Должность водителя в штатном расписании

Присваивание разрядности водителям

При приведении в соответствие с нововведением наименования должностей, столкнулись с такой проблемой: ранее в штатном расписании существовала должность водителя со всевозможными совмещения. На данный момент, в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 N 31 (ред. от 24.11.2008) «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих», должность должна называться водитель автомобиля 5 разряда. Вопрос 1)необходимо ли наименование должности связывать с разрядом, либо достаточно указать в качестве наименования должности просто-водитель автомобиля. 2) каким образом проводить присвоение разрядности, если до недавнего времени в нашей организации ни разряды ни классы сотрудникам установлены не были.

1. Разряд работника не является частью наименования должности, профессии или специальности, а указывает на квалификацию работника. Однако следует обратить внимание на то, что в трудовом договоре указывается трудовая функция. Трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.
2. Порядок присвоения рабочим квалификационных разрядов предусмотрен Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30 (п.п. 10 – 21; см. Правовое обоснование).

Согласно ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) обязательным для включения в трудовой договор является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Как следует из ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
В соответствии с п. 10 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР (далее – Общие положения ЕТКС), утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30, вопрос о присвоении или повышении разряда, группы квалификации, класса, категории (далее именуется разрядом) рабочему рассматривается квалификационной комиссией предприятия, организации, цеха на основании заявления рабочего, прошедшего обучение и сдавшего квалификационные экзамены, по представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены и т.д.) с учетом мнения коллектива производственной бригады.
Право на повышение разряда имеют в первую очередь рабочие, качественно выполняющие работы и установленные нормы труда более высокого разряда не менее трех месяцев и добросовестно относящиеся к своим трудовым обязанностям.
Рабочие, успешно прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения по соответствующим учебным программам, как правило, допускаются к квалификационным экзаменам без предварительной проверки теоретических знаний и сдачи пробы.
Руководители объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзными комитетами имеют право понижать рабочему квалификацию на один разряд за грубые нарушения технологической дисциплины и за другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества изготавливаемой ими продукции или выполняемых работ.
Восстановление разряда производится в общем порядке, установленном для присвоения и повышения разряда, но не ранее чем через три месяца после его снижения.
Цеховые квалификационные комиссии создаются только в цехах, где действуют цеховые комитеты профсоюза.
Согласно п. 11 Общих положений ЕТКС председателем квалификационной комиссии предприятия, организации назначается главный инженер или его заместитель, заместителем председателя — представитель профсоюзной организации, членами комиссии — начальник отдела (бюро) или инженер по производственно-техническому обучению рабочих на производстве, начальник отдела труда (организации труда) и заработной платы, инженер по охране труда и технике безопасности, руководитель соответствующего цеха (отдела), участка, председатель совета бригадиров или член совета бригадиров.
Цеховые квалификационные комиссии работают под руководством соответствующей комиссии предприятия, организации. Председателем цеховой квалификационной комиссии назначается начальник цеха или его заместитель, заместителем председателя — представитель цеховой профсоюзной организации, членами комиссии — инженер по производственно-техническому обучению, инженер по охране труда и технике безопасности, мастер участка, инженер по нормированию труда (нормировщик), бригадир.
К рассмотрению вопроса о присвоении или изменении разряда квалификационная комиссия при необходимости привлекает квалифицированных рабочих данной профессии или специалистов других служб, а также представителей Госгортехнадзора или Госэнергонадзора.
Порядок присвоения или повышения разряда и создание квалификационных комиссий в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях указан во введении к разделу «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы».
На небольших предприятиях и в организациях, где нет возможности создания квалификационной комиссии соответствующего профиля по проверке теоретических знаний и сдачи пробы для присвоения или изменения рабочим разрядов и наименований профессий, присвоение разрядов может производиться государственными квалификационными комиссиями, созданными в средних профессионально-технических училищах Государственного комитета СССР по народному образованию.
Присвоение рабочему квалификационного разряда или его повышение производится с учетом сложности выполняемых им работ, имеющихся в цехе, на участке, в строительно-монтажной, ремонтно-строительной организации (п. 12 Общих положений ЕТКС).
Организация проверки квалификационной комиссией теоретических знаний рабочих и сдачи ими пробы является обязанностью мастера, прораба, начальника смены или другого руководителя соответствующего подразделения (п. 13 Общих положений ЕТКС).
Рабочий, которому присваивается или повышается квалификационный разряд, должен в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой соответствующего разряда устно ответить на вопросы из раздела «Должен знать» и сдать пробу, т.е. самостоятельно выполнить отдельные работы, указанные в разделах «Примеры работ» или «Характеристика работ» устанавливаемого разряда из числа имеющихся на данном предприятии, в организации. Кроме того, рабочий должен также ответить на вопросы, вытекающие из требований к уровню знаний, изложенных в п. 8 настоящих Общих положений. При сдаче пробы рабочий должен выполнить установленные нормы выработки, времени, обслуживания при обеспечении необходимого качества работ. Оценку уровня практической подготовки рабочего на участках, где не могут быть выполнены пробные работы, дает мастер участка (п. 14 Общих положений ЕТКС).
На основании п. 12 Общих положений ЕТКС если работа, выделенная в качестве пробы для присвоения или повышения рабочему квалификационного разряда, требует участия под его руководством других рабочих, то необходимая для этого бригада (звено) на время сдачи пробы организуется мастером, прорабом, начальником смены или другим руководителем соответствующего подразделения.
Присвоение или повышение квалификационного разряда рабочему, состоящему в бригаде, должно производиться не по степени сложности работ, выполняемых под руководством рабочего более высокой квалификации, а по сложности выполнения тех работ, которые при сдаче квалификационной пробы он мог бы выполнить самостоятельно.
Присвоение квалификационных разрядов рабочим, на которых возложено наряду с основной работой по профессии также выполнение функций по руководству бригадой, должно производиться на общих основаниях. Назначение рабочего бригадиром не может служить основанием для повышения его разряда (п. 16 Общих положений ЕТКС).
Порядок присвоения разрядов при совмещении одной и более профессий аналогичен вышеизложенному (п. 17 Общих положений ЕТКС).
Повышение разрядов рабочим-повременщикам может производиться исходя из наличия сложности работ соответствующих разрядов (п. 18 Общих положений ЕТКС).
Согласно п. 19 Общих положений ЕТКС наименование профессии рабочему должно устанавливаться в строгом соответствии с ЕТКС с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве.
В тех случаях, когда рабочий выполняет работы разных профессий, то наименование профессии рабочему устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ.
В отдельных случаях, определяемых предприятиями, организациями по согласованию с профсоюзными комитетами, присвоение рабочим высших квалификационных разрядов (групп квалификации), которым по уровню квалификации требуется среднее специальное образование, высшие разряды (группы квалификации) могут быть присвоены рабочим, не имеющим среднего специального образования, но обладающим требуемым уровнем знаний и высоким профессиональным мастерством (п. 20 Общих положений ЕТКС).
В соответствии с п. 21 Общих положений ЕТКС на основе заключения квалификационной комиссии администрация предприятия или цеха по согласованию с соответствующим профсоюзным комитетом утверждает рабочему в соответствии с ЕТКС наименование профессии и квалификационный разряд, оформляя это соответствующими документами (приказом, распоряжением, приемной или переводной запиской и др.). Присвоенный рабочему разряд и наименование профессии по основной работе заносятся в его трудовую и расчетную книжки.
На присвоенный разряд по совмещаемым профессиям рабочим выдается свидетельство.

Федеральная служба по труду и занятости: Письмо № ПГ/27409-6-1 от 16.11.2022

Вопрос: Допускается ли ввести в штат должность «водитель-экспедитор»? Если такая должность не допускается, то в каком порядке водителю можно предать функции экспедитора: либо ввести в штат должности «водитель автомобиля» и «экспедитор» и оформить внутреннее совместительство, либо для штатной должности «водитель автомобиля» включить в должностную инструкцию функционал экспедитора, при этом не вводить должность экспедитора?

Ответ: Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев обращение, зарегистрированное 18 октября 2022 года, в пределах компетенции сообщает.

В силу части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовая функция – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (часть первая статьи 195.1 ТК РФ).

Если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (часть первая статьи 195.3 ТК РФ).

ТК РФ предоставляет работодателю право самостоятельно определять штатное расписание, наименования должностей, профессий рабочих и трудовых функций работников в соответствии с уставом организации, устанавливать категории (разряды, классы) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций) (пункт 11.4 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации, утвержденных ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России).

Вместе с тем полагаем, что для водителей установлены требования к квалификации, необходимой для выполнения трудовой функции, а выполнение работ по данной профессии связано с предоставлением льгот и наличием ограничений, поэтому наименование соответствующей должности в штатном расписании и трудовом договоре должно соответствовать наименованию, указанному в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах.

Так, в соответствии со статьей 328 ТК РФ работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра.

Кроме того, в силу пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны, в частности, обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», утверждены приказом Минтранса России от 31 июля 2020 года N 282.

Согласно части первой статьи 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 2349.

Кроме того, должности водителей автомобилей, занятых на отдельных видах производств, предусмотрены в Списках N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, дающих право на досрочное назначение пенсии.

Следует отметить, что должность водителя-экспедитора и квалификационные требования к ней не установлены ни в квалификационных справочниках, ни в тарифно-квалификационных справочниках. Отдельного профессионального стандарта по указанной должности не утверждено.

Кроме того, Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367, должность водителя включена в первый раздел – профессии рабочих, а должность экспедитора во второй раздел – должности служащих.

Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года N 37 (далее – Справочник), приведены квалификационные характеристики должностей других служащих (технических исполнителей) «экспедитор», «экспедитор по перевозке грузов».

При этом в силу пункта 4 Справочника возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой без изменения должностного наименования путем поручения работнику выполнения обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

В связи с изложенным, поскольку квалификационные характеристики должностей (профессий) водителя и экспедитора предполагают наличие у работника различных специальностей и квалификации, данные должности (профессии), по нашему мнению, подлежат отдельному отражению в штатном расписании организации.

Согласно части первой статьи 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ).

Таким образом, полагаем, что должности водителя и экспедитора следует ввести в штатное расписание организации и при необходимости возложить на водителя автомобиля в установленном порядке функции экспедитора путем совмещения должностей (статья 60.2 ТК РФ).

За дополнительной информацией Вы вправе обратиться в Министерство транспорта Российской Федерации.

РАБОТНИКУ ПРЕДОСТАВЛЕНО СЛУЖЕБНОЕ АВТО

Ситуация, когда компания предоставляет своим сотрудникам, которые не являются водителями, в пользование служебные машины, достаточно распространенная. Автомобиль может быть передан, например, руководителю или работникам, чья работа носит разъездной характер (торговому представителю, менеджеру по закупкам).

Казалось бы, имея водительское удостоверение, свидетельство о госрегистрации транспортного средства, полис ОСАГО и приказ о передаче в пользование служебного автомобиля, работник может смело садиться за руль . Однако не все так просто. Может, за управление автомобилем работнику необходима доплата? А как быть с предрейсовыми медосмотрами? Давайте разберемся.

Разбираемся с доплатой за совмещение

Необходимость доплаты работнику за управление служебным автомобилем зависит от того, действительно ли он выполняет работу водителя, то есть перевозит грузы или людей.

Это можно выяснить из содержания трудового договора работника и должностной инструкции, если она является частью этого договора .

Если работник выполняет, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, дополнительные обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплата .

Когда доплата не положена

Если директор или другой работник, которому предоставлен служебный автомобиль, не возит грузы или людей, а катает только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей, ведь предоставление автомобиля:

— не меняет его трудовую функцию (новая трудовая функция не возникает);

— может рассматриваться как вид социальной гарантии для определенных работников.

А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику за управление автомобилем не положена.

Однако даже если работник возит какие-то грузы (торговый представитель — образцы), но в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, тогда совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно. В этом случае управление автомобилем выполняется в рамках заключенного трудового договора и предусмотренной им трудовой функции, что не подразумевает каких-либо доплат. Такой вывод косвенно подтверждают Минздравсоцразвития и Роструд .

Если работник на служебном автомобиле возит грузы или людей, при этом ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции про управление автомобилем ничего не сказано, то ему положена доплата за совмещение.

Эту же точку зрения поддерживают и суды, отказывая в доплате за совмещение профессий (должностей), в частности, если:

профессии инженера и водителя не совмещались, так как инженер не исполнял обязанностей по должности водителя, а в соответствии с должностной инструкцией был лишь допущен к управлению автомобилем для проезда к месту работ на удаленных объектах ;

работник был принят на должность водителя-охранника, оплата труда производилась по тарифной ставке, установленной штатным расписанием и трудовым договором для должности водителя-охранника, следовательно, он не совмещал должности водителя и охранника и доплата ему не положена .

Когда придется доплачивать

Суды признают факт совмещения профессий и право работника на доплату в случаях, когда:

в должностные обязанности работника по основной должности не входили обязанности, которые он выполнял дополнительно по другой должности, для которой в организации была предусмотрена единица в штатном расписании, а также своя должностная инструкция ;

работник выполнял работу, которая отсутствовала в его должностных обязанностях и не была предусмотрена трудовым договором, но при этом фактически было достигнуто соглашение об оплате за совмещение (работник обратился с заявлением, в котором отказался от исполнения ряда обязанностей, а директор письменно просил учредителя доплачивать работнику за совмещение) ;

работник с должности водителя был переведен на должность водителя-экспедитора и выполнял, помимо обязанностей водителя, обязанности экспедитора без доплаты за совмещение. Суд решил, что профессии водителя и экспедитора, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, являются двумя самостоятельными должностями с различными трудовыми функциями, а также самостоятельно аттестованы как рабочие места у работодателя ;

положения трудового договора свидетельствовали о том, что фактически выполнявшиеся работником действия, связанные с вождением автомобиля и поддержанием его в исправном состоянии, выходили за пределы обычных должностных обязанностей работника как начальника отдела .

Как видим, доказать факт совмещения работникам удается только на основании документов. И если такие документы имеются, то работодателю проще доплатить работнику за совмещение, не доводя дело до суда.

Предрейсовые медосмотры только для водителей

За отсутствие предрейсовых медосмотров водителей (которые работодатель проводит за свой счет ) инспектор ДПС может оштрафовать организацию на 30 000 руб. Также организацию может наказать и трудовая инспекция — привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП .

Вместе с тем медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принятых на работу в качестве водителя . Поэтому если сотрудник ездит на служебном авто, но при этом в качестве водителя не оформлен, то проходить обязательные медосмотры, в том числе предрейсовые, он не должен.

А вот каково мнение представителя Роструда по этим вопросам.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ШКЛОВЕЦ ИВАН ИВАНОВИЧ — Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

«Требование проводить медосмотры относится к транспортным компаниям, в штате которых есть водители. Если компания не ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и должности водителей штатным расписанием не предусмотрены, то нет оснований и для медосмотров.

Что касается доплат работникам, которым предоставлен служебный транспорт, то ситуация такая. Если в трудовом договоре (должностной инструкции) сказано, что работник использует автомобиль для выполнения своей трудовой функции, то дополнительная оплата за это ему не положена. Ведь, подписав договор, работник тем самым подтвердил, что согласен с его условиями.

Если про использование автомобиля ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции ничего не сказано, то управление автомобилем следует расценивать как дополнительную работу, за которую полагается доплата».

Итак, если работнику положена доплата за совмещение, а ваша организация ее не платит, это может привести к весьма неблагоприятным последствиям. Это не только штраф от трудинспекции (для организации — от 30 000 до 50 000 руб., а для ее руководителя — от 1000 до 5000 руб. ), но и претензии со стороны работников, что может оказаться гораздо хуже. Ведь тогда работодателю придется раскошелиться еще и на денежную компенсацию за задержку доплаты, а также на возмещение морального ущерба и судебных издержек .

п. 2 ст. 209 ГК РФ; п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства от 23.10.93 N 1090

ст. 57, ч. 3 ст. 68 ТК РФ

ч. 1, 2 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ

Письма Минздравсоцразвития от 12.03.2012 N 22-2-897; Роструда от 24.05.2011 N 1412-6-1

Определение Мосгорсуда от 12.10.2010 N 33-29136

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 08.02.2013 N 33-771/2013

Апелляционное определение Омского облсуда от 06.11.2013 N 33-7293/13

Апелляционное определение ВC Республики Хакасия от 21.05.2013 N 33-1251/2013

Определение Приморского краевого суда от 15.12.2010 N 33-10823

Апелляционное определение Калининградского облсуда от 11.07.2012 N 33-2925/2012

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий