлении Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029. Дополнительный отпуск распространяется на всех, кто трудится на этих территориях:

  • по основному месту работы;
  • по совместительству;
  • вахтой.

Людям, командированным в районы Крайнего Севера и приравненные местности, дополнительный отдых не положен. Исключение — сотрудники, которые занимаются разведкой нефтегазовых месторождений и организуют экспедиции (п. 4 приложения к приказу Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2). Будьте внимательны, если командировки имеют признаки вахтового метода (регулярные, продолжительные), суды могут подтвердить право на дополнительный отпуск (обзор, утвержденный Президиумом ВС РФ 26.02.2014).

Когда в районе Крайнего Севера человек работает во вредных и опасных условиях труда, он может взять дополнительные дни за каждый из этих факторов (ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1).

Сколько дополнительного отпуска положено

Для тех, кто трудится в районах Крайнего Севера — 24 календарных дня. В местностях, приравненных к нему — 16.

Работникам, которые заняты по основному месту работы или совместительству, отпуск предоставляется через шесть месяцев работы у данного работодателя. У вахтовиков продолжительность дополнительного отпуска рассчитывается исходя из количества дней, которые они отработали в северных условиях и потратили на дорогу (ст. 302 ТК РФ). Например, если Голубев И. И. трудился на Чукотке шесть месяцев, а остальное время был дома в Краснодаре, то начислить ему нужно половину установленной законодательством нормы.

Дополнительный отпуск и основной: как разделить

Дополнительный оплачиваемый отпуск можно соединить с основным, также сотрудник может отгулять его отдельно. Обратите внимание, что раз в год сотрудник обязан брать неделимую часть отпуска длиной в 14 дней (ст. 125 ТК РФ). Выделять ее лучше из основного отпуска, т. к. количество дней в нем фиксировано и, в отличие от дополнительного, не может быть уменьшено из-за длительного больничного или отмены вредных условий труда во время спецоценки.

Еще сотрудник может получить дополнительные дни к основному отпуску авансом. Исключение — отдых за ра­бо­ту во вред­ных усло­ви­ях труда, так как его, как мы рассказывали выше, дают за фактически отработанное время (ст. 121 ТК РФ, Пись­мо Ро­стру­да от 18.03.2008 № 657-6-0).

В каких случаях нужно заявление на дополнительный отпуск

Когда сотрудники уходят в дополнительный отпуск по графику, заявление они могут не писать, а работодатель, в свою очередь, должен напомнить о предстоящем отдыхе за две недели (ст. 123 ТК РФ). Если со­труд­ник от­прав­ля­ет­ся в от­пуск вне гра­фи­ка, заявление он написать должен.

Ознакомившись с заявлением, руководитель подписывает приказ о предоставлении дополнительного отпуска на даты, указанные в заявлении. Сотрудника должны ознакомить с приказом.

Можно ли вместо отпуска выплатить деньги

Часть ежегодного оплачиваемого отпуска больше 28 календарных дней можно заменить денежной компенсацией, если сотрудник напишет заявление. Но для некоторых работников это делать запрещено (ст. 126 ТК РФ):

  • беременных,
  • несовершеннолетних,
  • трудящихся во вредных/опасных условиях.

Если работнику, который трудится во вредных условиях, положено больше семи дней, остальной срок он может не отгуливать, а попросить за него деньги (ст. 117 ТК РФ).

Эксперт: Дмитрий Шафран, руководитель проекта Контур.Персонал
Подготовила Елена Яркина, копирайтер

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий