В России ограничение действия водительских прав по возрасту пока не планируется
«Пускать пожилых людей за руль или нет?» – этот вопрос уже давно стоит перед законодателями западных стран. Чуть менее остро, но все же вырисовывается схожая проблема и для российских законодателей и участников дорожного движения.
Смотрите также: Замена прав для пожилых водителей: в каких случаях не пройти комиссию
Не сказать, что людей почтенного возраста мы часто видим за рулем автомобилей, но тем не менее граждане, активные в 70-, 80- и даже 90-летнем возрасте, нет-нет да выезжают на дороги.
Вот один из свежих примеров, опубликованный на страницах «РГ.ру»:
«Своеобразный рекорд установил житель Азова Василий Павленко. Он получил новые пластиковые водительские права в 90 лет».
Также в материале «Российской газеты» отмечается, что «законом не устанавливаются максимальные возрастные рамки для замены или получения водительского удостоверения», об этом сообщили в отделе информации Главного управления министерства внутренних дел региона.
Тем не менее со временем проблема будет только усугубляться, поскольку в связи с возрастающим количеством граждан, получивших право управления транспортными средствами, через десяток-другой лет мы получим на дорогах ситуацию, схожую с той, что наблюдается сейчас в США, где автомобилями управляют миллионы пожилых людей.
Почему мы обозначили подобную перспективу «проблемой»? Мы, безусловно, не против реализации потребностей прошедших экзамен на право управления граждан, но следует учитывать и физиологическую специфику людей в возрасте 70 лет и выше.
По мнению врачей, пожилые люди медленнее ориентируются в загруженном автомобильном потоке, чаще подвержены болезненному или утомленному состоянию, хуже концентрируют внимание, а также иногда непредсказуемо реагируют на стрессовую дорожную ситуацию.
Согласно пункту 2.7 ПДД РФ водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения
Да и здоровье может ухудшаться достаточно внезапно. Вот и получается, что вроде медицинская справка еще действует и по документам человек имеет право управлять автомобилем, но по факту ему этого делать нельзя. Благотворно влиять на безопасность такое дело точно не будет.
Пожилой человек пожилому человеку – рознь. Кого-то в 80 лет можно запускать в космос, а кто-то в 60 лет уже с трудом реализует свои потребности.
Впрочем, в защиту пенсионеров скажем, что, по сведениям мировых страховых компаний, процент попадающих в ДТП пенсионеров от 100% имеющих ВУ не превышает 5%. Это минимум в два раза меньше, чем у их более молодых коллег. Не зря после введения новых тарифов ОСАГО с 9 января 2019 года коэффициент бонус-малус для водителей возрастом более 59 лет был даже снижен до 0.93: В России с 9 января 2019 года начали действовать новые тарифы ОСАГО
Так будет ли установлен в России предельный возраст вождения?
Что касается России, то у нас запретить управлять автомобилем органы могут только по медицинским показателям. И, казалось бы, все идеально, запрета на выдачу водительских прав после наступления определенного возраста просто не нужно, достаточно обратиться к базе медицинских противопоказаний.
Но пока у нас в стране нет единой базы, где сотрудники Госавтоинспекции могли бы посмотреть на противопоказания для управления автомобилем (тем более ГИБДД не имеет прямого доступа к разрозненным базам Минздрава, для получения каких-либо сведений о заболевании того или иного человека различные госорганы должны делать соответствующий запрос). И это на данный момент является действительно серьезным просчетом. Поэтому благое начинание хоть и работает, но скрипя шестернями.
Итог: ограничение действия ВУ по возрасту, скорее всего, не введут, хотя, объективно говоря, такой вид регулирования в будущем будет напрашиваться сам собой.
Как у «них» – в Европе и США?
Проблема, как видно, стоит достаточно остро в других автомобилизированных странах, особенно в странах Запада: Европе и Северной Америке, где средний возраст населения поднимается, оно стареет, а автомобилизация растет, все в большем количестве семей появляется автомобиль, а то и по нескольку штук, для каждого члена семьи.
Эксперименты по этому поводу и дебаты идут достаточно давно, это также отражено в массовом искусстве. Например, в 2003 году в американском мультсериале «Южный парк» в гротескной форме освещалась именно такая проблема, отсылающая зрителя к реально случившемуся инциденту, произошедшему в том же 2003 году, когда 86-летний житель Калифорнии, перепутав педали тормоза и газа, въехал на машине в палаточный рынок и, проехав около 300 метров, убил 10 и ранил около 60 человек. И подобные инциденты, в которых пожилые люди путают педали и въезжают в магазины или жилые дома, в США происходят с печальной регулярностью.
Какого-то единого решения в странах по всему миру принято до сих пор не было: прямые запреты для пожилых людей садиться за руль как находят поддержку среди населения, так и сталкиваются с протестными движениями ввиду того, что это является прямым ущемлением прав граждан.
Например, совсем недавно один из членов королевской семьи Великобритании, 97-летний супруг Елизаветы II Филипп, попал в достаточно серьезное ДТП, в котором его внедорожник даже перевернулся. После происшествия, несмотря на то что травм герцог Эдинбургский не получил, он сдал свои права.
До какого возраста можно работать водителем?
Пенсионный возраст в России продлили, но некоторые водители, и выйдя на заслуженный отдых, подрабатывают шоферами. Не нарушают ли они таким образом правила? И вообще до какого возраста в России можно работать водителей? Прописан ли где-то возраст профессиональных шоферов?
Как говорят специалисты по hr, никаких органичней по возрасту для профессиональных водителей нигде не прописано – в России нет таких законов и нормативных актов. Получается, что можно садиться за руль большегруза, такси, маршрутки или автобуса в любом возрасте.
Да, есть возможность ограничить водителя по состоянию здоровья на медкомиссии – профессиональные шоферы проходят более серьезное обследование, чем рядовые автомобилисты раз в 10 лет. Медсправка по итогам такой комиссии действует год, если человек занимается перевозками на профессиональном уровне. Поэтому обследование нужно проходить раз в год – по сути, если врач увидит, что у человека серьезно ухудшилось зрение, появились ограничения для вождения, он может и отказать в праве водителю садиться за руль.
Но, как показывает практика, многие профессиональные водители и на пенсии водят не только личные автомобили, но и автобусы, фуры, маршрутки. Законодательных ограничений для того, чтобы пенсионеры работали на пенсии, нет – разве что им не будут индексировать пенсию и могут урезать какие-либо социальные льготы. Кстати, недавно общественники предложили обязать пожилых водителей проходить медкомиссию для управления собственным автомобилем не раз в 10 лет, а чаще – причем чем старше водитель, тем чаще ему придется обходить всех врачей. Но в ГИБДД такое предложение не поддержали, считая это ущемлением прав россиян. Читайте также: 5 лучших моделей для зрелых автомобилистов.
При использовании любых материалов необходима активная ссылка на DRIVENN.RU
Пожилым водителям придется чаще проходить медкомиссию? Новшество для пенсионеров
В последнее время для водителей придумывают разные новшества, которые призваны усложнить им жизнь. Например, для пожилых людей, которые управляют автомобилем, предлагают ввести новое условие – чаще остальных автомобилистов проходить медкомиссию.
С таким предложением выступил глава Свердловского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Дмитрий Ларионов. По его мнению, чтобы на дорогах было безопасно ездить, стоит ввести дифференциацию при прохождении медкомиссия для водителей. Если водитель старше 55 лет, он должен проходить всех врачей раз в пятилетку, старше 60 лет – раз в 3 года. К такой идее его подтолкнула статистика аварийности ГИБДД – по данным Госавтоинспекции Свердловской области, за последний год в регионе число ДТП с участием пожилых водителей старше 70 лет удвоилось. На 80% подскочило число людей, получивших травмы в этих авариях.
Правда, сам общественник не призывает лишать прав водителей по старости – это, по его мнению, не выход, лучше просто проверять здоровье и оценивать с позиции экспертов, способен ли пожилой водитель управлять транспортом.
А вот в целом по России число аварий, произошедших по вине зрелых автомобилистов, выросло на 9%, а число пострадавших в них людей снизилось на 9%. В Госавтоинспекции уверяют, что пожилые водители реже попадают в тяжелые ДТП, с серьезными последствиями. Да и у молодежи истории с аварийностью на дорогах не лучше. Поэтому, как пишет РГ, в ГИБДД РФ не поддерживают подобные ограничения в отношении пожилых автолюбителей. По мнению дорожных полицейских, аварийность зависит не от возраста человека, а от того, как он водит и как относится к дорожному движению, уважает ли других водителей, соблюдает ли правила.
А если учесть, что пенсионный возраст в России теперь для мужчин 65 лет, это говорит о том, что выполнять свои трудовые функции те же профессиональные водители будут дольше. Поэтому пока ни о каких ограничениях по возрасту для водителей не может идти и речи. Читайте также: в каком возрасте запрещено водить автомобиль?
При использовании любых материалов необходима активная ссылка на DRIVENN.RU